№ 2-216/2015 Р Е Ш Е Н И Е Именем РФ 15 июня 2015 года Каменский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Горбуновой О.Н., при секретаре Пудовой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каменского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Каменский городской округ» о признании бездействия незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Каменского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Каменский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в том, что ответчиком в период с 25.10.2014 года по 05.02.2015 года не был объявлен и проведен конкурс на замещение должности начальника МУ «Управление заказчика по ЖКУ МО «Каменский городской округ», а также просил обязать Администрацию МО «Каменский городской округ» в месячный срок с момента вступления решения в законную силу объявить и провести конкурс на замещение должности руководителя МУ «Управление заказчика по ЖКУ МО «Каменский городской округ». Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Каменского района Свердловской области в ходе проведения проверки исполнения антикоррупционного законодательства при распоряжении муниципальным имуществом выявлены нарушения порядка назначения руководителей муниципальных учреждений Администрацией МО «Каменский городской округ». В результате бездействия Администрации МО «Каменский городской округ» ущемляются неперсонифицированные интересы неопределенного круга лиц, поскольку нарушено конституционное право граждан РФ свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию на равный доступ к управлению муниципальной собственностью, что противоречит принципу равенства всех перед законом, установленному ст. 19 Конституции РФ. В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Каменского района Ершова И.П. исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что распоряжением и.о. председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Каменского городского округа № 10 от 22.07.2014 года ФИО1 назначен исполняющим обязанности начальника МУ «Управления заказчика по ЖКУ МО «Каменский городской округ» с 22.07.2014 года на период проведения конкурса. 04.08.2014 года и 24.10.2014 года проведены конкурсы на замещение вакантной должности руководителя МУ «Управление заказчика по ЖКУ МО «Каменский городской округ». Указанные конкурсы решениями межведомственной комиссии от 04.08.2014 года и от 24.10.2014 года признаны несостоявшимися. В период с 25.10.2014 года по 05.02.2015 года конкурс на замещение вышеуказанной вакантной должности повторно не объявлялся. Считает, что отсутствие в законе конкретных сроков проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального учреждения не дает оснований для злоупотребления правом, в том числе и главе муниципального образования, и указанные факты создают благоприятную почву для проявления коррупционных рисков, и заявленные требования подлежат удовлетворению. Представитель ответчика - Администрации МО «Каменский городской округ» - ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и суду пояснила, что назначение руководителей муниципальных учреждений может осуществляться как с проведением конкурса, так и без проведения конкурса. Полагает, что коррупционные риски есть, когда имеется денежная заинтересованность. В связи с тем, что МУ «Управление заказчика по ЖКУ МО «Каменский городской округ» не обратилось за получением лицензии на осуществление деятельности, планируется ликвидация данной организации, поэтому отсутствует необходимость проведения конкурса. В настоящее время решение о ликвидации вышеуказанной организации не принято. Считает, что исковые требования являются необоснованными, и в их удовлетворении следует отказать. 3-е лицо ФИО1 в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о дне слушания был извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах судом дело рассмотрено в отсутствие 3-его лица. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 4 Конституции РФ предусмотрено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно ст. 51 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами. В соответствии со ст.9.1 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Согласно п.29. ст. 28 Устава Каменского городского округа, утвержденного решением Думы Каменского городского округа № 18 от 09.06.2005 года, глава Каменского округа назначает на должности и освобождает от должности руководителей структурных подразделений Администрации городского округа, руководителей отраслевых, функциональных и территориальных органов Администрации, руководителей муниципальных предприятий и муниципальных учреждений. В соответствии с п.п. 1,2,3,5,6 главы 2 Положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений Каменского городского округа, утвержденного постановлением и.о. главы Каменского городского округа № 1550 от 23.07.2013 года «О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений Каменского городского округа, а также проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия и муниципального учреждения Каменского городского округа и аттестации руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений Каменского городского округа» на должность руководителя предприятия, учреждения могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее образование, назначению на должность руководителя предприятия, учреждения может предшествовать конкурс на замещение должности руководителя учреждения. Представление о назначении руководителя предприятия, учреждения вносит Главе городского округа заместитель Главы, координирующий деятельность муниципальных унитарных предприятий, учреждений в соответствии с результатами конкурса на замещение вакантной должности руководителя