Дело № 2-2169/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2018 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.
при секретаре судебного заседания Савченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о восстановлении срока для постановки на учет, включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением первого заместителя главы администрации п. Карымское Читинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ истице и её двум старшим сестрам был назначен опекун. С указанного времени семья истицы в составе четырех человек проживают в жилом доме, общей площадью 29 кв.м., состоящем из одной жилой комнаты площадью 25 кв.м., по адресу: <адрес>. На настоящий момент состав семьи увеличился еще на одного человека. По достижению совершеннолетнего возраста истица обратилась в администрацию района и орган опеки и попечительства, где получила ответ, что её семья обеспечена необходимым жильем. В 2017 году ей разъяснили, что по вопросу постановки на учет истице необходимо обратиться в г. Читу. В результате неоднократных обращений в отдел по работе с сиротами ФИО1 узнала о перечне необходимых документов для постановки её на учет для получения жилья. Собрав необходимый пакет документов, истица обратилась с соответствующим заявлением к ответчику, однако ответом от 15.12.2017 во включении в краевой Список ей было отказано в связи с достижением возраста 23 лет. Полагая свои права нарушенными, истица просила восстановить срок для постановки на учет в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числе детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать ответчика включить истице в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилой площади.
В настоящем судебном заседании истица ФИО1 заявленные требования по вышеизложенным доводам поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что ее опекун ФИО2 своевременно не обратилась с заявлением о принятии истицы на жилищный учет, после достижения совершеннолетия истица обратилась с заявлением лишь в 2017 году, однако ей было отказано в связи с достижением 23-летнего возраста, с чем она не согласна.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО3, действуя по доверенности, в настоящем судебном заседании возражал против заявленных требований, просил в иске отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 40 Конституции РФ провозглашает право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети -сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что отец истицы ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать истицы ФИО5 решением Карымского районного народного суда РСФСР от 25.12.1992 года лишена родительских прав, впоследствии - ДД.ММ.ГГГГ она умерла.
Постановлением первого заместителя Главы администрации п.Карымское от 18.09.1995г. № над несовершеннолетними ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена опека, опекуном назначена ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Жилая площадь за несовершеннолетними не закреплена.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края «О формировании списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края » от 06.12.2017 ФИО1 отказано во включении в список.
Согласно ответу Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 15.12.2017 № 21/20411 причиной отказа во включении ФИО1 в список явилось то, что на момент обращения истица достигла возраста 23 лет.
В соответствии с ответом Администрации муниципального района «Карымский район» от 03.04.2017, документов, подтверждающих закрепление жилой площади за ФИО1, о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты, в администрации муниципального района не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Забайкальского края от 26.12.2012 №777-ЗЗК «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края» включение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список. Включение в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, ранее состоявших на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия органом местного самоуправления решения о постановке указанных лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет лица указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Таким образом, жилищное законодательство предусматривало и предусматривает в настоящее время заявительный порядок учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что истец своевременно, до достижения 23 лет не встала на учет и не была включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В суд представлен ответ администрации муниципального района «Карымский район», из которого усматривается отсутствие включения истицы в очередь для получения жилья.
Судом установлено, что жилая площадь за несовершеннолетней не закреплялась, на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ФИО8 не состоит и ранее не состояла.
Не оспаривалось, что опекун истицы ФИО2 в период опеки над несовершеннолетней ФИО1 какие-либо действия по принятию мер для постановки истицы на жилищный учет не предпринимала.
Как указано выше, приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края № 2089 от 06.12.2017 во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, отказано в связи с достижением на момент обращения возраста 23 лет.
Следовательно, при соблюдении порядка обращения, установлении нуждаемости, лица, указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по тем же основаниям, которые закреплены в Федеральном законе № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ.
Таким образом, жилищное законодательство предусматривало и предусматривает в настоящее время заявительный порядок учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что истица своевременно, до достижения 23 лет не встала на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением и не была включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, впервые заявила о жилищных правах по данной категории лиц, обратившись в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в 2017 году в возрасте 28 лет, при этом доказательств того, что ФИО1 в более ранние сроки обращалась в компетентные органы с соответствующими заявлениями, письмами, ходатайствами по вопросу предоставления ей жилого помещения в льготном порядке либо по вопросу решения её жилищной проблемы как указанной категории лиц, в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока или обстоятельств, препятствовавших ранее обратиться для реализации своего права.
Таким образом, истицей не представлено доказательств, что в возрасте до 23 лет, в том числе и в установленном порядке, она заявила о своем праве на получение жилья, соответственно, утратила статус лица из числа детей-сирот и право состоять в списке лиц, указанной категории, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
При этом суд учитывает, что применительно к обстоятельствам данного дела недееспособной истица не признавалась, впервые о правах как лица вышеуказанной категории она заявила в 2017 году в возрасте 28 лет, при том, что имела возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о законности закрепления жилого помещения, принятия её на учет после достижения совершеннолетия и до достижения ею 23 лет.
Вышеуказанные нормативные правовые акты находятся в открытом доступе, истица не была лишена возможности ознакомиться с ними, воспользоваться предоставленным ей правом.
Поскольку постановка на учет носит заявительный характер, она должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия, лично.
В свою очередь, ответчик, установив достижение истицей возраста 23 лет и отсутствие сведений о постановке на учет, по мнению суда, правомерно, руководствуясь подп. 2 ч.1 ст. 5, а также ст.ст.7,9 Законом Забайкальского края от 26.12.2012 № 777-ЗЗК «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края» принял решение об отказе истцу во включении в список.
При установленных судом обстоятельствах и длительности срока (более 9 лет), в течение которого истица не пыталась реализовать право на обеспечение жильем, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Решение в окончательной форме принято 17 мая 2018 года.
Судья Лоншакова Т.В.