ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-216/14 от 20.02.2012 Горномарийского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-216/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Козьмодемьянск

20 февраля 2012 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Халиулина А.Д.,

при секретаре Ерофеевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО4 к главе администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» ФИО5 признании незаконными действий главы администрации муниципального образования Горномарийский муниципальный район» по отстранению от участия в совещаниях при главе администрации муниципального района и обязании его отменить запрет на участия руководителя отдела экономики ФИО4 в совещаниях при главе администрации муниципального района,

У С Т А Н О В ИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с вышеуказанным иском к главе администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» ФИО5, в котором просила признать незаконными действия ответчика по отстранению ее от участия в совещаниях при главе администрации муниципального района и обязать его отменить запрет на участие руководителя отдела экономики ФИО4 в совещаниях при главе администрации муниципального района.

В обосновании заявленных требований указала на то, что 28 января 2014 года глава администрации Горномарийского муниципального района в конце проведенного оперативного совещания в кабинете главы администрации, в присутствии заместителей главы администрации, руководителей всех структурных отделов администрации, ее, как руководителя отдела экономики, отстранил от участия в совещаниях, мотивируя это тем, что на прошлой неделе на планерке в отношении него она распространила слухи. При этом, какие слухи она распространяла, не сообщил. С какими-либо распоряжениями и письменными документами по данному факту ее не знакомили и на запрос об их предоставлении ответа не предоставили. По настоящее время она, как руководитель отдела экономики администрации муниципального района, лишена возможности участвовать в постоянных совещаниях при главе администрации района. Данные действия ответчика считает незаконными, поскольку они лишают ее конституционного права на труд. Являясь руководителем отдела экономики, в соответствии с Положением об экономическом отделе администрации Горномарийского муниципального района осуществляющим управление в сфере эффективного развития экономики, разработки и реализации социально-экономической политики Горномарийского муниципального района, она несет ответственность за возложенные на отдел задачи и осуществление 29 различных функций. Следовательно, она как руководитель данного отдела, в отличие от других руководителей структурных подразделений администрации, лишена возможности получать и обсуждать своевременно информацию для осуществления основных задач, возложенных на отдел экономики. Такую дискриминацию в отношении персонально ее связывает с тем, что она неоднократно пыталась довести до главы администрации ФИО5 информацию о том, чтобы решать вопросы, связанные с введением в действие с 1 января 2014 года Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Считает, что он преследует ее за дачу свидетельских показаний по уголовному делу в отношении ФИО5 и ФИО1, по которому глава администрации осужден приговором от 21 января 2014 года за превышение должностных полномочий. С учетом изложенного просила удовлетворить заявленные исковые требования.

Истец ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, подтвердив обстоятельства, указанные в иске. Дополнительно пояснила, что с 2001 года по 28 января 2014 года она постоянно и наравне с руководителями всех структурных подразделений участвовала во всех совещаниях, что было необходимо для выполнения своих должностных обязанностей. Полагает, что ответчик стал преследовать ее за дачу в суде свидетельских показаний, неугодных руководителям ФИО5 и ФИО1 В декабре 2013 года, направив её на учебу, без её ведома, они сократили штат отдела на одну единицу. Несмотря на вступление в силу с 1 января 2014 года Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и её попытки решить вопрос по созданию нормативной базы по данному закону, ответчик вплоть до 10 февраля 2014 г. эти вопросы не решал. Напротив, 28 января 2014 г., отстранив её от участия в совещаниях, 10 февраля 2014 года без согласования с ней издал, на её взгляд, незаконное распоряжение, которое ею обжаловано в суд, дело находится в производстве суда. Приговор по уголовному делу в отношении ФИО5 ещё не вступил в силу, обжалован им в суд апелляционной инстанции. По данному делу она является свидетелем, её показания по этому уголовному делу ответчика не устраивают. Во всём вышеизложенном она усматривает причины, приведшие к её отстранению от участия в совещаниях, фактически - к нарушению её трудовых прав. Она никаких слухов, нелестных высказываний в адрес ФИО5 не распространяла. Незаконный запрет на участие ее в ежедневных совещаниях при главе администрации муниципального района лишает ее возможности, помимо исполнения обязанностей руководителя отдела экономики, исполнять возложенные на нее распоряжением главы администрации муниципального района от 10 февраля 2014 года функции и полномочия контрактного управляющего в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В настоящее время, поскольку не ведутся протоколы совещаний и на них ее не допускают, в отличие от других руководителей отделов, она не владеет информацией, необходимой ей для работы и не может в полной мере исполнять возложенные на нее обязанности муниципального служащего.

