ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2165/18 от 27.11.2018 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2-2165/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2018 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Родичевой Т.П.,

при секретаре Симкиной Я.В.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, представителя ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска о признании незаконным решения и понуждению к совершению действий,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту управления муниципальной собственности администрации города Томска о признании незаконным решения и понуждении к совершению действий, указав в обоснование заявленного иска, что ему принадлежит на праве собственности: жилой дом, расположенный по адресу: кадастровый номер: ; нежилое строение (Литер А), расположенное по адресу: , реестровый , дата регистрации 06.08.1996; нежилое строение (Литер Б), расположенное по адресу: , реестровый , дата регистрации 06.08.1996; нежилое строение (Литер Г), расположенное по адресу: , реестровый , дата регистрации 06.08.1996; сооружение - ограждение, протяженность 278,8 кв. метров, расположенное по адресу: кадастровый номер: . Данные объекты расположены на земельном участке по адресу: , с кадастровым номером , площадью 2000 кв. метров, вид разрешенного использования: эксплуатация зданий и сооружений.

С целью приобретения в собственность в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации данного земельного участка 28.12.2017 истец обратился в адрес Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее - Департамент) с соответствующим заявлением, приложив к нему все необходимые документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015 г. № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов». В соответствии с действующим законодательством истцом получен проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , в пункте 3.1 которого указана стоимость (выкупная цена) земельного участка в размере , равная 50 процентам ее кадастровой стоимости.

Считает, что предлагаемая выкупная цена земельного участка, равная 50 процентам его кадастровой стоимости, в размере , противоречит нормам установленным действующими нормативными актами муниципального образования «Город Томск», в частности подп.1 пункта 1 решения Думы Города Томска 24.12.2013 № 934 (ред. от 01.11.2016) «О порядке определения и оплаты цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск», при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» цена земельного участка устанавливается равной: на 2017 год – 5 %, на 2018 год - 10 % его кадастровой стоимости в случаях продажи земельных участков гражданам для эксплуатации жилых домов и (или) для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительств в том числе в случаях, когда в границах продаваемых земельных участков расположены помимо жилых домов и (или) объектов индивидуального жилищного строительства, гаражи иные объекты вспомогательного использования, предназначенные для обслуживания таки жилых домов и (или) объектов индивидуального жилищного строительства.

Полагает, что выкупная цена земельного участка должна быть равной 5% от его кадастровой стоимости и составлять , ссылаясь на требования ст.ст. 27, 39.14, 39.15, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 19,22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», просил суд признать незаконным отказ Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска в согласовании ФИО1 договора купли-продажи земельного участка по адресу: , с кадастровым номером , площадью 2000 кв. метров, вид разрешенного использования: эксплуатация зданий и сооружений, в редакции протокола разногласий по цене (равной 5 процентам от его кадастровой стоимости), выраженный в письме от 04.04.2018 № 4026; обязать Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска устранить допущенное нарушение прав ФИО1 путем согласования и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, местоположение которого: , с кадастровым номером , площадью 2000 кв. метров, вид разрешенного использования: эксплуатация зданий и сооружений, в редакции протокола разногласий по цене (равной 5 % от его кадастровой стоимости), в трех экземплярах в адрес ФИО1 в срок не более, чем тридцать дней с момента вступления в силу решения суда.

Истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности от 21.12.2017 сроком на один год, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что имеющиеся на земельном участке строения являются объектами вспомогательного использования, предназначенные для обслуживания жилого дома, так как в одном из них стоят автомобили ФИО1, в другом хранятся вещи, стоит бильярдный стол. Строение, в котором ранее был магазин, в настоящее время не эксплуатируется, там планируется провести ремонт и перевести это строение в жилое.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности №37 от 09.04.2018 сроком на один год, в судебном заседании возражала против заявленного истцом иска, указав в обоснование своих возражений доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Указала, что имеющиеся на земельном участке нежилые строения не являются вспомогательными по отношению к жилому дому, поскольку могут эксплуатироваться самостоятельно от жилого дома, на момент возникновения права собственности на дом уже существовали и использовались как самостоятельные объекты недвижимости. Вид разрешенного использования испрашиваемого в собственность земельного участка – эксплуатация зданий и сооружений, сам земельный участок расположен в территориальной зоне (О-1) – зоне делового, коммерческого и общественного назначения, виды разрешенного использования которой не предусматривают размещение индивидуального жилого дома. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником жилого дома, площадью 182,9 кв.м., расположенного по адресу: (кадастровый номер: ), нежилого строения (Литер А), площадью 95,7 кв.м., расположенного по адресу: , (реестровый , дата регистрации 06.08.1996), нежилого строения (Литер Б) площадью 254,2 кв.м., расположенного по адресу: (реестровый , дата регистрации 06.08.1996), нежилого строения (Литер Г) площадью 247,6 кв.м., расположенного по адресу: (реестровый , дата регистрации 06.08.1996), что подтверждается свидетельством о регистрации права 70-АВ от 28.11.2013, регистрационным свидетельством о собственности на недвижимость реестровый от 06.08.1996, регистрационным свидетельством о собственности на недвижимость реестровый от 06.08.1996, регистрационным свидетельством о собственности на недвижимость реестровый от 06.08.1996, а так же выписками из Росреестра от 25.01.2018.

Указанные строения расположены на земельном участке, площадью 2000 кв.м., по адресу: (кадастровый номер ), категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: эксплуатация зданий и сооружений, кадастровая стоимость – что сторонами не оспаривалось и подтверждается выпиской из Росреестра от 24.01.2018.

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров (п. 6, 7).

Согласно подп. 1 пункта 1 решения Думы Города Томска 24.12.2013 № 934 (в редакции, действующей на день обращения ФИО1 с заявлением) «О порядке определения и оплаты цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск», припродаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» цена земельного участка устанавливается равной: на 2017 год - 5%, на 2018 год - 10% от кадастровой стоимости в случаях продажи земельных участков гражданам для эксплуатации жилых домов и (или) для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства, в том числе в случаях, когда в границах продаваемых земельных участков расположен, помимо жилых домов и (или) объектов индивидуального жилищного строительства, гаражи иные объекты вспомогательного использования, предназначенные для обслуживания таких жилых домов и (или) объектов индивидуального жилищного строительства.

Цена земельного участка устанавливается равной: на 2017 год - 50%, на 2018 год - 100% его кадастровой стоимости в случаях продажи земельных участков для целей эксплуатации применительно к одному земельному участку одновременно как объектов, указанных в подпунктах 1 и (или) 2 настоящего пункта, так и объектов, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта (пп.4 п.1 указанного Решения Думы).

Как следует из Положения о департаменте управления муниципальной собственностью администрации города Томска (утв. решением Думы г. Томска от 30.10.2007 N 683) (далее – Положения) Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (далее по тексту - департамент) является отраслевым органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере управления муниципальной собственностью и землепользования на территории муниципального образования "Город Томск", в том числе с правом выступать в качестве стороны в суде по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением. Для достижения целей и задач департамент осуществляет, в том числе, подготовку договоров, актов приема-передачи, актов выкупной цены, а также иных документов в области управления и распоряжения земельными участками, расположенными в границах муниципального образования "Город Томск", предусмотренных земельным законодательством; заключает договоры о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, договоры о развитии застроенной территории, соглашения об установлении сервитутов; осуществляет подписание или утверждение актов и иных документов, связанных с передачей земельных участков гражданам и юридическим лицам, а также в предусмотренных земельным законодательством случаях прием уведомлений землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков о заключении соглашений об установлении сервитутов и дачу согласия на заключение таких соглашений (п.12 Положения).

С целью приобретения в собственность в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка (кадастровый номер , площадью 2000 кв. метров, вид разрешенного использования: эксплуатация зданий и сооружений), на котором расположены принадлежащие истцу объекты недвижимости по адресу: , ФИО1 28.12.2017 обратился в адрес Департамента с заявлением, в котором просил предоставить в свою собственность земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: .

