ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2168/2021 от 16.09.2021 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Минченок Е.Ф., при секретаре <ФИО>3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче её в собственность городского округа муниципального образования город Иркутск,

УСТАНОВИЛ:

комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска обратился в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче её в собственность городского округа муниципального образования город Иркутск, указав в обоснование заявления, что комитетом по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска, комитетом по управлению Ленинским округом администрации города Иркутска в соответствии с п. 2.2.2 Порядка регистрации и использования бесхозяйного имущества составлены акты обследования и инвентаризации бесхозяйного имущества от <дата>, <дата> на объекты: лестница, расположенная по адресу: <адрес> с пандусом; подпорная стена, расположенная по адресу: <адрес>.

Во исполнение п. 2.1.3 (1) Порядка регистрации и использования бесхозяйного имущества администрацией города Иркутска <дата>, <дата> размещены сообщения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска о бесхозяйном движимом имуществе и о возможности собственников предъявить свои права на данное имущество в 30-дневный срок со дня такого опубликования (размещения).

Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска произведена оценка стоимости указанного бесхозяйного движимого имущества, по результатам которой составлен акт оценки стоимости бесхозяйного движимого имущества.

Руководствуясь п. 2.3.1(1) Порядка регистрации и использования бесхозяйного имущества, принято распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от <дата><номер> об учете бесхозяйного движимого имущества в соответствии с порядком, установленным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

В соответствии с ответом Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от <дата><номер> бесхозяйные движимые вещи: лестница, расположенная по адресу: <адрес> с пандусом; подпорная стена, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества не значатся.

Согласно ответу министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата><номер> вышеуказанные бесхозяйные движимые вещи в реестре государственной собственности Иркутской области не значатся.

Учитывая, что в настоящее время указанные бесхозяйные движимые вещи находятся на забалансовом учете администрации города Иркутска и никем не обслуживаются, а также учитывая акты обследования и инвентаризации имущества, комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска вправе обратиться в суд с заявлением о признании данных движимых вещей бесхозяйными.

С учетом изложенного, заявитель просит суд признать движимые вещи - лестница, расположенная по адресу: <адрес> с пандусом; подпорная стена, расположенная по адресу: <адрес>, бесхозяйными и передать их в собственность городского округа муниципального образования город Иркутск.

В судебное заседание представитель заявителя - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска <ФИО>4 не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета.

В соответствии с правилами ч. 5 ст. 167 ГПК РФ настоящее гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие представителя заявителя - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Заинтересованные лица - комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска, комитет по управлению Ленинским округом администрации города Иркутска, будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств по существу иска, в том числе об отложении судебного заседания, суду не представили, в связи с чем суд считает возможным в соответствии с правилами ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи.

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В п.п. 3.1.1, 3.1.6, 3.1.15 п. 3.1 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, утверждённого решением Думы города Иркутска от 25.12.2015 № 006-20-160257/5, указано, что комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска в соответствии с возложенными на него задачами в порядке и пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Иркутска, осуществляет следующие функции, в частности: полномочия собственника в отношении муниципального имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов местного самоуправления города Иркутска, а также полномочия собственника в отношении имущества муниципальных предприятий, муниципальных учреждений, акций (долей) хозяйственных обществ и иного муниципального имущества, в том числе составляющего муниципальную казну города Иркутска, а также полномочия собственника по передаче муниципального имущества (за исключением жилых помещений) в пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления других муниципальных образований, приватизации (отчуждению) муниципального имущества (за исключением жилых помещений); ведет Реестр муниципального имущества города Иркутска; ведет Реестр бесхозяйного недвижимого имущества.

В соответствии с Приказом №931 для постановки на учет бесхозяйного имущества используется забалансовый счет «Материальные ценности, принятые на хранение», предназначен для учета материальных ценностей, принятых учреждением на хранение, в переработку, материальных ценностей, полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (имущество, полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество и т.п.), материальных ценностей, изъятых в возмещение причиненного ущерба, за исключением материальных ценностей, являющих согласно законодательству Российской Федерации вещественными доказательствами и учитываемых обособленно, материальных ценностей, изъятых (задержанных) таможенными органами и не помещенных на склад временного хранения таможенного органа, а также имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения).

В соответствии со ст. 42 Устава города Иркутска управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет администрация города Иркутска.

Частью 1 ст. 290 ГПК РФ предусмотрено, что заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.

Часть 1 ст. 291 ГПК РФ устанавливает, что в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.

В соответствии с п. 2 ст. 292 ГПК РФ заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.