В судебном заседании представитель ответчика главы администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» ФИО5 ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, исковые требования не признала. Представила возражения ответчика на исковое заявление, из содержания которых следует, что он просит отказать истцу в иске. Указывает на то, что им ежедневно проводятся планерки по оперативным и текущим вопросам. При этом он сам определяет круг должностных лиц (муниципальных служащих), присутствие которых на данных планерках является обязательным. Порядок их проведения муниципальными правовыми актами не регламентирован. Поскольку на ежедневных (утренних) планерках присутствует заместитель главы администрации муниципального района по экономическим вопросам, руководитель отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам ФИО1, он счел возможным в устной форме освободить ФИО4 от участия в ежедневных (утренних) планерках. Никакого письменного распоряжения по данному вопросу он не издавал. При разрешении оперативных и текущих вопросов на ежедневных планерках он не нуждается в консультации руководителя отдела экономики ФИО4, поскольку всю необходимую информацию, включая ответы на поставленные вопросы, он получает от ФИО1, возглавляющей экономическую службу в целом по администрации муниципального района. Считает доводы истца об отстранении ее от ежедневных планерок вследствие дискриминации с его стороны не состоятельными и не подтвержденными материалами дела. Глава администрации вправе самостоятельно определять организацию работы местной администрации. Иное бы означало нарушение принципа единоначалия главы местной администрации. С учетом изложенного просит в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей ФИО2, ФИО3, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО4 согласно трудового договора (контракта) от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к нему, является муниципальным служащим и занимает должность начальника экономического отдела администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район».

В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Из искового заявления и объяснений истца ФИО4 в судебном заседании следует, что 28 января 2014 года глава администрации Горномарийского муниципального района ФИО5 в конце проведенного оперативного совещания, в присутствии заместителей главы администрации, руководителей всех структурных отделов администрации, отстранил ее от участия в последующих совещаниях, мотивировав это распространением истцом о нем слухов. В результате чего, истец как руководитель отдела экономики, в отличие от других руководителей отделов администрации района, лишена возможности получать и обсуждать своевременно информацию для осуществления основных задач, возложенных на ее отдел и на нее как муниципального служащего, что считает нарушением ее конституционного права на труд.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании показал, что он занимает должность руководителя отдела архитектуры и коммунального хозяйства и ГОЧС в администрации Горномарийского муниципального района. 28 января 2014 года он присутствовал на указанном совещании, которое проводится ежедневно кроме пятницы с участием всех руководителей отделов администрации района. На совещании глава администрации ФИО5 сказал ФИО4 о том, что она отстраняется от участия в планерках, потому что ранее не лестно высказалась о нем.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании показал, что он занимает должность руководителя отдела по правовым вопросам и организационной работе в администрации Горномарийского муниципального района. 28 января 2014 года он присутствовал на совещании у главы администрации района ФИО5, которые проходят ежедневно. На данном совещании ФИО5 освободил руководителя отдела экономики ФИО4 от их посещений.

Из представленного в материалы дела положения об экономическом отделе администрации Горномарийского муниципального района, утвержденного распоряжением администрации Горномарийского муниципального района от 08 апреля 2013 года № 70-р, следует, что экономический отдел является структурным подразделением администрации Горномарийского муниципального района, осуществляющим управление в сфере эффективного развития экономики, разработки и реализации социально-экономической политики Горномарийского муниципального района, несёт ответственность за возложенные на отдел задачи и осуществление 29 различных функций (п.п. 3.1-3.29 Положения).