Как указал истец и не оспаривал представитель ответчика, проектом договора купли-продажи, представленного истцу ответчиком, предполагается стоимость (выкупная цена) земельного участка в размере равная 50 % его кадастровой стоимости.

Не согласившись с ценой договора 05.03.2018 ФИО1, обратился в Департамент с заявлением о согласовании стоимости земельного участка, равной 5% от его кадастровой стоимости, равной приложив к данному заявлению проект договора купли-продажи.

04.04.2018 в адрес ФИО1 Департаментом дан ответ, согласно которому, правовой режим земельного участка не предусматривает возможности возведения на нем жилого дома. А расположенные на земельном участке нежилые здания склада, гаража, имеют площади, превышающие площадь расположенного там же жилого дома. Нежилое строение площадью 96,8 кв.м. стоит на учете как магазин. Указывая на характеристики данных строений, позволяющие отнести их объектам капитального строительства, пригодным для самостоятельного гражданского оборота, Департамент отказал в предоставлении земельного участка на предложенных ФИО1 условиях по цене, равной 5% от его кадастровой стоимости.

Оспаривая отказ в предоставлении земельного участка по предложенной ответчиком цене, представитель ФИО1 указал, что на испрашиваемом им земельном участке расположен жилой дом, а остальные строения, расположенные на данном участке, являются строениями, необходимыми для его обслуживания, то есть являются вспомогательными.

Вместе с тем, суд отмечает, что законодательное закрепление понятия вспомогательные сооружения отсутствуют.

На основании п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.

Согласно Письму Минрегиона Российской Федерации от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований".

Кроме того, как указано в пункте 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение, или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

Как следует из постановления администрации г. Томска №186оз от 19.10.1992 торговому предприятию отведен в бессрочное пользование земельный участок площадью 0,2 га по в границах согласно прилагаемой выкопировки занятый зданием магазина и подсобными помещениями для его обслуживания и эксплуатации.

Стороны не оспаривали, что одно из расположенных на испрашиваемом участке зданий является магазином, который в настоящее время не работает. Кроме того, расположенный на участке индивидуальный жилой дом истца изначально приобретался последним как нежилое строение, однако после его реконструкции было переведено в жилое, что подтверждается постановлением мэра г. Томска № 3538-п от 20.11.2001 из которого следует, что ФИО1 разрешено перевести нежилую площадь здания в жилую и переоборудовать ее в квартиру.

Таким образом, имеющиеся на земельном участке нежилые строения были построены и использовались по назначению (для обслуживания магазина) за долго до возникновения индивидуального жилого дома. Указанные нежилые строения стоят на кадастровом учете, на них зарегистрировано право собственности как на отдельные нежилые строения, они могут использоваться самостоятельно, поэтому не являются вспомогательными по отношению к жилому дому. Кроме того, доказательств того, что нежилое строение – магазин в настоящее время невозможно использовать по своему целевому назначению в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для установления стоимости испрашиваемого земельного участка согласно подп. 1 пункта 1 решения Думы Города Томска 24.12.2013 № 934 в размере 5% от его кадастровой стоимости не имеется, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска о признании незаконным отказ Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска в согласовании ФИО1 договора купли-продажи земельного участка по адресу: , с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., вид разрешенного использования: эксплуатация зданий и сооружений, в редакции протокола разногласий по цене (равной 5 % от его кадастровой стоимости), выраженный в письме от 04.04.2018 № 4026 и обязании Департамент управления муниципальной собственностью администрации г. Томска устранить допущенное нарушение прав ФИО1 путем согласования и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, местоположение которого: , с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., вид разрешенного использования: эксплуатация зданий и сооружений, в редакции протокола разногласий по цене (равной 5% от его кадастровой стоимости), в трех экземплярах в адрес ФИО1 в срок не более, чем 30 дней с момента вступления в силу решения суда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.П. Родичева

Верно

Судья Т.П.Родичева

Секретарь Я.В.Симкина