ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-216/2013 от 09.04.2013 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 09 апреля 2013 года г. Сургут

 Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Паничева О.Е.,

 при секретаре Семеновой Д.Ю.,

 с участием зам. Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Жукова Р.А.,

 представителя ответчика ОАО «НК «Роснефть», ЗАО «РН-Мамонтово» Астаховой Е.В.,

 представителей ответчика ООО «РН-Юганскнефтегаз» Александрова П.Ю.,

 представителя ответчика «ИнвестОйл» Заруднева А.А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «РН-Мамонтово», ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «ИнвестОйл» об обязании осуществлять эксплуатацию объекта «Полигон по сбору и утилизации нефтесодержащих, буровых и бытовых отходов на Приобском месторождении в районе 117 куста» в соответствии с требованиями промышленной и экологической безопасности, обязании ОАО «НК «Роснефть» и ООО «РН-Юганскнефтегаз» идентифицировать объекты «Котельная на полигоне в районе <адрес> месторождении» и систему подводящих газопроводов в составе опасных производственных объектов и внести их в реестр опасных производственных объектов, обязании ООО «ИнвестОйл» идентифицировать объекты «Площадка установок по переработке нефтешлама», «Линия с мобильной установкой по переработке бурового раствора с выбуренной породой, образовавшегося при бурении эксплуатационных скважин (отходы бурения)» и систему подводящих газопроводов в составе опасных производственных объектов и внести их в реестр опасных производственных объектов, обязании ООО «ИнвестОйл» осуществлять выброс загрязняющих веществ в атмосферу в соответствии с разработанным проектом предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух и разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, запрещении осуществлять эксплуатацию расположенных на указанном Полигоне опасных производственных объектов до идентификации их в составе опасных производственных объектов и внесения их в государственный реестр опасных производственных объектов.

 УСТАНОВИЛ:

 Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «ИнвестОйл» об обязании осуществлять эксплуатацию объекта «Полигон по сбору и утилизации нефтесодержащих, буровых и бытовых отходов на Приобском месторождении в <данные изъяты> расположенного на земельном участке, зарегистрированном в государственном лесном реестре №№ в Ханты-Мансийском районе ХМАО-Югры в соответствии с требованиями промышленной и экологической безопасности, обязании ОАО «НК «Роснефть» и ООО «РН-Юганскнефтегаз» идентифицировать объекты «Котельная на полигоне в районе <адрес> на <данные изъяты>» и систему подводящих газопроводов в составе опасных производственных объектов и внести их в реестр опасных производственных объектов, обязании ООО «ИнвестОйл» идентифицировать объекты «Площадка установок по переработке нефтешлама», «Линия с мобильной установкой по переработке бурового раствора с выбуренной породой, образовавшегося при бурении эксплуатационных скважин (отходы бурения)» и систему подводящих газопроводов в составе опасных производственных объектов и внести их в реестр опасных производственных объектов, обязать ООО «ИнвестОйл» осуществлять выброс загрязняющих веществ в атмосферу в соответствии с разработанным проектом предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух и разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, запрещении осуществлять эксплуатацию расположенных на полигоне объектов «Площадка установок по переработке нефтешлама», «Котельная на полигоне в районе <адрес> на Приобском месторождении», «Линия с мобильной установкой по переработке бурового раствора с выбуренной породой, образовавшегося при бурении эксплуатационных скважин (отходы бурения)», системы подводящих газопроводов, газосепаратора до идентификации их в составе опасных производственных объектов и внесения их в государственный реестр опасных производственных объектов, мотивируя свои требования тем, что в Ханты-Мансийском районе ХМАО-Югры на территории Приобского месторождения нефти, на земельном участке, зарегистрированном в государственном лесном реестре № с грубыми нарушениями требований действующего законодательства эксплуатируется объект переработки опасных отходов «Полигон по сбору и утилизации нефтесодержащих, буровых и бытовых отходов на Приобском месторождении в районе <данные изъяты> куста» (далее - Полигон), который на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. принадлежит ЗАО «РН-Мамонтово» (ранее ЗАО «ЮКОС-Мамонтово») и находится в эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ. На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с ЗАО «РН-Мамонтово», данный полигон со всеми расположенными на нем сооружениями взят в аренду ООО «РН-Юганскнефтегаз» для промышленных нужд предприятия. С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время обслуживание Полигона на основании ежегодно заключаемых ООО «РН-Юганскнефтегаз» договоров об оказании услуг, осуществляет ООО «ИнвестОйл», которое помимо обслуживания Полигона, для ООО «РН-Юганскнефтегаз» непосредственно на указанном объекте с ДД.ММ.ГГГГ. выполняло работы по переработке отходов. Так, только в ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ИнвестОйл» на Полигоне переработано <данные изъяты> нефтяного шлама и <данные изъяты> бурового шлама принятого от ООО «РН-Юганскнефтегаз». Для переработки отходов ДД.ММ.ГГГГг. на территории Полигона введен в эксплуатацию объект - «Линия по переработке бурового шлама в районе полигона куста <данные изъяты> левобережной части Приобского месторождения с установкой по переработке нефтяных шламов, мощностью <данные изъяты> тн/сутки». Также на территории Полигона в 2009г. ООО «ИнвестОйл» сооружен объект «Линия с мобильной установкой по переработке бурового раствора с выбуренной породой, образовавшегося при бурении эксплуатационных скважин (отходы бурения)». В ДД.ММ.ГГГГ. Полигон на основании проекта «Техническое перевооружение полигона в районе куста № Приобского месторождения. Установка по переработке отходов бурения» был газифицирован. На территории Полигона сооружены внутриплощадочные сети газопроводов высокого давления для газоснабжения теплогенераторов, предназначенных для технологической операции предварительного подогрева установки по переработке отходов бурения, расположенных в производственном корпусе на Полигоне попутным нефтяным газом, предварительно очищенным и осушенным. Для выполнения работ по утилизации буровых и нефтяных шламов, а также работы котельной мощностью <данные изъяты> МВт, расположенной на Полигоне и введенной в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГг., ООО «РН-Юганскнефтегаз» по договорам поставки, заключенным с ООО «ИнвестОйл», с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет поставку попутного нефтяного газа в объеме свыше <данные изъяты> ежегодно. Площадка по сбору и утилизации нефтесодержащих и буровых отходов, а также газифицированная котельная, сети газопроводов относятся к категории опасных производственных объектов, однако в нарушение требований закона опасные производственные объекты, расположенные на Полигоне, в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрированы и их эксплуатация осуществляется незаконно, они являются безнадзорными, представляющими угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а также вреда окружающей среде в будущем. Для эксплуатации опасных производственных объектов, расположенных на Полигоне, собственниками опасных производственных объектов, а также эксплуатирующими организациями, не заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте. Следствием нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов расположенных на Полигоне, является угроза пожарной безопасности самих этих объектов, а также прилегающих лесов, поскольку Полигон расположен на землях лесного фонда. С ДД.ММ.ГГГГ. ООО «РН-Юганскнефтегаз» организовало поставку попутного нефтяного газа на газопотребляемые объекты, эксплуатируемые ООО «ИнвестОйл» на вышеуказанной производственной площадке, при отсутствии у данного общества лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, расположенных на территории Приобского месторождения нефти. Кроме того, при переработке отходов на территории Полигона оказывается недопустимое воздействие на атмосферный воздух, в частности, на Полигоне ежегодно принимается и перерабатывается в 3 раза больше отходов, чем предусмотрено проектом предельно допустимых выбросов в атмосферу. Перечисленные выше нарушения требований промышленной безопасности, природоохранного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории <адрес> ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду. Полагает, что ответчиками в нарушение ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 1,3,11, Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), приложения №1, ст. 1, п. 2 ст. 2, ст. 3, ч. 1 ст. 9, ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», ст. 1, ч.1 ст.52, ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ), ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), ст.1, п. 3 ст. 12, ст.14, ч. 7 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), п. 1.1.4, п. 4.2, п. 4.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003г. № 9, разделов 7,11 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011г. № «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов», п. 2, 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (далее – Постановление № 1371), п.11 Административного регламента Ростехнадзора по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора 04.09.2007г. № 606, п.4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. № 454, осуществлялась деятельность по эксплуатации объекта переработки опасных отходов «Полигон по сбору и утилизации нефтесодержащих, буровых и бытовых отходов на Приобском месторождении в районе 117 куста» (далее - Полигон), принадлежащего ЗАО «РН-Мамонтово».

