Дело №2-216/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Туран 27 июля 2018 года
Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Монгуша А.С.,
при секретаре Байыр Н.Б.,
с участием заместителя прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва Хертек С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пий-Хемского района действующей в интересах неопределенного круга лиц – жителей Пий-Хемского района Республики Тыва, Российской Федерации о возложении на администрацию городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим ФИО1 с момента вступления решения суда в законную силу,
установил:
Заместитель прокурора района обратилась в суд с указанным иском, в обоснование которой указала, что прокуратурой района была проведена проверка по исполнению законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции. В ходе проверки личного дела секретаря-делопроизводства администрации г.Турана (городского поселения города Турана) ФИО1 установлено, что она диплома о высшем профессиональном либо среднем профессиональном образование не имеет, а только аттестат о среднем образовании и свидетельство о краткосрочных курсах полученное в 2013 году по программе «Трудовое законодательство - 2013». На основании распоряжения и.о. председателя администрации города Турана К. № 35-р от 10.07.2017 года ФИО1 принята на работу секретарем-делопроизводства с 10.07.2017 года, с заключением трудового договора. Должность секретаря-делопроизводителя (специалиста 1 категории) администрации города Турана в соответствии с реестром муниципальных должностей, нормативной численностью муниципальных служащих администрации города Турана, типовой структуры органов местного самоуправления, схемы структуры администрации города Турана, утвержденной Решением Хурала представителей города Турана № 90 от 23.12.2016 года отнесена к «младшей группе должностей муниципальной службы». В соответствии со ст. 10 Закона Республики Тыва от 25.04.2018 года №368-ЗРТ "О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в РТ" предусмотрены Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва. В общих положениях указанных Типовых квалификационных требований в подп. 3 п. 2 «Квалификационные требования к уровню профессионального образования» сказано, что для замещения старших и младших должностей муниципальной службы необходимо иметь среднее профессиональное образование. В нарушение требований закона секретарь-делопроизводитель (специалист 1 категории) администрации города Турана ФИО1- имеет среднее образование, при этом диплома об окончании среднего или высшего профессионального образования не имеет. Нарушения, допущенные при приеме на работу ФИО1 устранить иным способом, кроме как расторгнуть трудовой договор не представляется возможным. При этом продолжение работы ФИО1 на должности секретаря-делопроизводителя (специалист 1 категории) администрации города Турана невозможно, в связи с тем, что действующим законодательством предусмотрено, что работник, занимающий должность секретаря-делопроизводителя (специалист 1 категории) администрации города Турана должен соответствовать квалификационным требованиям, в том числе иметь соответствующее образование. Считает, что трудовой договор (контракт) с ФИО1 подлежит расторжению по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, 84 Трудового кодекса РФ. Приемом на муниципальную службу ФИО1, не соответствующей предъявленным требованиям, нарушены основополагающие принципы поступления на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы, предусмотренные ст. 4 и 16 Федерального закона № 25-ФЗ, как равный доступ граждан к муниципальной службе, профессионализм и компетентность муниципальных служащих, соответствие квалификационным требованиям, чем подрывается авторитет муниципальной службы в Российской Федерации.
Кроме того, считает, что нарушены законные интересы персонально неопределенного круга лиц, которые могли бы на законных основаниях замещать муниципальную должность, незаконно занимаемую ФИО1. Просит обязать администрацию городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим ФИО1 с момента вступления решения суда в законную силу.
Заместитель прокурора Пий-Хемского района Хертек С.Д. поддержала доводы заявления и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна в судебном заседании участия не принимали,
Заинтересованное лицо ФИО1 с иском прокурора не согласилась, заявила ходатайство о прекращении производства по гражданскому делу, поскольку считает, что иск прокурора не подлежит рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства, так как должен быть разрешен в соответствии с положениями КАС РФ.
Выслушав мнение сторон, участвовавших при рассмотрении дела, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующей основной меры - предъявление в установленном порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
В п. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 25-ФЗ) закрепляется принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым признается, что необходимым условием прохождения муниципальной службы является наличие у муниципального служащего, претендующего на замещение должности необходимой квалификации.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 25-ФЗ для муниципальных служащих, находящихся на муниципальной службе, устанавливаются требования, предъявляемые к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы.
Поддерживать уровень необходимой квалификации можно посредством профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и получения первого и (или) повторного высшего образования.
При этом согласно ст. 6 Федерального закона № 25-ФЗ должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Республики Тыва.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Тыва от 25.04.2018 года №368-ЗРТ «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в РТ» предусмотрены Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва, согласно приложению.
Общим положением указанных выше Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республики Тыва (приложение №3) предусмотрены следующие требования:
1. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе настоящих Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва.
2. Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва определяются в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
2) Квалификационные требования к уровню профессионального образования.
Для замещения высших и главных должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее образование не ниже уровня специaлитета, магистратуры.
Для замещения ведущих должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее образование.
Для замещения старших и младших должностей муниципальной службы необходимо иметь среднее профессиональное образование.
3) Квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки в зависимости от группы должностей муниципальной службы.
1. Установить следующие квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности направлению подготовки, который необходим для замещения:
а) высших должностей муниципальной службы - не менее четырех лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
б) главных должностей муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
в) ведущих, старших и младших должностей муниципальной службы - без предъявления требования к стажу.
2. Для лиц имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для замещения ведущих должностей муниципальной службы - не менее одного года стажа муниципальной службы государственной службы) или стажа работы по специальности.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Республики Тыва от 04.05.2009 года №1244 ВХ-2 (ред. от 14.06.2012) «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва», реестр должностей муниципальной службы в Республике Тыва представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы в Республике Тыва, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональному признаку должностей (категории), и утверждается приложением к настоящему Закону.
Согласно Раздела 6 Приложения к Реестру, содержащего перечень наименований должностей в администрации городского поселения, должность специалист 1 разряда (категории) отнесена к «младшим группам должностей» в категории «обеспечивающие специалисты».
Как следует из личной карточки государственного (муниципального) служащего ФИО1, составленного администрацией г. Турана 9 января 2014 года, принята 9 января 2014 года на должность секретаря.
Согласно анкете ФИО1, составленного 9 января 2014 года, в графе 5. образование, указано среднее.
Распоряжением и.о. председателя администрации г. Турана № 35-р от 10 июля 2017 года ФИО1 принята секретарем-делопроизводителем с 10 июля 2017 года.
10 июля 2017 года Администрацией г. Турана заключен трудовой договор №8 с ФИО1. Как следует из должностной инструкции специалиста по делопроизводству администрации г. Турана, в п. 1.2 указано, что на должность делопроизводителя назначается лицо, имеющее среднее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу.
Из трудовой книжки ФИО1 АТ-VIII № 7143914 также видно, что с 9 января 2014 года она принята на должность секретаря-делопроизводителя администрации г. Туран.
Согласно свидетельству с регистрационным номером 0110623128, ФИО1 повышала 7 февраля 2013 г. квалификацию в ООО «КЦК» по программе «Трудовое законодательство-2013». Актуальные изменения.
Как следует из распоряжения №41-р от 5 июля 2018 года администрации г. Турана, ФИО1 с 6 июля 2-18 года по 20 августа 2018 года предоставлен отпуск с последующим увольнением.
Таким образом, суд соглашается с мнением заместителя прокурора, поскольку законодательством о муниципальной службе закрепляется обязанность муниципального служащего - ведущего специалиста администрации городского поселения поддерживать необходимый уровень квалификации, иметь высшее образование, а для специалиста необходимо среднее профессиональное образование соответствующее направлению деятельности.
В нарушение указанных выше требований закона секретарь-делопроизводитель (специалист 1 категории) администрации города Турана ФИО1 - имеет среднее образование, при этом диплома об окончании среднего или высшего профессионального образования не имеет.
Суд также соглашается с доводами заместителя прокурора, о том, что нарушения, допущенные при приеме на работу ФИО1 устранить иным способом, кроме как расторгнуть трудовой договор не представляется возможным. При этом продолжение работы ФИО1 на должности секретаря-делопроизводителя (специалист 1 категории) администрации города Турана не возможно, в связи с тем, что действующим законодательством предусмотрено, что работник, занимающий должность секретаря-делопроизводителя (специалист 1 категории) администрации города Турана должен соответствовать квалификационным требованиям, в том числе иметь соответствующее образование.
В соответствии со п. 11 ст.77, п. 14 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.
В связи с чем, трудовой договор (контракт) с ФИО1 подлежит расторжению по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, 84 Трудового кодекса РФ.
Приемом на муниципальную службу ФИО1 не соответствующей предъявленным требованиям нарушены основополагающие принципы поступления на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы, предусмотренные ст. 4 и 16 Федерального закона № 25-ФЗ, как равный доступ граждан к муниципальной службе, профессионализм и компетентность муниципальных служащих, соответствие квалификационным требованиям, чем подрывается авторитет муниципальной службы в Российской Федерации.
Ходатайство заинтересованного лица ФИО1 о прекращении производства по делу в связи с тем, что данный иск подлежит рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, судом отклоняется по следующим основаниям.
Заместитель прокурора обратилась в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц – жителей Пий-Хемского района Республики Тыва, Российской Федерации к о возложении на администрацию городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим ФИО1 .
Так в абзацах 5, 6 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» дано разъяснение, что по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Таким образом, иск заместителя прокурора Пий-Хемского района подлежит удовлетворению в полном объеме, а ходатайство ответчика подлежит отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск заместителя прокурора Пий-Хемского района действующей в интересах неопределенного круга лиц – жителей Пий-Хемского района Республики Тыва, Российской Федерации о возложении на администрацию городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим ФИО1 с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим ФИО1 с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Пий-Хемский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2018 года (28,29 июля 2018 года выходные дни).
Председательствующий А.С. Монгуш