ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2169/18 от 17.05.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-2169/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2018 года г. Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.

при секретаре судебного заседания Савченко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о восстановлении срока для постановки на учет, включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением первого заместителя главы администрации п. Карымское Читинской области от ДД.ММ.ГГГГ истице и её двум старшим сестрам был назначен опекун. С указанного времени семья истицы в составе четырех человек проживают в жилом доме, общей площадью 29 кв.м., состоящем из одной жилой комнаты площадью 25 кв.м., по адресу: <адрес>. На настоящий момент состав семьи увеличился еще на одного человека. По достижению совершеннолетнего возраста истица обратилась в администрацию района и орган опеки и попечительства, где получила ответ, что её семья обеспечена необходимым жильем. В 2017 году ей разъяснили, что по вопросу постановки на учет истице необходимо обратиться в г. Читу. В результате неоднократных обращений в отдел по работе с сиротами ФИО1 узнала о перечне необходимых документов для постановки её на учет для получения жилья. Собрав необходимый пакет документов, истица обратилась с соответствующим заявлением к ответчику, однако ответом от 15.12.2017 во включении в краевой Список ей было отказано в связи с достижением возраста 23 лет. Полагая свои права нарушенными, истица просила восстановить срок для постановки на учет в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числе детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать ответчика включить истице в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилой площади.

В настоящем судебном заседании истица ФИО1 заявленные требования по вышеизложенным доводам поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что ее опекун ФИО2 своевременно не обратилась с заявлением о принятии истицы на жилищный учет, после достижения совершеннолетия истица обратилась с заявлением лишь в 2017 году, однако ей было отказано в связи с достижением 23-летнего возраста, с чем она не согласна.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО3, действуя по доверенности, в настоящем судебном заседании возражал против заявленных требований, просил в иске отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Ст. 40 Конституции РФ провозглашает право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети -сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установлено, что отец истицы ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать истицы ФИО5 решением Карымского районного народного суда РСФСР от 25.12.1992 года лишена родительских прав, впоследствии - ДД.ММ.ГГГГ она умерла.

Постановлением первого заместителя Главы администрации п.Карымское от 18.09.1995г. над несовершеннолетними ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена опека, опекуном назначена ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Жилая площадь за несовершеннолетними не закреплена.

Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края «О формировании списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края » от 06.12.2017 ФИО1 отказано во включении в список.

Согласно ответу Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 15.12.2017 № 21/20411 причиной отказа во включении ФИО1 в список явилось то, что на момент обращения истица достигла возраста 23 лет.

В соответствии с ответом Администрации муниципального района «Карымский район» от 03.04.2017, документов, подтверждающих закрепление жилой площади за ФИО1, о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты, в администрации муниципального района не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Забайкальского края от 26.12.2012 №777-ЗЗК «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края» включение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список. Включение в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, ранее состоявших на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия органом местного самоуправления решения о постановке указанных лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет лица указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, жилищное законодательство предусматривало и предусматривает в настоящее время заявительный порядок учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что истец своевременно, до достижения 23 лет не встала на учет и не была включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В суд представлен ответ администрации муниципального района «Карымский район», из которого усматривается отсутствие включения истицы в очередь для получения жилья.

Судом установлено, что жилая площадь за несовершеннолетней не закреплялась, на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ФИО8 не состоит и ранее не состояла.

Не оспаривалось, что опекун истицы ФИО2 в период опеки над несовершеннолетней ФИО1 какие-либо действия по принятию мер для постановки истицы на жилищный учет не предпринимала.

Как указано выше, приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края № 2089 от 06.12.2017 во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, отказано в связи с достижением на момент обращения возраста 23 лет.

Следовательно, при соблюдении порядка обращения, установлении нуждаемости, лица, указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по тем же основаниям, которые закреплены в Федеральном законе № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ.

Таким образом, жилищное законодательство предусматривало и предусматривает в настоящее время заявительный порядок учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что истица своевременно, до достижения 23 лет не встала на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением и не была включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, впервые заявила о жилищных правах по данной категории лиц, обратившись в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в 2017 году в возрасте 28 лет, при этом доказательств того, что ФИО1 в более ранние сроки обращалась в компетентные органы с соответствующими заявлениями, письмами, ходатайствами по вопросу предоставления ей жилого помещения в льготном порядке либо по вопросу решения её жилищной проблемы как указанной категории лиц, в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока или обстоятельств, препятствовавших ранее обратиться для реализации своего права.

Таким образом, истицей не представлено доказательств, что в возрасте до 23 лет, в том числе и в установленном порядке, она заявила о своем праве на получение жилья, соответственно, утратила статус лица из числа детей-сирот и право состоять в списке лиц, указанной категории, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.

При этом суд учитывает, что применительно к обстоятельствам данного дела недееспособной истица не признавалась, впервые о правах как лица вышеуказанной категории она заявила в 2017 году в возрасте 28 лет, при том, что имела возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о законности закрепления жилого помещения, принятия её на учет после достижения совершеннолетия и до достижения ею 23 лет.

Вышеуказанные нормативные правовые акты находятся в открытом доступе, истица не была лишена возможности ознакомиться с ними, воспользоваться предоставленным ей правом.

Поскольку постановка на учет носит заявительный характер, она должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия, лично.

В свою очередь, ответчик, установив достижение истицей возраста 23 лет и отсутствие сведений о постановке на учет, по мнению суда, правомерно, руководствуясь подп. 2 ч.1 ст. 5, а также ст.ст.7,9 Законом Забайкальского края от 26.12.2012 № 777-ЗЗК «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края» принял решение об отказе истцу во включении в список.

При установленных судом обстоятельствах и длительности срока (более 9 лет), в течение которого истица не пыталась реализовать право на обеспечение жильем, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Решение в окончательной форме принято 17 мая 2018 года.

Судья Лоншакова Т.В.