 В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настоял, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 В судебном заседании представитель ответчиков ОАО «НК «Роснефть», ЗАО «РН-Мамонтово» исковые требования не признала по основаниям, изложенным отзыве на исковое заявление и письменных объяснениях, в котором мотивирует непризнание иска тем, что требование об исполнении установленных федеральным законодательством публичных обязательств путем использования гражданско-правового способа защиты является необоснованным. Указанные ответчики не осуществляют эксплуатацию Полигона, на котором опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «РН-Юганскнефтегаз» также не имеется. Между ООО «РН-Юганскнефтегаз» и ООО «ИнвестОйл» заключены договоры о содержание Полтгона и переработку отходов, при этом в соответствии с указанными договорами на эксплуатирующую организацию - ООО «ИнвестОйл» возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований природоохранного, лесного и земельного законодательства, промышленной и пожарной безопасности. Ни законодательством, ни договорами не установлено обязательств ОАО «НК «Роснефть» и ЗАО «РН-Мамонтово» по обеспечению ООО «ИнвестОйл» требований промышленной безопасности при эксплуатации собственной установки по переработке отходов. Собственник вправе принимать решение о целесообразности использования и идентификации объектов на территории Полигона. По итогам сплошной инвентаризации, проведенной ООО «РН-Юганскнефтегаз» все объекты, которым даже частично причинены повреждения, подлежат списанию. Собственником по переработке отходов указанные ответчики не являются.

 В судебном заседании представитель ответчика ООО «РН-Юганскнефтегаз» исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором мотивирует непризнание иска тем, что прокурором предъявлены исковые требования к указанным ответчикам в нарушение ч. 2 ст. 40 ГПК РФ, регламентирующей процессуальное соучастие. ООО «РН-Юганскнефтегаз» эксплуатацию Полигона не осуществляло и не осуществляет.

 В судебном заседании представитель ответчика ООО «ИнвестОйл» исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, в котором мотивирует непризнание иска тем, что вышеуказанные договоры, заключенные между ООО «РН-Юганскнефтегаз» и ООО «ИнвестОйл» были расторгнуты ДД.ММ.ГГГГ. Обязанность по идентификации опасных производственных объектов и внесении их в реестр опасных производственных объектов лежит на организации, осуществляющей эксплуатацию таких объектов на праве собственности, аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность, коим ООО «ИнвестОйл» не является. ООО «ИнвестОйл» не осуществляет эксплуатацию объектов, расположенных на Полигоне, при этом ООО «ИнвестОйл» эксплуатация котельной не осуществлялась.

 Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

 В судебном заседании установлено, что в <адрес> ХМАО-Югры на территории Приобского месторождения нефти, на земельном участке, зарегистрированном в государственном лесном реестре № находится и эксплуатировался объект переработки опасных отходов «Полигон по сбору и утилизации нефтесодержащих, буровых и бытовых отходов на Приобском месторождении в районе <данные изъяты> куста» (далее - Полигон), который на основании свидетельства о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ. принадлежит ЗАО «РН-Мамонтово» (ранее - ЗАО «ЮКОС-Мамонтово») и находился в эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ.

 На территории указанного Полигона находится котельная на полигоне в районе куста <данные изъяты> левобережной части Приобского месторождения, которая на основании свидетельства о государственной регистрации серия № от ДД.ММ.ГГГГ. принадлежит ОАО «НК «Роснефть».

 Согласно договора аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ., ОАО «НК «Роснефть» передает в аренду ООО «РН-Юганскнефтегаз» имущество, находящееся на Полигоне, указанное в акте № от ДД.ММ.ГГГГ., в т.ч. указанную котельную.

 На основании договора № АН/ЮМ от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с ЗАО «РН-Мамонтово», данный Полигон со всеми расположенными на нем сооружениями взят в аренду ООО «РН-Юганскнефтегаз» для промышленных нужд предприятия.

