ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2166/2022 от 27.07.2022 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело 2-2166/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2022 года

г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи

Витюковой Л.А.,

при секретаре

ФИО1,

представителя истца

Зайцевой О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области, заявленному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области об обязании обустроить контейнерные площадки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оренбургского района Оренбургской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с указанным иском в суд к администрации муниципального образования Чернореченский сельсовет, обосновывая его тем, что по результатам проведенного мониторинга исполнения законодательства об охране окружающей среды на территории муниципального образования установлено, что определен реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, на отведенных местах установлены баки для сбора отходов. Вместе с тем, указанные места не обустроены согласно требованиям пункта 3 раздела 2 СанПин 2.1.3684-21.

23.06.2021 года по факту бездействия администрации муниципального образования прокуратурой вносилось представление в адрес главы администрации, представление рассмотрено и удовлетворено, однако, нарушения не устранены.

Просит обязать администрацию муниципального образования Чернореченский сельсовет устранить нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства путем обустройства контейнерной площадки, расположенной на территории муниципального образования в соответствии с требованиями пункта 3 раздела 2 СанПин 2.1.3684-21 в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Ответчик администрация МО Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в судебное заседание представителя не направила, извещена надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.

Помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Зайцева О.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Заслушав помощника прокурора, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Пунктом 1 статьи 22 данного Закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

На основании пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В силу п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 (далее - Правила N 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с п. 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

С 01.03.2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Согласно требованиям пункта 3 раздела 2 (ранее п. 2.1 СанПин 2.1.7.35550-19) на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлено, что администрацией МО Чернореченский сельский совет ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО, в местах накопления установлены баки для сбора отходов.

Вывоз ТКО обеспечивается мусоросборной машиной, предоставленной региональным оператором в соответствии с установленным графиком.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Однако, места накопления ТКО не имеют подъездные пути, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Данное обстоятельство ответчиком администрацией МО Чкаловский сельсовет не оспаривалось со ссылкой на недостаточное финансирование.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно пунктам 1, 9 части 1 указанной статьи органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов, а также иными полномочиями, в соответствии с уставом.

При этом, согласно ч. 3 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов, и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Согласно пункту 19 статьи 5 Устава МО Чкаловский сельсовет Оренбургского района, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Чкаловский сельсовет от 26.01.2015 года №171 к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с пунктами 13,16 статьи 6 Устава МО Оренбургский район Оренбургской области к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Оренбургский район.

Перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения (подпункт 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В пункте 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 4 части 1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Руководствуясь требованиями статей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Оренбургского района Оренбургской области, заявленному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области об обязании обустроить контейнерные площадки – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства путем обустройства на территории Чернореченского сельского совета контейнерных площадок в соответствии с пунктом 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03.08.2022 года.

Судья: Витюкова Л.А.