Согласно Положениям о комитете по управлению Свердловским округом города Иркутска, комитете по управлению Ленинским округом г. Иркутска: организует поддержание надлежащего санитарного состояния территории, подведомственной Комитету, и контроль за его обеспечением; осуществляет взаимодействие с организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенными на территории, подведомственной Комитету, в области поддержания надлежащего санитарного состояния указанной территории; в рамках компетенции Комитета, установленной муниципальными правовыми актами города Иркутска, осуществляет выявление самовольно размещенного движимого имущества, принимает меры по его добровольному переносу, а также принимает решение и обеспечивает перенос движимого имущества в принудительном порядке.

Исходя из изложенного, комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска, комитет по управлению Ленинским округом администрации города Иркутска являются заинтересованными лицами по настоящему заявлению истца.

Из материалов дела судом установлено, что согласно акту обследования и инвентаризации имущества от <дата>, составленному комитетом по управлению Ленинским округом администрации города Иркутска, в результате обследования и инвентаризации установлена лестница, расположенная по адресу: <адрес> с пандусом, общей площадью 16,18 кв.м., год ввода в эксплуатацию - до 1998 года, ступени из асфальтобетонного покрытия, обрамлены бортовым камнем, без перил, что подтверждается фототаблицей к акту обследования и инвентаризации от <дата>, Схемой расположения лестницы к МКД <номер> по <адрес>.

Также согласно акту обследования и инвентаризации имущества от <дата>, составленному комитетом по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска, усматривается, что в результате обследования и инвентаризации установлена подпорная стена, расположенная по адресу: <адрес> (длина 43 метра, высота - 4,8 м., ширина - 0,6 м, материал - железобетон, что подтверждается Схемой расположения, фото/таблицей к акту обследования и инвентаризации от <дата>.

Во исполнение п. 2.1.3 Порядка регистрации и использования бесхозяйного имущества администрацией города Иркутска <дата> и <дата> размещены сообщения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска о бесхозяйном движимом имуществе и о возможности собственников предъявить свои права на данное имущество в 30-дневный срок со дня такого опубликования (размещения).

По истечении вышеуказанных сроков и отсутствия обращений от собственников рассматриваемого имущества, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска произведена оценка стоимости указанного бесхозяйного движимого имущества, по результатам которой составлен акт оценки стоимости бесхозяйного движимого имущества, в соответствии с которым оценочная стоимость объектов: - лестницы, расположенной по адресу: <адрес> с пандусом, составила по состоянию на <дата> 2756,20 руб.; подпорной стены, расположенной по адресу: <адрес> - 11643,00 руб.

Распоряжением заместителя мэра - председателя КУМИ г. Иркутска от 29.04.2021 №504-02-1125/21, на основании п. 2.3.1(1) Порядка регистрации и использования бесхозяйного имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" КУМИ г. Иркутска, объекты движимого имущества - подпорная стенка и лестница, расположенные в Ленинском и Свердловском округе г. Иркутска (согласно Приложения №1), отражены в разделе «Бесхозяйное имущество» Реестра муниципального имущества города Иркутска до момента вступления в силу решения суда о признании права муниципальной собственности города Иркутска на бесхозяйное имущество.

Согласно ответа Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от <дата><номер> объекты движимого имущества: лестница по адресу: <адрес>, подпорная стена по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества не значатся.

Согласно ответу Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата><номер> объекты движимого имущества: лестница, расположенная по адресу: <адрес>, подпорная стена, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре государственной собственности Иркутской области не учтены.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и акты обследования и инвентаризации имущества, указывающие на то, что в настоящее время указанные бесхозяйные движимые объекты - лестница, расположенная по адресу: <адрес>, подпорная стена, расположенная по адресу: <адрес>А, находятся на забалансовом учете администрации города Иркутска, и что данные объекты никто не обслуживает, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска о признании движимых вещей бесхозяйными и о передаче их в собственность городского округа муниципального образования город Иркутск не противоречат нормам права, регулирующего спорное правоотношение, и подлежат удовлетворению, в связи с чем, надлежит признать движимые вещи - лестница, расположенная по адресу: <адрес> с пандусом; подпорная стена, расположенная по адресу: <адрес>, бесхозяйными и передать их в собственность городского округа муниципального образования город Иркутск.

Принимая во внимание изложенные факты и обстоятельства, суд находит требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска подлежащими удовлетворению, по указанным в настоящем решении суда правовым основаниям.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче её в собственность городского округа муниципального образования город удовлетворить.

Признать движимые вещи - лестница, расположенная по адресу: <адрес> с пандусом; подпорная стена, расположенная по адресу: <адрес>, бесхозяйными и передать их в собственность городского округа муниципального образования город Иркутск

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда составлен <дата>.

Судья Е.Ф. Минченок