 Согласно результатов внеплановой сплошной инвентаризации, расположенного на Полигоне от ДД.ММ.ГГГГ., котельная, газовый сепаратор, сеть газопроводов и др. имущество подлежат списанию, при этом Полигон не подлежит списанию.

 С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время обслуживание Полигона на основании ежегодно заключаемых ООО «РН-Юганскнефтегаз» договоров об оказании услуг осуществляет ООО «ИнвестОйл», при этом согласно п.№ договора № № от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ИнвестОйл» в период действия договора обязан оказывать услуги по содержанию (обслуживанию) Полигона в районе куста <данные изъяты> согласно техническому заданию (приложение № № Согласно п. №. договора, ООО «ИнвестОйл» в ходе оказания услуг обязано обеспечить соблюдение требований природоохранного, лесного и земельного законодательства, промышленной и пожарной безопасности.

 Согласно акта приема-передачи имущества по договору от ДД.ММ.ГГГГ., ООО «ИнвестОйл» получено от ООО «РН-Юганскнефтегаз» в числе прочего имущества также котельную.

 Кроме того, помимо обслуживания Полигона, ООО «ИнвестОйл» для ООО «РН-Юганскнефтегаз» непосредственно на указанном объекте с ДД.ММ.ГГГГ. выполнялись работы по переработке отходов. Так, только в ДД.ММ.ГГГГ ООО «ИнвестОйл» на Полигоне переработано 53 944,2 м3 нефтяного шлама и <данные изъяты> бурового шлама, принятого от ООО «РН-Юганскнефтегаз», что подтверждается ответом на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно договора № № на оказание услуг по обезвреживанию отходов ГРП (пропант) от ДД.ММ.ГГГГ., ООО «РН-Юганскнефтегаз» (заказчик) поручает, а ООО «ИнвестОйл» (подрядчик) принимает на себя обязательства оказания услуг по обезвреживанию отходов ГРП (пропант) на собственной установке, размещенной на Полигоне, при этом согласно п. №. договора ООО «ИнвестОйл» в ходе оказания услуг обязано обеспечить соблюдение требований природоохранного, лесного и земельного законодательства, промышленной и пожарной безопасности.

 Согласно договора № № на оказание услуг по транспортированию, переработке (очистке) загрязненных нефтью почв, грунтов и обезвреживанию нефтесодержащих отходов Правдинского региона от ДД.ММ.ГГГГ., ООО «ИнвестОйл» (исполнитель) принимает на себя обязательства по оказанию услуги ООО «РН-Юганскнефтегаз» (заказчику) по выемке, транспортировке и переработке (очистке) загрязненных нефтью почв, грунтов и обезвреживанию нефтесодержащих отходов Правдинского региона на установке ООО «ИнвестОйл», размещенной на Полигоне, при этом согласно п. №. договора ООО «ИнвестОйл» в ходе оказания услуг обязано обеспечить соблюдение требований природоохранного, лесного и земельного законодательства, промышленной и пожарной безопасности.

 Согласно рамочного договора № № от ДД.ММ.ГГГГ., ООО «ИнвестОйл» (подрядчик) осуществляет обезвреживание (переработку) отходов бурения на Полигоне, а ООО «РН-Юганскнефтегаз» (заказчик)на условиях, предусмотренных настоящим договором, принимает и оплачивает оказанные ООО «ИнвестОйл» работы, при этом согласно п. № договора, ООО «ИнвестОйл» обязано обеспечить соблюдение промышленной, пожарной и экологической безопасности.

 Согласно договора № № на оказание услуг по переработке (очистке) загрязненных нефтью почв, грунтов и обезвреживанию нефтесодержащих отходов от ДД.ММ.ГГГГ., ООО «ИнвестОйл» (исполнитель) принимает на себя обязательства по оказанию услуги ООО «РН-Юганскнефтегаз» (заказчику) по переработке (очистке) загрязненных нефтью почв, грунтов и обезвреживанию нефтесодержащих отходов на установке ООО «ИнвестОйл», размещенной на Полигоне, при этом согласно п. № договора ООО «ИнвестОйл» в ходе оказания услуг обязано обеспечить соблюдение требований природоохранного, лесного и земельного законодательства, промышленной и пожарной безопасности.