предприятия, учреждения. Специалист по кадрам и муниципальной службы администрации в соответствии с поручением Главы Администрации Каменского городского округа готовит проект распоряжения Администрации Каменского городского округа о назначении на должность руководителя предприятия, учреждения и передает его Главе администрации для подписания. Одновременно с подготовкой проекта распоряжения Администрации Каменского городского округа о назначении на должность руководителя предприятия, учреждения специалист по кадрам и муниципальной службы администрации готовит проект трудового договора. Согласно главе 2 вышеуказанного Положения решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия (учреждения) принимает глава городского округа путем принятия соответствующего распоряжения Администрации Каменского городского округа, подготовленного кадровой службой Администрации. В соответствии с п.1.1 Положения об отраслевом (функциональном) органе администрации Каменского городского округа – Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Каменского городского округа, утвержденного решением Думы Каменского городского округа № 116 от 22.01.2009 г., Комитет является отраслевым (функциональном) органом администрации Каменского городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения Каменского городского округа. Согласно п. 2.1 Положения задачами Комитета являются управление в установленном законом порядке имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каменского городского округа, обеспечения формирования и устойчивого функционирования муниципальной собственности Каменского городского округа. Распоряжением и.о. председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Каменского городского округа № 10 от 22.07.2014 года (л.д.13об.), приказом о приеме на работу № 09-К1 от 22.07.2014 г. ( л.д.14) подтверждается, что ФИО1 назначен исполняющим обязанности начальника МУ «Управления заказчика по ЖКУ МО «Каменский городской округ» с 22.07.2014 года и объявлен конкурс на замещение вакантной должности руководителя МУ «Управления заказчика по ЖКУ МО «Каменский городской округ». Указанное распоряжение принято на основании постановления Главы МО «Каменский городской округ» № 1270/1 от 21.07.2010 г., признанного постановлением и.о. главы Каменского городского округа № 1550 от 23.07.2013 года утратившим силу ( п.3). Из протоколов заседания межведомственной комиссии от 04.08.2014 года ( л.д.15) и от 24.10.2014 года ( л.д.18) следует, что конкурсы на замещение вакантной должности руководителя МУ «Управления заказчика по ЖКУ МО «Каменский городской округ» признаны несостоявшимися. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Осуществление руководства муниципальным учреждением руководителем, назначенным на указанную должность без соблюдения требований федерального закона, препятствует надлежащему исполнению задач, определенных в федеральных законах от 06.10.2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», от 12.01.1996 г. № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях», в Уставе МУ «Управления заказчика по ЖКУ МО «Каменский городской округ», утвержденном председателем Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом МО «Каменский городской округ» 13.04.2006 г. В период с 25.10.2014 года по 05.02.2015 года Администрацией МО «Каменский городской округ» самостоятельно нарушения требований федерального закона, выразившиеся в том, что ответчиком не был объявлен и проведен конкурс на замещение вакантной должности начальника МУ «Управление заказчика по ЖКУ МО «Каменский городской округ», не устранены. Доводы представителя ответчика о том, что Администрацией МО «Каменский городской округ» каких-либо нарушений Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» не допущено, так как проведение конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального учреждения не является обязательным, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку Положением о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений Каменского городского округа, утвержденного постановлением и.о. главы Каменского городского округа № 1550 от 23.07.2013 года, определен порядок организации и проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального учреждения в Каменском городском округе. При этом Положение не содержит каких-либо исключений и случаев, при которых конкурс на замещение должности муниципальной службы не проводится. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что замещению вакантной должности руководителя муниципального учреждения в Каменском городском округе должен предшествовать конкурс, поскольку в данном случае при наличии установленного Положением порядка проведения конкурса возможность замещения вакантной должности руководителя муниципального учреждения по конкурсу либо без него зависит не от усмотрения работодателя, а от правил указанного Положения. С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Каменского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации МО «Каменский городской округ», выразившееся в том, что в период с 25 октября 2014 года по 05 февраля 2015 года не был объявлен и проведен конкурс на замещение должности начальника МУ «Управление заказчика по ЖКУ МО «Каменский городской округ». Обязать Администрацию МО «Каменский городской округ» в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу объявить и провести конкурс на замещение должности руководителя МУ «Управление заказчика по ЖКУ МО «Каменский городской округ». Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Каменский районный суд в течение месяца с даты составления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2015 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: |