Дело № 2-216/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Белозерское ДД.ММ.ГГГГ
Белозерский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Копылова А.Ф.,
при секретаре Бутиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белозерского района Курганской области в интересах Гладкова А.Л. к Администрации Белозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения и возложении обязанности проведения финансирования,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Белозерского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Гладкова А.Л. к Администрации Белозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения и возложении обязанности проведения финансирования. В обосновании иска указал, что прокуратурой Белозерского района Курганской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что распоряжением Администрации Белозерского района № от ДД.ММ.ГГГГ Гладков А.Л. включен в список на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, так как является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ... году Гладков А.Л. был определен в детское государственное учреждение, впоследствии обучался в ПУ № в Белозерском районе. В настоящее время Гладков А.Л. не обучается, не работает, самостоятельной возможности приобрести жилье у него нет. Таким образом, Гладков А.Л. остро нуждается в жилье. Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 №6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» (с изменениями от 25.12.2012) порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством. Решением Белозерской районной думы от 24.06.2008 № 51 «О предоставлении жилых помещений в Белозерском районе» учетная норма предоставления жилых помещений для нуждающихся граждан равна 18 кв.м. Гладков А.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно имеет право на предоставление жилого помещения, соответствующего всем предъявляемым требованиям, по месту постановки на учет, то есть на территории Белозерского района. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. У Гладкова А.Л., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним попечительства, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору специализированного найма. Просил суд обязать Администрацию Белозерского района Курганской области предоставить Гладкову А.Л. по договору найма благоустроенное специализированное жилое помещение, расположенное в границах Белозерского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. и обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Гладкову А.Л. по договору найма благоустроенного специализированного жилого помещения, расположенного в границах Белозерского района Курганской области, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора Белозерского района Курганской области Каранда П.В. просил суд обязать Администрацию Белозерского района предоставить Гладкову А.Л. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным требованиям, расположенное в границах муниципального образования Белозерский район Курганской области и обязать Правительство Курганской области профинансировать мероприятия по предоставлению Администрацией Белозерского района Курганской области Гладкову А.Л. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь в их обоснование на доводы, изложенные в исковом заявлении. При этом пояснил, что обязанность по финансированию предоставления жилья Гладкову А.Л. возложена на Правительство Курганской области в силу закона.
Соистец Гладков А.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Белозерского района Курганской области по доверенности Еланцев С.В. в судебном заседании согласился с исковыми требованиями прокурора Белозерского района Курганской области, предъявляемыми к Администрации Белозерского района, о предоставлении Гладкову А.Л. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. При этом пояснил, что в районном бюджете отсутствуют денежные средства на финансирование предоставления жилья Гладкову А.Л. Финансовые средства, поступающие из бюджета Курганской области, будут израсходованы на приобретение жилых помещений лицам из числа детей-сирот в отношении которых судом ранее были приняты решения о предоставлении им жилья. Данных средств недостаточно для предоставления жилья Гладкову А.Л.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, сектора по опеке и попечительству муниципального учреждения Отдел народного образования Администрации Белозерского района Курганской области по доверенности Михалева А.С. в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями прокурора и пояснила, что Гладков А.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на получение специализированного жилого помещения по договору найма. Гладков А.Л. своевременно и обоснованно поставлен в очередь на получение жилого помещения. Администрация Белозерского района Курганской области обязана предоставить Гладкову А.Л. специализированное жилое помещение по договору найма, а Правительство Курганской области - профинансировать предоставление ему жилого помещения.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился. В возражении на исковое заявление представитель Правительства Курганской области ФИО1 просила о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя ответчика, указав, что не согласна с исковыми требованиями, предъявляемыми к Правительству Курганской области. Кроме того, сообщила, что законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Федеральным законодательством с 1 января 2013 года определено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот из специализированного жилищного фонда. Исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот. Распределение субвенций на исполнение указанных государственных полномочий в 2013 году утверждено приложением 11 к Закону Курганской области от 5 декабря 2012 года № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Истцом предъявлено требование к Правительству Курганской области о финансировании предоставления жилого помещения истцу. Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются Бюджетным кодексом РФ (статья 1 Бюджетного кодекса РФ). В соответствии с частью 1 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса - бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Указанные правоотношения находятся вне предмета данного спора и не могут влиять на право истца по предоставлению жилого помещения. Заявляя требование о финансировании, истец фактически выступает в интересах муниципального образования, в то время как иск заявлен в защиту прав физического лица. В нарушение статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ в исковом заявлении не указана сумма финансирования. В случае удовлетворения указанного требования в том, виде, в каком оно заявлено, такое судебное постановление в соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ будет неисполнимо. Просила в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Правительству Курганской области, отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Главного управления образования Курганской области, в судебное заседание не явился. В отзыве первый заместитель начальника Главного управления образования Курганской области ФИО2 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. При этом, сообщил, что решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления. Субвенции, выделяемые из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, перечисляются в бюджеты муниципальных образований на основании заявок муниципальных образований. Субвенции перечисляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке. Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на ... год предусмотрены субвенции областного бюджета в размере ... руб., в том числе для Администрации Белозерского района ... руб.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Финансового управления Курганской области, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель Финансового управления Курганской области по доверенности ФИО3 просила о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, сообщив, что с исковыми требованиями, предъявляемыми к Правительству Курганской области, не согласна. Также сообщила, что жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот по договору найма специализированного жилого помещения предоставляется детям-сиротам по месту их жительства. При достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижении совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей - сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления. Порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен статьей 6-1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года № 6, в соответствии с которым законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список), в орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот, со дня достижения детьми - сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. В случае непредставления законными представителями детей-сирот заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения всех прилагаемых к заявлению документов проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение. Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список. Уполномоченными органами на осуществление всех вышеуказанных действий являются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области в силу Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», в соответствии с пунктом 44 статьи 3 которого органы местного самоуправления наделены полномочиями по однократному предоставлению детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также принятию решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения. С ... года изменен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам. Предоставление жилья из специализированного жилого фонда осуществляется по сформированным спискам, на основании представленных детьми - сиротами либо их представителями заявлений в установленном порядке. Для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, ему необходимо обратиться в установленном порядке в уполномоченные органы с заявлением на включение его в список. Финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области для осуществления полномочий по опеке и попечительству, определяется в соответствии с методикой расчета объема субвенции на однократное предоставление детям-сиротам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденной Законом Курганской области от 5 октября 2007 года № 288. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий по опеке и попечительству в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений. Правоотношения между субъектами в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней относятся к бюджетным правоотношениям, носящим по своей природе властно-административный характер, и регулируется бюджетным законодательством Российской Федерации. Участниками бюджетного процесса являются органы законодательной и представительной власти, финансовые и иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия. Физические лица в этом перечне не указаны, они не являются участниками бюджетного процесса. Статьей 22 ГПК РФ к компетенции судов общей юрисдикции рассмотрение споров по вопросу выделения средств из бюджетов различных уровней и их перераспределения не относится. Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы, в связи с чем, суд первой инстанции не должен решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений.
Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
В силу п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственникам жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений является полномочием органов местного самоуправления.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, утвержденному постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года №659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения предоставляется детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по месту их жительства. Решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления.
Таким образом, на органы местного самоуправления Курганской области возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с Порядком расходования субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённым постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 года №633 «Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству» (далее – Порядок), субвенции, выделяемые из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, перечисляются в бюджеты муниципальных образований на основании заявок муниципальных образований. Согласно части 5 Порядка субвенции перечисляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке.
В силу ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, в соответствии со ст. 1 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, Гладков А.Л., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители умерли, и подлежит обеспечению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ниже установленных социальных норм.
Решением Белозерской районной думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений в Белозерском районе» учетная норма предоставления жилых помещений для нуждающихся граждан равна 18 кв.м.
Распоряжением главы Куртамышского района Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Распоряжением главы Белозерского района Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № Гладков А.Л. поставлен на регистрационный учет, как ребенок-сирота, нуждающийся в приобретении жилого помещения.