 Согласно договора № № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между ООО «РН-Юганскнефтегаз» и ООО «ИнвестОйл», ООО «ИнвестОйл» принимает на себя обязательства выполнения работ по подготовке (очистке) жидких нефтесодержащих отходов и нефтесодержащей жидкости на собственных установках, размещенных на объектах Приобского месторождения: полигон по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов в районе куста правобережной части Приобского месторождения с возвратом продукта переработки (очистки) в систему заказчика. Согласно п. № договора, ООО «ИнвестОйл» в ходе оказания услуг обязано обеспечить соблюдение требований природоохранного, лесного и земельного законодательства, промышленной и пожарной безопасности.

 Согласно рамочного договора № от ДД.ММ.ГГГГ., ООО «ИнвестОйл» (подрядчик) осуществляет погрузку, выгрузку, транспортирование бурового шлама и эмульсии сточных вод, обезвреживание (переработку) отходов бурения на Полигоне ООО «РН-Юганскнефтегаз» (заказчика), а ООО «РН-Юганскнефтегаз» (заказчик) на условиях, предусмотренных настоящим договором, принимает и оплачивает оказанные ООО «ИнвестОйл» работы, при этом согласно п. №. договора, ООО «ИнвестОйл» обязано обеспечить соблюдение промышленной, пожарной и экологической безопасности.

 Актами сдачи приемки выполненных работ (услуг) подтверждается выполнение ООО «ИнвестОйл» указанных работ по договору № № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно письма № от ДД.ММ.ГГГГ. о прекращении договорных отношений и соглашений от ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанные договоры, заключенные между ООО «РН-Юганскнефтегаз» и ООО «ИнвестОйл», были расторгнуты.

 Для переработки отходов ДД.ММ.ГГГГг. на территории Полигона введен в эксплуатацию объект - «Линия по переработке бурового шлама в районе полигона куста <данные изъяты> левобережной части Приобского месторождения с установкой по переработке нефтяных шламов, мощностью <данные изъяты> тн/сутки», которая на основании свидетельства о государственной регистрации серия 86-АА № от ДД.ММ.ГГГГ. принадлежит ЗАО «РН-Мамонтово» (ранее - ЗАО «ЮКОС-Мамонтово»).

 Также на территории Полигона в ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ИнвестОйл» сооружен объект «Линия с мобильной установкой по переработке бурового раствора с выбуренной породой, образовавшегося при бурении эксплуатационных скважин (отходы бурения)».

 В ДД.ММ.ГГГГ Полигон на основании проекта «Техническое перевооружение полигона в районе куста № Приобского месторождения. Установка по переработке отходов бурения» был газифицирован. На территории Полигона сооружены внутриплощадочные сети газопроводов высокого давления для газоснабжения теплогенераторов, предназначенных для технологической операции предварительного подогрева установки по переработке отходов бурения, расположенных в производственном корпусе на Полигоне попутным нефтяным газом, предварительно очищенным и осушенным.

 Для выполнения работ по утилизации буровых и нефтяных шламов, а также работы котельной мощностью <данные изъяты> МВт, расположенной на Полигоне и введенной в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГг., ООО «РН-Юганскнефтегаз» по договорам поставки, заключенным с ООО «ИнвестОйл», с ДД.ММ.ГГГГ. осуществляет поставку попутного нефтяного газа в объеме свыше <данные изъяты> ежегодно.

 Согласно приложению № к Закону №116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся объекты:

 1. На которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

 - воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет <данные изъяты> градусов Цельсия или ниже;

 - горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

 - вещества, представляющие опасность для окружающей среды;

 2. Объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более <данные изъяты> мегапаскаля или при температуре нагрева воды более <данные изъяты> градусов Цельсия.

 Согласно п. № Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от ДД.ММ.ГГГГ. № № к опасным производственным объектам относятся здания и сооружения, эксплуатация которых осуществляется одной газораспределительной организацией, а также объекты газопотребления промышленных, сельскохозяйственных и других производств, ТЭЦ, РТС, а также котельные, эксплуатируемые одной организацией, использующие газ в виде топлива.

