ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2169 от 21.10.2010 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело № 2-2169/

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Коломна

Коломенский федеральный городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего судьи БЕССУДНОВОЙ Л.Н.,

при секретаре судебного заседания ШУМАК Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Администрации городского округа Коломна Московской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации городского округа Коломна Московской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату.

Представитель заявителя по доверенности (л.д.) ФИО2, уточнив в судебном заседании заявление, просит признать незаконным отказ Администрации городского округа Коломна от ДД.ММ.ГГГГ года в предоставлении заявителю в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров, кадастровый номер , расположенного при <адрес>.

В обоснование заявления пояснила, что заявитель является собственником жилого <адрес>; дом приобретен по договору купли-продажи, право собственности на указанный дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года. Предыдущий собственник дома ФИО7 земельным участков при доме пользовался на основании договора аренды. Согласно постановления Главы города Коломна от ДД.ММ.ГГГГ года «Об увеличении земельного участка при домовладении по <адрес> на кв. метров по фактическому пользованию», площадь земельного участка, закрепленного за домовладением по <адрес>, составляла <данные изъяты> кв. метров. Договор аренды земельного участка был заключен с ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года; после продажи дома ФИО3 отказался от аренды земельного участка. С целью оформления своего права на земельный участок при доме, заявитель неоднократно обращалась в Администрацию городского округа Коломна с заявлением о предоставлении участка в собственность за плату. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года по адресу <адрес> имеется земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, сведения внесены ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года при том же доме имеется земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, сведения внесены ДД.ММ.ГГГГ года. Разрешенное использование обоих участков проживание и ведение личного подсобного хозяйства. По итогам рассмотрения заявления ФИО1 заявителю ДД.ММ.ГГГГ года в письменном ответе было предложено оформить право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров по «дачной амнистии». А также выкупить участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров по цене <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Для выкупа участка было предложено представить ряд документов, в том числе кадастровый паспорт. Право собственности заявителя на участок площадью <данные изъяты> кв. метров было зарегистрировано в установленном законом порядке и получено свидетельство о регистрации права ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в Коломенский городской комитет по управлению имуществом и земельным отношениям с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров, были представлены необходимые документы. В начале сентября ДД.ММ.ГГГГ года заявителем по почте получен ответ Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ года з, которым в выкупе участка было отказано по причине того, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства; было предложено произвести кадастровые работы по установлению границ земельного участка и представить кадастровый паспорт, содержащий сведения о местоположении границ земельного участка и наличии дома в границах этого участка. Данный отказ заявитель считает незаконным, нарушающим ее право на получение земельного участка в собственность за плату. Считает, что действующее законодательство не предусматривает, что для приобретения земельного участка собственник жилого дома должен представить кадастровый паспорт, содержащий сведения о местоположении границ земельного участка и наличии жилого дома в границах данного участка. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, строения, утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 30.10. 2007 года № 370. Указанным Перечнем е устанавливается каких либо требований к представляемому кадастровому паспорту, не указывается, что в нем должны содержаться сведения о местоположении границ земельного участка и о наличии в границах земельного участка строения. Полагает, что, поскольку Администрацией города не было принято постановление о предоставлении земельного участка по заявлению ФИО4, фактически в указанном было отказано письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ, у заявителя в настоящее время имеется препятствие к осуществлению права на получение земельного участка в собственность, чем нарушается ее соответствующее право. Просит суд заявление в интересах своего доверителя удовлетворить, отказ Администрации городского округа Коломна от ДД.ММ.ГГГГ года отменить и обязать Администрацию в лице соответствующего комитета рассмотреть заявление о выкупе земельного участка.

В настоящем судебном заседании представитель Администрации городского округа Коломна не присутствовал; письменным ходатайством (л.д. просит суд о рассмотрении дела в свое отсутствие, дополнительно указывая, что поддерживается ранее высказанная по делу позиция.

