Серпуховский городской суд Московской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Серпуховский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело №2-2168/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2011 года город Серпухов
Серпуховский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,
при секретаре судебного заседания Новиковой А.А.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Серпухов – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Серпухова о признании права на однократное обеспечение вне очереди жилым помещением, об оспаривании постановления о закреплении жилого помещения,
установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд к Администрации г.Серпухова и просит признать за ней право на однократное обеспечение вне очереди жилым помещением не ниже социальных норм, установленных законодательством Московской области, за счет средств областного бюджета, а также признать пункт 4 Постановления главы города Серпухова от недействительным. Свои требования мотивирует тем, что она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Её мать – Н. умерла, отец – С., лишен родительских прав. В отношении истицы Постановлением Главы города Серпухова от было установлено попечительство, опекуном был назначен П., г.р., также на основании данного Постановления за ней была закреплена жилая площадь (п.4) по адресу: . Закрепленная жилая площадь представляет собой комнату в 4-х комнатной коммунальной квартире. Жилая площадь комнаты составляет 18,5 кв.м. В настоящее время в комнате зарегистрировано 3 человека: истица, ее брат – В.. г.р. и его несовершеннолетний сын – А. г.р. Указанная жилая площадь находится в муниципальной собственности. В других комнатах проживает пожилая семья, ведущая аморальный образ жизни. В соответствии с решением Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 26.10.2005 №31/4 «Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Законом Московской области от 26.06.2006 №124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не менее 10 кв.м. на каждого члена семьи. В настоящее время по указанному адресу фактически проживает 4 человека: семья В. (3 человека) и истица. Таким образом, внесенные изменения в закон Московской области от 29.12.2007 г. № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в ред. Закона от 10.07.2009 г. №81/2009-ОЗ) нарушают право истицы на обеспечение ее жилым помещением. Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г.Серпухова в судебное заседании не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором указал, что с исковыми требованиями ФИО1 не согласен, в связи с тем, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.2 ст.8 Закона Московской области от 29.12.2007 г. №248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» за счет средств бюджета Московской области обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства однократно вне очереди дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. Постановлением Главы города Серпухова от « Об установлении попечительства над несовершеннолетней ФИО1, г.р.» за ФИО1 было закреплено жилое помещение по адресу: за истцом было закреплено жилье, в котором она была прописана с , что подтверждается выпиской из домовой книги. Следовательно, оснований у Администрации г.Серпухова для признания и обеспечения истицы в порядке, предусмотренном для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением вне очереди за счет средств бюджета Московской области в соответствии с действующим законодательством не имеется. Согласно выписки из домовой книги в настоящее время в вышеуказанной комнате зарегистрировано 3 человека: ФИО1 – истица, В.. – брат истицы, А. – сын В.., который зарегистрирован с ). На момент закрепления жилой площади по данному адресу было зарегистрировано и проживало 2 человека (истица и ее брат М..), то на каждого члена семьи приходилось по 12,4 кв.м. общей площади. Как следует из содержания п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п.2 Решения Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 26.10.2005 г. №3/14 «Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в жилых помещениях» утверждена учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 10 кв.м. на каждого члена семьи. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день на ФИО1 приходится менее 10 кв.м. общей площади жилого помещения, а также что она не является членом семьи В., истец вправе подать в отдел учета и распределения жилой пощади Администрации г.Серпухова заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент рассмотрения дела в суде истец не обращалась в администрацию г.Серпухова с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Считает, что исковые требования незаконны и необоснованны, просит отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 (л.д.32-33).