 На основании п.№ указанных правил, система газораспределения (сеть) и системы (объекты) газопотребления, использующие природный углеводородный газ в качестве топлива, идентифицируются по признаку транспортировки и использования опасного вещества, природного газа, представляющего собой воспламеняющий (горючий, взрывоопасный) газ.

 В соответствии с разделом 11 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов», опасными производственными объектами газоснабжения являются «Сеть газопотребления», «Система теплоснабжения». В составе данных объектов учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газофицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий и др.

 Согласно раздела <данные изъяты> указанного выше Приказа Ростехнадзора, к опасным производственным объектам нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств относятся «Площадки установок по переработке нефтешлама», «Шламонакопители».

 Учитывая то обстоятельство, что на Полигоне используются и транспортируются опасные воспламеняющиеся и горючие вещества, вещества представляющие опасность для окружающей среды, а также оборудование, работающее под давлением более <данные изъяты> или температуре нагрева воды более <данные изъяты> площадка по сбору и утилизации нефтесодержащих и буровых отходов, а также газифицированная котельная, сети газопроводов относятся к категории опасных производственных объектов.

 В соответствии со ст. 1 Закона №116-ФЗ, промышленная безопасность опасных производственных объектов – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

 Эксплуатирующая опасный производственный объект организация осуществляет деятельность, способную причинить вред окружающей среде, жизни и здоровью человека, а также имуществу, следовательно, данная деятельность несет в себе потенциальную опасность.

 Согласно ст. 3 Закона №116-ФЗ, требования промышленной безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности.

 В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона №116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

 В соответствии с п.2 ст.2 Закона №116-ФЗ, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

 Указанный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (далее – Постановление).

 Согласно п. № Постановления, обязанность по регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра, возложена на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

 В соответствии с п. № Постановления, обязанность по предоставлению в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору сведений, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов, возложена на юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов.

 Вместе с тем, в нарушение требований закона, опасные производственные объекты, расположенные на Полигоне, в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрированы и их эксплуатация осуществляется незаконно.

 В соответствии с п. № Административного регламента Ростехнадзора по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ. № №, результатом исполнения государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов является:

 - учет опасного производственного объекта и эксплуатирующей его организации;

 - определение потенциальной опасности опасного производственного объекта;

 - определение количественных и качественных характеристик опасного производственного объекта;

 - база данных государственного реестра опасных производственных объектов;

 - получение организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, документов, подтверждающих исполнение ею требований ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

 В результате того, что опасные производственные объекты, расположенные на Полигоне, не внесены в соответствующий реестр они являются безнадзорными, представляющими угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а также вреда окружающей среде в будущем.

 Кроме того, в нарушение ст. 15 Закона №116-ФЗ, для эксплуатации опасных производственных объектов расположенных на Полигоне, собственниками опасных производственных объектов, а также эксплуатирующими организациями, не заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте.

 Согласно требований ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», владелец опасного объекта обязан, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. При этом, ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию.

 Кроме того, следствием нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, расположенных на Полигоне, является угроза пожарной безопасности самих этих объектов, а также прилегающих лесов.

 Так, Полигон расположен на землях лесного фонда в квартале 512, выделах 25, 26, 38, 51, 55 Территориального управления – Самаровское лесничество, Ханты-Мансийского участкового лесничества. Непосредственно к полигону примыкают лесные земли, покрытые древесной растительностью.

 На основании ч.1 ст.52 ЛК РФ, охрана лесов от пожаров включает в себя не только тушение пожаров в лесах, но и заблаговременное выполнение мер пожарной безопасности.

 Согласно ч.1 ст.53 ЛК РФ, пожарная безопасность в лесах в первую очередь обеспечивается предупреждением лесных пожаров.

 В соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. № заключенного между Департаментом Лесного хозяйства ХМАО-Югры и ОАО «НК «Роснефть», при использовании лесных земель и эксплуатации Полигона арендатор обязан выполнять меры пожарной безопасности.

 В тоже время, в результате нарушения требований промышленной безопасности на Полигоне, безнадзорной эксплуатации опасных производственных объектов, не внесенных в соответствующий государственный реестр, ДД.ММ.ГГГГ. уже произошел пожар, и площадь, охваченная огнем, составила свыше <данные изъяты> При этом в результате пожара горящая емкость, объемом <данные изъяты> содержащая пожароопасные вещества, (газолин) в результате взрыва была отброшена за пределы полигона на расстояние свыше <данные изъяты> метров в лесной фонд, что создало также угрозу возгорания лесов.

