дело № 2-2169/2018 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 15 октября 2018 года город Артем Приморского края Артемовский городской суд Приморского края в составе судьи Левицкой Ж.В., при секретаре Петрушенко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Артемовского городского округа о признании недействительным пункта договора в части, установил: ФИО1 обратилась в суд с названным иском, указав, что 18.05.2018 между ней и ответчиком был заключен договор № на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Согласно п.1.2.2 указанного договора истец в трехмесячный срок после приобретения за счет средств, предоставленной ему социальной выплаты обязуется снести жилой дом, занимаемый им и членами его семьи, снять с кадастрового учета в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю и предоставить подтверждающие документы в администрацию Артемовского городского округа, а также безвозмездно передать администрации земельный участок, на котором был расположен вышеуказанный объект, оформить должным образом необходимые документы на эту передачу. Полагает, что данный пункт договора противоречит Конституции Российской Федерации и не соответствует действующему законодательству. Истец просил признать недействительным пункт 1.2.2 договора № от 18.05.2018 на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности в части безвозмездной передачи земельного участка. В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направила в суд своего представителя. В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить. В судебном заседании представитель администрации Артемовского городского круга по доверенности ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные отзыв на иск, указав, что поскольку в силу требований закона целью расселения граждан, является предотвращение возможных последствий вследствие обвала горных пород, в результате которого могут пострадать люди, то передача земельного участка является основной задачей программы расселения. Согласно ответу Министерства энергетики РФ, направленного на запрос администрации Артемовского городского округа, Минэкономразвития РФ выражает отрицательную позицию о внесении изменений в Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428, в силу того, что передача земельного участка вместе с домом уже урегулирована законодательством и не требует внесения дополнительных пояснений относительно передачи земельного участка. Согласно проекту Постановления о внесении изменений в Постановление № 428, предлагается дополнить пункт 11 Правил, утвержденных Постановлением № 428, пунктом следующего содержания: «в случае, если жилое помещение, указанное в абзаце третьем настоящего пункта, является жилым домом, то граждане, являющиеся собственниками такого жилого дома, также принимают обязательство о безвозмездной передаче в муниципальную собственность по указанному договору земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в порядке и сроки, предусмотренные абзацем третьим настоящего пункта». Таким образом, Минэнерго России и Министерство экономического развития России склоняются к позиции, что передача земельного участка вместе с домом в рамках программы уже предусмотрена действующим законодательством. Регистрация права муниципальной собственности на жилой дом без земельного участка невозможна, соответственно обязательство по сносу помещения, предусмотренного программой, также осуществить невозможно. Таким образом, сама цель программы, выраженная в предотвращении возможных последствий обвала горных пород, в результате которой могут пострадать люди, становится неисполнимой. Кроме этого, 21.08.2018 истцом получена социальная выплата в полном объеме - в размере 4 779 630 руб. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли. Таким образом, по мнению ответчика, истец злоупотребляет своим правом, поскольку его поведение после заключения оспариваемой сделки позволяло другим лицам полагаться на действительность сделки. Просила в иске отказать. Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела следует, что истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. 18.05.2018 между администрацией Артемовского городского округа и ФИО1 заключен договор № на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее – договор, договор на предоставление социальной выплаты). По условиям названного договора администрация Артемовского городского округа обязуется за счет средств бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов предоставить семье ФИО1, состоящей из пяти человек социальную выплату для приобретения жилья в размере 4 779 630 руб. (пункт 1.1.1 договора) Согласно оспариваемому пункту договора - 1.2.2 гражданин обязуется в месячный срок после приобретения жилого помещения безвозмездно передать Администрации, занимаемое жилое помещение по адресу <адрес> и земельный участок, на котором расположен указанный объект (жилой дом), и оформить надлежащим образом необходимые документы на эту передачу. В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», которым под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (статья 1). В силу статьи 5 названного закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации; финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 2, 3). Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, которым предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (п. п. «б» пункта 8).Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428. В соответствии с указанными Правилами межбюджетные трансферты направляются, в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам -в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, которое осуществляется в форме предоставления социальных выплат (пункт 8). Пунктом 11 Правил установлены условия предоставления социальной выплаты, согласно которым гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты (абзац третий). В соответствии с Правилами орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 12). Из вышеизложенного следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, носит целевой характер и направлена на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Органам местного самоуправления в вопросах оказания содействия гражданам в переселении из ветхого жилья указанной категории переданы полномочия по принятию от граждан документов, уточнению списков, направлению их для согласования в уполномоченный федеральный орган, заключению с гражданами договоров о предоставлении социальной выплаты. Поскольку финансирование вышеназванных мероприятий производится за счет предоставляемых из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, а условия реализации гражданами права на получение социальной выплаты предусмотрены упомянутым выше федеральным актом, орган местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия реализации гражданами указанного права и вводить для них обязанности сверх тех, которые вытекают из действующего законодательства, создавая тем самым необоснованные препятствия в реализации прав, гарантированных федеральным законодательством. Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ закреплено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения. Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 не содержат норм, обязывающих граждан безвозмездно передать органу местного самоуправления земельный участок, находящийся в их частной собственности, на котором расположен жилой дом, ставший непригодным для проживания. Учитывая, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, а Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков не содержат норм, обязывающих граждан безвозмездно передать органу местного самоуправления земельный участок, находящийся в его частной собственности, на котором расположен жилой дом, ставший непригодным для проживания, суд приходит к выводу, что у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для включения в договор таких условий как безвозмездно передать администрации земельный участок, на котором расположен объект и оформить должным образом необходимые документы на эту передачу. В силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 ГК РФ). Таким образом, в соответствии с вышеуказанной нормой закона, часть сделки может быть признана недействительной при условии, что стороны сделки были бы согласны совершить сделку без недействительной части. Часть сделки - это одно или несколько условий сделки, которые применительно к настоящей статье не должны относиться к категории существенных условий. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 100 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в силу пунктов 1 и 4 статьи 421 ГК РФ признание судом недействительной части сделки не должно привести к тому, что сторонам будет навязан договор, который они не намеревались заключать. Учитывая указанные разъяснения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании недействительным договора в части. Доводы представителя ответчика со ссылкой на положения статьи 166 ГК РФ о том, что истец не вправе оспаривать сделку, поскольку из его поведения, а именно получение социальной выплаты, явствует воля о ее сохранении не принимаются судом, поскольку получение социальной выплаты, установленной пунктом 1.1 договора, не лишает истца права оспорить договор в части безвозмездной передачи земельного участка. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования ФИО1 к администрации Артемовского городского округа о признании недействительным пункта договора в части удовлетворить. Признать недействительным пункт 1.2.2 договора № от 18.05.2018 на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, заключенного между администрацией Артемовского городского округа и ФИО1 в части обязанности гражданина безвозмездно передать администрации земельный участок на котором расположен объект. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Артемовский городской суд Приморского края.
|