Согласно должностной инструкции муниципального служащего – руководителя отдела экономики, утвержденной распоряжением администрации Горномарийского муниципального района от 14 октября 2013 года № 200-р, руководитель отдела обязан организовывать деятельность отдела в соответствии с Положением об отделе, обеспечивать координацию деятельности отдела с другими отделами администрации и исполнять и иные функциональные обязанности (п.п. 2.1.-2.21 Положения). Руководитель отдела имеет право получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей, принимать решения и участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями, вносить предложения должностным лицам по совершенствованию муниципальной службы в органах самоуправления (раздел IV Положения).

Из объяснений истца ФИО4 и свидетеля ФИО2 судом установлено, что основанием для отстранения истца от участия в совещаниях послужили личные мотивы главы администрации, а не мотивы служебного характера, поскольку он сослался на то, что истец распространяла о нем слухи, нелестно высказывалась, в дальнейшем на письменное обращение истца выдать ей в письменном виде выписку из протокола рабочего совещания от 28 февраля 2014 г. с изложением причины отстранения, ответа не дал.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" одним из основных принципов муниципальной службы является равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" разъяснено, что под дискриминацией в сфере труда по смыслу статьи 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и статьи 3 ТК РФ следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Системное толкование Положения об экономическом отделе администрации Горномарийского муниципального района, утвержденного распоряжением администрации Горномарийского муниципального района от 08 апреля 2013 года № 70-р, должностных обязанностей муниципального служащего – руководителя отдела экономики администрации Горномарийского муниципального района, утвержденных распоряжением администрации Горномарийского муниципального района от 14 октября 2013 года № 200-р, ст. 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статей 3 и 22 Трудового кодекса РФ позволяет суду делать вывод о том, что истец, как руководитель отдела экономики администрации муниципального района, в целях осуществления основных задач, возложенных на отдел экономики (пункты 2.1-2.7 Положения) и осуществления 29 различных функций (п.п. 3.1-3.29 Положения) имеет право участвовать в постоянных совещаниях при главе администрации муниципального района наравне с руководителями других структурных подразделений администрации.

Руководствуясь положениями ст. ст. 56, 57, 67 ГПК РФ, оценивая все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что глава администрации ФИО5 своим необоснованным отстранением нарушил равенство возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод муниципального служащего – руководителя экономики ФИО4, лишив её равной возможности наравне с другими руководителями структурных подразделений осуществлять свои функциональные обязанности и права (лишена возможности получать и обсуждать своевременно информацию для осуществления основных задач, возложенных на отдел экономики; осуществлять в полном объёме в равных условиях свои должностные обязанности и права), что свидетельствует о нарушении ответчиком требований ст. 3 Трудового кодекса РФ. Ответчик ФИО5 в возражениях на иск указал только на то, что осуществляет руководство администрацией на основании принципа единоначалия, но не опроверг доводы истца, изложенные в иске, оценив которые, суд приходил к выводу, что ФИО7 просит о восстановлении равенства возможностей в осуществлении своих служебных прав и свобод, а не других интересов.

Глава администрации ФИО5, как работодатель, несмотря на принцип единоначалия в руководстве администрацией, в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ обязан соблюдать муниципальное и трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия трудовых договоров; создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах.

Таким образом, с учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает требования истца ФИО4 подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО4 удовлетворить.

Признать незаконными действия главы администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» ФИО5 по отстранению ФИО4 от участия в совещаниях при главе администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район».

Обязать главу администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» ФИО5 отменить запрет на участие руководителя экономического отдела администрации Горномарийского муниципального района ФИО4 в совещаниях при главе администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий А.Д. Халиулин

Мотивированное решение составлено 24 февраля 2014 года.