С учетом установленного обстоятельства и мнения представителя заявителя, суд рассматривает дело в отсутствие представителя заинтересованного лица в порядке п.5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 254 ГПК РФ предоставляет право гражданину оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он считает, что нарушены его права и свободы. В соответствии и по смыслу пункта Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02. 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» решения, которые могут быть обжалованы гражданами в порядке главы 25 ГПК РФ, принимаемые в письменной форме, могут быть оформлены как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, в виде письменного сообщения об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина.

Заявителем обжалуется решение Администрации городского округа Коломна от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в предоставлении заявителю в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров. Основанием к отказу в выкупе указанного земельного участка явился факт не предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка, содержащего сведения о границах земельного участка, а также сведений о нахождении жилого дома в границах данного участка. Кадастровый паспорт с формулировкой «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства» (л.д.) явился недостаточным городскому Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации городского округа Коломна для разрешения заявления ФИО1 по существу; в удовлетворении заявления было отказано, о чем заявитель письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ года была уведомлена по почте.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ года представитель Администрации городского округа Коломна в порядке возражений против заявления ФИО1 пояснил, что заявителю действительно было оказано в заключении договора купли-продажи участка, поскольку, заключение договора при наличии кадастрового паспорта, не содержащего сведений о границах этого участка, может в дальнейшем сделать невозможным осуществление государственной регистрации права заявителя.

Указанный довод представителя Администрации города суд находит не состоятельным. Осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимости относится к полномочиям соответствующего государственного органа, в данном случае Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. В случае отказа в осуществлении госрегистрации права у заявителя имеется право на защиту своих интересов в отдельном порядке. В компетенцию Администрации города входит рассмотреть соответствующее заявление заявителя в порядке и в срок, установленные действующим законодательством. В данном случае, заявитель не согласен с решением Администрации, которым ей было отказано в заключении договора по выкупу земельного участка по конкретному основанию.

ФИО1 намерена реализовать предоставленное ей законом право на приобретение земельного участка в собственность. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров находится в собственности муниципального образования «город Коломна», данный факт никем не оспаривается и следует из представленных в суд документов.

В соответствии с пунктом 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления заявления о выкупе участка исполнительный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно п.2 ст. 62 Устава городского округа Коломна Московской области от 07.06. 2006 года, предоставление земельных участков осуществляет Администрация городского округа Коломна. Решение о предоставлении земельного участка в собственность оформляется постановлением Администрации городского округа Коломна.

Исследовав решение Администрации городского округа Коломна об отказе в оформлении постановления о предоставлении ФИО1 вышеуказанного земельного участка в собственность за плату, суд находит его незаконным.

Согласно п.5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок собственник здания обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы госвласти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, строения, утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 30.10. 2007 года № 370, в редакции приказа Минэкономразвития РФ от 20.07. 2009 года № 282. В соответствии с пунктом 6 указанного перечня, к заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка. В свою очередь, указанный Перечень, а также иные нормы закона не устанавливают каких-либо требований к кадастровому паспорту, предоставляемому в порядке ст. 36 ЗК РФ, не имеется требований в части того, что кадастровый паспорт для вышеуказанной цели должен содержать сведения о местоположении границ земельного участка и о наличии в границах земельного участка здания, строения, сооружения.

Согласно пункта 11 статьи 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 указанного Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. Отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объекте не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при разрешении заявления ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка, орган власти местного самоуправления вышел за пределы своих полномочий и отказал в удовлетворении заявления посредством вынесения постановления о предоставлении земельного участка в собственность, фактически по основанию, не входящему в его компетенцию, предрешив возможный отказ регистрирующего органа в осуществлении госрегистрации права Штыченко на земельный участок. Тогда как разрешению подлежа вопрос о самой возможности предоставления земельного участка обратившемуся гражданину по конкретному основанию в соответствии с действующим законодательством в данной области.

На основании изложенного, суд находит заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Заявление ФИО1 об оспаривании решения Администрации городского округа Коломна Московской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, удовлетворить.

Решение Администрации городского округа Коломна Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу <адрес>, признать незаконным и отменить.

Обязать Администрацию городского округа Коломна в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью кв. метров, расположенного по адресу <адрес>, и известить ФИО1 о принятом решении.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Московский областной суд через Коломенский городской суд.

Судья Л. Н. Бессуднова