 Таким образом, эксплуатация полигона с нарушением требований промышленной безопасности создает реальную угрозу пожарной безопасности не только самого Полигона и объектов, расположенных на нем, но и сопредельной территории – земель лесного фонда.

     В статье 1 ЛК РФ закреплено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе использование лесов с учетом их глобального экологического значения, сохранение функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

 Более того, с 2009 года ООО «РН-Юганскнефтегаз» организовало поставку попутного нефтяного газа на газопотребляемые объекты, эксплуатируемые ООО «ИнвестОйл» на вышеуказанной производственной площадке, при отсутствии у данного общества лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, расположенных на территории Приобского месторождения нефти, поскольку местом осуществления лицензируемого вида деятельности по имевшейся у ООО «ИнвестОйл» лицензия № № от ДД.ММ.ГГГГ. является <адрес>», срок лицензии до ДД.ММ.ГГГГ.

 В соответствии со ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит обязательному лицензированию.

 При этом, в соответствии с п.4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. № лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются соответствие технических устройств, планируемых к применению на взрывопожароопасных производственных объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; наличие разрешений на применение технических устройств на взрывопожароопасных производственных объектах, наличие приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на взрывопожароопасных производственных объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов; наличие разработанных в установленном порядке и получивших положительное заключение экспертизы промышленной безопасности планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах.

 Таким образом, деятельность связанная с использованием попутного нефтяного газа на опасных производственных объектах в отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью лиц, находящихся на Полигоне, а также окружающей среде.

 Кроме того, при переработке отходов на территории Полигона оказывается недопустимое воздействие на атмосферный воздух.

 Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с последующими изменениями и дополнениями) предельно допустимый выброс – это норматив предельно допустимого выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух. В то время как атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды.

 В соответствии с требованиями п.3 ст. 12 и ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

     На основании разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу ООО «ИнвестОйл», в результате эксплуатации промышленной площадки по переработке отходов, расположенной на Полигоне, ежегодно в атмосферный воздух разрешается производить выброс загрязняющих веществ в объеме не более <данные изъяты> тонн. Данный объем выбросов определен расчетным способом на основании проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ИнвестОйл».

 При этом, согласно указанного проекта загрязняющие вещества в объеме не более <данные изъяты> тонн будут образовываться в результате обращения с отходами на территории Полигона максимальным суммарным объемом не более <данные изъяты> тонн.

 В тоже время, ООО «ИнвестОйл» на Полигоне только в ДД.ММ.ГГГГ году переработано <данные изъяты> тонн отходов, а за <данные изъяты> года переработано <данные изъяты> тонн буровых и нефтяных шламов. Таким образом, на Полигоне ежегодно принимается и перерабатывается в <данные изъяты> больше отходов, чем предусмотрено проектом предельно допустимых выбросов в атмосферу, а, следовательно, значительно больше выбрасывается загрязняющих веществ, чем предусмотрено разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

 При нарушении условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена (ч.5 ст. 14, ч.7 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

 В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований промышленной безопасности и природоохранного законодательства.

 На основании ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

 Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. При этом, под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

