КОПИЯ <№> РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 сентября 2023 года город Новокуйбышевск Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Бегишевой Н.В. при секретаре Сергеевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2169/2023 по иску ФИО1 к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ПОЧТА РОССИИ" (АО "ПОЧТА РОССИИ") о компенсации морального вреда, взыскании штрафа, судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА"ПОЧТА РОССИИ" (АО "ПОЧТА РОССИИ") в его пользу компенсацию морального вреда - 30 000 руб., штраф – 50 % от присужденной суммы, почтовые расходы – 478,34 руб. В обоснование заявленных требований указывает на то, что 24.06.2023 года им через отделение почтовой связи по адресу: <Адрес>, им была направлена заказная бандероль в адрес <Адрес>. В отделение почтовой связи по месту нахождения адресата бандероль была доставлена только <Дата>. <Дата> им через отделение почтовой связи по адресу: <Адрес>, им были направлены письма: <№> в адрес <Адрес>, которое согласно отчету об отслеживании было доставлено адресату <Дата>; <№> в адрес <Адрес>, которое также согласно отчету об отслеживании было доставлено адресату <Дата>. Позднее были составлены и направлены в адрес <Адрес> претензии как к исполнителю по договору об оказании услуг почтовой связи о нарушении контрольных сроков доставки вышеназванных писем, <Дата> была направлена претензия о нарушении сроков доставки письма <№>, <Дата> - претензия о нарушении сроков доставки писем <№>. В них истец указывал на нарушение его прав как потребителя почтовых услуг и просил компенсировать причинённый этими нарушениями моральный вред, который истец оценил в размере 30 000 руб., из расчёта 10 000 руб. за каждое письмо. <Дата> посредством электронной почты получил ответ на претензию о нарушении контрольных сроков доставки писем <№>. В нём было указано на признание нарушения контрольных сроков доставки этих писем общей продолжительностью 2 дня по каждому из них, указывался расчёт суммы возмещения за это нарушение в размере 3,78 руб. и 9,36 руб. Было предложено обратиться за получением этих сумм с заявлением и чеками об отправке писем. В отношении требований о компенсации морального вреда было указано, что оно производится либо добровольно, либо по решению суда, что размер и выплата материального и морального вреда может быть осуществлена только по решению суда. Ответ на претензию о нарушении сроков доставки письма 80088385762924 получен не был. Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал уточненные требования, просил их удовлетворить.. Представитель ответчика АО "ПОЧТА РОССИИ"- ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. Представила отзыв на исковое заявление, согласно которому просила, в случае удовлетворения иска, принять во внимание, что срок опоздания доставки корреспонденции составил 2 дня, а также учесть соразмерность нарушения и вреда, в случае причинения такового. Также просила применить положения ст. 333 ГК РФ, снизить размер штрафа. На основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса. Изучив основания заявленных требований, возражений, выслушав истца, исследовав материалы по делу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. В ст. 67 ГПК РФ законодатель закрепляет дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия. Согласно приведенной норме суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В соответствии с положениями ч.1-ч.3 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, определяет права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, иных участников деятельности в области почтовой связи, определяет порядок регулирования деятельности в области почтовой связи и управления этой деятельностью, регулирует правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, устанавливает статус организаций почтовой связи и закрепляет социальные гарантии их работников устанавливаются Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи". Почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности. Почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам. Правовое положение акционерного общества "Почта России" устанавливается федеральным законом (ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"). Пользователи услуг почтовой связи - граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи Согласно ст. 4 вышеуказанного закона, отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений, извещений, направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации. Как следует из ст. 5 указанного закона, деятельность в области почтовой связи в Российской Федерации осуществляется на основе принципов, в том числе: соблюдения законности; доступности для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею; соблюдения прав пользователей услуг почтовой связи; равенства прав граждан и юридических лиц на участие в деятельности в области почтовой связи общего пользования и на использование результатов этой деятельности; единства правил, стандартов, требований и норм в области почтовой связи. Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Граждане и организации имеют равные права на пользование услугами почтовой связи общего пользования на территории Российской Федерации. Пользователи услуг почтовой связи имеют право на свободный доступ к информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах на них, сроках пересылки почтовых отправлений, запрещенных к пересылке предметах и веществах, лицензии на оказание услуг почтовой связи, об ответственности операторов почтовой связи перед пользователями услуг почтовой связи. Согласно преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Адресат является пользователем услуг почтовой связи, перед которым оператор почтовой связи (организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи) несет предусмотренную Законом о защите прав потребителей ответственность (статья 15 Закона о защите прав потребителей) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по доставке (вручению) почтовых отправлений. Приказом Министерства цифрового развитая, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.04.2022 г. № 400 утверждены нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативов её обмена, перевозки и ставки, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции. В соответствии с пп. в п.5 Нормативов, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учёта дня её приёма) составляют между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня. Как следует из ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Согласно статье 34 Федерального закона от 17 июля 1999 N 179-ФЗ "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. В судебном заседании установлено, что <Дата>ФИО1 через отделение почтовой связи по адресу: <Адрес>, была направлена заказная бандероль в адрес <Адрес>, с номером отправления <№> В отделение почтовой связи по месту нахождения адресата бандероль была доставлена только <Дата>, то есть с нарушением контрольного срока пересылки на 2 дня. <Дата>ФИО1 через отделение почтовой связи по адресу: <Адрес>, им были направлены письма: <№> в адрес <Адрес>, которое согласно отчету об отслеживании было доставлено адресату <Дата>; <№> в адрес <Адрес>, которое также согласно отчету об отслеживании было доставлено адресату <Дата>. Данные почтовые отправления прибыли в почтовое отделение получателя с нарушением контрольного срока пересылки на 2 дня. Позднее истец направил в адрес <Адрес> претензии как к исполнителю по договору об оказании услуг почтовой связи о нарушении контрольных сроков доставки вышеназванных писем: <Дата> была направлена претензия о нарушении сроков доставки письма <№>, <Дата> - претензия о нарушении сроков доставки писем <№> В претензиях истец указывал на нарушение его прав как потребителя почтовых услуг и просил компенсировать причинённый этими нарушениями моральный вред, который оценил в размере 30 000 рублей из расчёта 10 000 рублей за каждое письмо. 24.07.2023 года посредством электронной почты получил ответ на претензию о нарушении контрольных сроков доставки писем <№> В нём было указано на признание нарушения контрольных сроков доставки этих писем общей продолжительностью 2 дня по каждому из них, указывался расчёт суммы возмещения за это нарушение в размере 3,78 руб. и 9, 36 руб. Было предложено обратиться за получением этих сумм с заявлением и чеками об отправке писем. В отношении требований о компенсации морального вреда было указано, что оно производится либо добровольно, либо по решению суда, что размер и выплата материального и морального вреда может быть осуществлена только по решению суда. Ответ на претензию о нарушении сроков доставки письма <№> получен не был Факт нарушения прав ФИО1 как потребителя услуг почтовой связи, оказание ответчиком услуг ненадлежащим образом, с нарушением контрольных сроков пересылки корреспонденции, достоверно установлен в ходе судебного разбирательства, подтверждается представленными в дело доказательствами, а также не отрицался ответчиком, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о компенсации морального вреда. На основании ст.15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Разрешая требование истца о компенсации морального вреда в соответствии со ст.15 Законом «О защите прав потребителей» в размере 30 000 руб., суд, с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере 2 000, 00 руб. В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» содержится разъяснение о взыскании указанного штрафа в пользу потребителя, с учетом которых, учитывая, что исковые требования удовлетворены частично, а также с учетом ходатайства ответчика, то размер штрафа, с учетом применения статьи 333 ГК РФ, суд полагает, следует определить в размере 1 000 руб. Исходя из содержания ст.88, ч.5 ст.98 ГПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются судом, которым рассмотрено дело по существу, одновременно при вынесении решения. Частью 1 ст.98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом понесены почтовые расходы- 478,34 руб. по направлению в адрес ответчика претензий, факт их несения подтвержден кассовыми чеками (л.д.12,16). С учетом норм действующего законодательства, суд считает необходимым взыскать указанные суммы в заявленном размере. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования ФИО1 к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ПОЧТА РОССИИ" (АО "ПОЧТА РОССИИ") о компенсации морального вреда, взыскании штрафа, судебных расходов – удовлетворить частично. Взыскать с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА"ПОЧТА РОССИИ" (АО "ПОЧТА РОССИИ") в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда - 2 000 руб., штраф – 1 000 руб., почтовые расходы – 478, 34 руб. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 02 октября 2023 года. Судья /подпись/ Н.В.Бегишева Подлинный документ подшит в дело № 2-2169/2023 (уникальный идентификатор <№>), находящееся в производстве Новокуйбышевского городского суда Самарской области. |