Данные обстоятельства подтверждается письменными материалами дела и показаниями представителя Администрации Белозерского района и представителя сектора по опеке и попечительству МУ ОНО Администрации Белозерского района.
Из справки, выданной Главой Администрации Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Гладкову А.Л. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.
Из уведомлений государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества в отношении Гладкова А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из ответа Белозерского филиала ГУП «Кургантехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным архива недвижимое имущество за Гладковым А.Л. не зарегистрировано (не учтено).
При указанных обстоятельствах, а также, учитывая согласие представителя Администрации Белозерского района Курганской области с исковыми требованиями прокурора Белозерского района Курганской области предъявляемыми к Администрации Белозерского района о предоставлении Гладкову А.Л. по договору найма благоустроенного специализированного жилого помещения, расположенного в границах Белозерского района Курганской области, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в данной части.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Из пояснений представителей ответчиков и третьих лиц следует, что Законом Курганской области от 05.12.2012. № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрены субвенции бюджету Белозерского района в размере ... руб. на однократное предоставление детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Данное обстоятельство подтверждается решением Белозерской районной Думы Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Белозерского района на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и приложением 9 к данному решению «Ведомственная структура расходов бюджета Белозерского района на 2013 год».
Доказательств выделения бюджету Белозерского района иной суммы финансирования из бюджета Курганской области для выполнения переданных полномочий по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, суду не представлено.
Согласно пояснениям представителя Администрации Белозерского района и представителя сектора по опеке и попечительству МУ ОНО Администрации Белозерского района, орган местного самоуправления обязан предоставить лицам из числа детей-сирот 21 жилое помещение, на основании решений суда, принятых в ... году и вступивших в законную силу. При этом, выделенных бюджету Белозерского района на ... год из бюджета Курганской области финансовых средств в размере ... руб. достаточно для приобретения четырехквартирного жилого дома и оплаты 48% от стоимости второго четырехквартирного жилого дома, что недостаточно, как для исполнения всех ранее принятых судом решений о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот, так и на предоставление жилого помещения Гладкову А.Л. по договору найма специализированного жилого помещения.
Данные доводы представителем ответчика – Правительства Курганской области не опровергнуты.
Доказательств того, что предусмотренных бюджетом Курганской области финансовых средств для Администрации Белозерского района на ... год в размере ... руб. достаточно для приобретения специализированного жилого помещения и последующего его предоставления Гладкову А.Л. на основании договора найма, суду не представлено.
Таким образом, учитывая недостаточность предусмотренных областным бюджетом для Администрации Белозерского района средств для обеспечения жилым помещением истца Гладкова А.Л., суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Белозерского района предъявленных в интересах Гладкова А.Л. к Правительству Курганской области о возложении обязанности финансировании мероприятий по предоставлению Администрацией Белозерского района Курганской области Гладкову А.Л. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом, доводы представителя ответчика – Правительства Курганской области о том, что, заявляя требование о финансировании расходов на предоставление Гладкову А.Л. жилого помещения, прокурор выступает в интересах муниципального образования, суд считает необоснованными, поскольку обязанность органа исполнительной власти Курганской области по финансированию переданных Администрации Белозерского района полномочий по предоставлению жилого помещения предусмотрена ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, передавая Администрации Белозерского района полномочия на предоставление Гладкову А.Л. специализированного жилого помещения по договору найма, Правительство Курганской области обязано профинансировать расходы по приобретению органом местного самоуправления жилого помещения и проконтролировать использование финансовых средств, в соответствии с их назначением.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Белозерского района Курганской области в интересах Гладкова А.Л. к Администрации Белозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения и возложении обязанности проведения финансирования, удовлетворить.
Обязать Администрацию Белозерского района Курганской области предоставить Гладкову А.Л. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным требованиям, расположенное в границах муниципального образования Белозерский район Курганской области.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать мероприятия по предоставлению Администрацией Белозерского района Курганской области Гладкову А.Л. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.
Судья А.Ф. Копылов
(Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ)
Решение вступило в законную силу.