Представитель третьего лица Министерства финансов Московской области в судебное заседании не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, просил рассматривать дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что вопросы признания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа нуждающимися в предоставлении им жилого помещения в компетенцию Министерства финансов Московской области не входят. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления полномочий Московской области по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется Министерством образования Московской области в соответствии с Законом МО от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей». Как следует из представленных документов, за ФИО1 было закреплено жилое помещение по адресу: . Документов, подтверждающих признание ФИО1 нуждающейся в предоставлении жилья истцом не представлено. Кроме того, считаем необходимым отметить, что планирование субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований на финансирование расходов по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в соответствии со сводными предложениями Министерства образования Московской области. При этом для планирования расходов Московской области на очередной финансовый год органы местного самоуправления до 01 мая текущего финансового года предоставляют в Министерство образования Московской области, прогнозные списки детей, указанных в части 2 статьи 8 Закона №248/2007-ОЗ, на очередной финансовый год. В министерстве финансов Московской области списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым планируется предоставлении жилых помещении, отсутствуют. Субвенция на обеспечение жилыми помещениями из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области перечисляется главным распределением средств бюджета Московской области – Министерством образования Московской области. Перечисление указанных субвенций муниципальным образованиям в 2011 году осуществляется в порядке, установленном распоряжением Министерством финансов Московской области от 31.03.2011 № 20 «О порядке исполнения бюджета МО по расходам в части предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области». В соответствии с указанным Порядком субвенции муниципальным образованиям перечисляются при представлении муниципальным образованием документов, служащих основанием для санкционирования оплаты денежных обязательств. Также считают, что требование в части формулировки «за счет средств областного бюджета» является необоснованным, поскольку интересами истца является внеочередное обеспечение жилым помещением, а не установление прав муниципального образования на получение субвенции. Кроме того, данная формулировка не соответствует бюджетному законодательству, поскольку органы местного самоуправления распорядителями средств бюджета субъекта РФ не являются (л.д.15-17).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Серпухов - ФИО2 в судебном заседании пояснила, что ФИО1 состояла на учете с . Попечителем истицы был назначен отчим. В ей исполнилось 18 лет. Постановлением главы г. Серпухова за ней было закреплено жилое помещение по адресу: . На данный момент площадь комнаты, которая была закреплена за истицей составляет 18 кв.м., прописано 3 человека, фактически проживает 4 человека. Фактически в комнате проживает 2 семьи. Сейчас позиция областной прокуратуры такова, что они советуют всем органам опеки выходить в суд с требованиями о признании пункта постановления о закреплении жилой площади недействительным, в случае, если эта жилая площадь ниже действующих на данный момент социальных норм предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Материалами дела установлено, что ФИО1 зарегистрирована в комнате жилой площадью 18,5 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: . Вместе с ней в указанной квартире зарегистрированы: В.. г.р., с ; несовершеннолетний А., г.р., с (л.д.11).
Как усматривается из копии свидетельства о рождении, родителями ФИО1 являются С. и Т. (л.д.5).
Согласно свидетельства о расторжении брака, брак между Т. и С. прекращен (л.д.6).
Как усматривается из материалов дела, мать ФИО1 – Н.. умерла (л.д.7), отец – С. лишен родительских прав в отношении ФИО1 на основании решения Кореневского районного суда Курской области от (л.д.8-9).
Согласно Постановления Главы города Серпухова от , над несовершеннолетней ФИО1, г.р., установлено попечительство, попечителем назначен П. в пункте 4 данного Постановления указано, что за несовершеннолетней ФИО1 закреплена жилая площадь по адресу: (л.д.10). Указанное постановление в оспариваемой истцом части является законным, поскольку до установления попечительства несовершеннолетняя имела право пользования указанным жилым помещением, что и было констатировано постановлением.
Согласно ст. 11 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ (ред. от 30.06.2011) "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (принят постановлением Мособлдумы от 26.12.2007 N 12/28-П), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению полного государственного обеспечения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, находящимся, воспитывающимся и обучающимся в муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных учреждениях в Московской области.
В соответствии со ст.8 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ (ред. от 30.06.2011) "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (принят постановлением Мособлдумы от 26.12.2007 N 12/28-П), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. Сохранность закрепленного жилого помещения обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), расположенных на территории Московской области, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.
Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 квадратных метров.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения.
При таких обстоятельствах заявленные требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, поскольку истец не имеет права требовать от ответчика права на однократное обеспечение вне очереди жилым помещением не ниже социальных норм, установленных законодательством Московской области за счет средств областного бюджета.
Истец ФИО1 вправе обратиться в администрацию г.Серпухова с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Администрации города Серпухова о признании права на однократное обеспечение вне очереди жилым помещением, об оспаривании постановления о закреплении жилого помещения, ОСТАВИТЬ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированной части решения.
Председательствующий Коляда В.А.