 Суд считает, что прокурором обоснованно предъявлены исковые требования об обязании осуществлять эксплуатацию Полигона в соответствии с требованиями промышленной и экологической безопасности и запрещении осуществлять эксплуатацию расположенных на полигоне опасных производственных объектов до идентификации их в составе опасных производственных объектов и внесения их в государственный реестр опасных производственных объектов к ЗАО «РН-Мамонтово», ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «ИнвестОйл», поскольку Полигон должен эксплуатироваться в соответствии с требованиями промышленной и экологической безопасности, нарушение которых является основанием для запрещения его эксплуатации, а обеспечение требований промышленной и экологической безопасности в данном конкретном случае, когда на Полигоне находится и незаконно эксплуатировалось имущество, находящееся в собственности либо переданное по договору аренды данным ответчикам, является общей совместной обязанностью данных ответчиков соответственно как собственника Полигона, обладающего всеми полномочиями собственника, предусмотренными законодательством и собственником части имущества, как арендатора имущества, заказчика выполнения работ по переработке отходов и собственника части имущества, в т.ч. опасного производственного объекта, как подрядчика, непосредственно выполнявшего работы по переработке отходов на своем оборудовании, при этом эксплуатация особо опасных производственных объектов, находящихся на Полигоне, без их идентификации и внесения в реестр особо опасных производственных объектов является незаконной и является основанием для запрещения эксплуатации Полигона, однако ответчиками в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих принадлежность части указанных объектов кому-либо из них. Судом достоверно установлено, что ЗАО «РН-Мамонтово» является собственником указанного Полигона, на котором незаконно эксплуатировались опасные производственные объекты и, соответственно, собственником части имущества, находящегося на Полигоне, переданного в аренду ООО «РН-Юганскнефтегаз», котельная является собственностью ОАО «НК «Роснефть», переданной по договору аренды ООО «РН-Юганскнефтегаз», однако сеть газопроводов была изготовлена по договору подряда, заключенному между ООО «ИнвестОйл» и ООО «РН-Юганскнефтегаз» и принято последним, но право собственности на указанный объект ООО «РН-Юганскнефтегаз» не оформлено, находящиеся на Полигоне опасные производственные объекты по переработке отходов, со слов представителя ООО «ИнвестОйл», принадлежат последнему, однако доказательств, подтверждающих право собственности на указанные объекты ООО «ИнвестОйл» не представлено. Помимо того, хотя договоры по обслуживанию Полигона и переработке отходов, заключенные между ООО «РН-Юганскнефтегаз» и ООО «ИнвестОйл» расторгнуты, а согласно результатов внеплановой сплошной инвентаризации имущества, расположенного на Полигоне от ДД.ММ.ГГГГ котельная, сеть газопроводов и др. имущество подлежат списанию, однако в настоящее время указанные объекты, принадлежащие ответчикам, не демонтированы и не списаны, что не исключает возможность их дальнейшего использования.

 Таким образом, несоблюдение именно указанными ответчиками требований промышленной и экологической безопасности создает опасность причинения вреда жизни и здоровью лиц, находящихся на Полигоне, а также окружающей среде.

 Вместе с тем, исковые требования прокурора к ОАО «НК «Роснефть» суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В судебном заседании достоверно установлено, что расположенная на территории указанного Полигона котельная, принадлежащая ОАО «НК «Роснефть» передана на основании договора аренды ООО «РН-Юганскнефтегаз».

 Доводы представителя ОАО «НК «Роснефть» о том, что требование прокурора об исполнении установленных федеральным законодательством публичных обязательств путем использования гражданско-правового способа защиты является необоснованным суд считает несостоятельными, поскольку ч.1 ст. 1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, при этом одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст. 12 ГК РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре, которым прокурор в пределах предоставленных ему полномочий воспользовался.

 Доводы представителя ОАО «НК «Роснефть», ЗАО «РН-Мамонтово» о том, что эксплуатирующей Полигон организацией являлась ООО «ИнвестОйл», в связи чем ООО «ИнвестОйл» обязано обеспечивать соблюдение на территории Полигона требований природоохранного, лесного и земельного законодательства, промышленной и пожарной безопасности суд считает несостоятельными, поскольку указанные договоры между ООО «ИнвестОйл» и ООО «РН-Юганскнефтегаз» расторгнуты.

 В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением уголовного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем судебные расходы по уплате госпошлины в равных долях в сумме по 1 333,33 рублей с каждого суд полагает возложить на указанных ответчиков.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

 Обязать ЗАО «РН-Мамонтово», ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «ИнвестОйл» осуществлять эксплуатацию объекта «Полигон по сбору и утилизации нефтесодержащих, буровых и бытовых отходов на <данные изъяты> м/р, в районе <данные изъяты> куста» расположенного на земельном участке зарегистрированном в государственном лесном реестре №№ Ханты-Мансийском районе ХМАО-Югры в соответствии с требованиями промышленной и экологической безопасности;

 Обязать ООО «РН-Юганскнефтегаз» идентифицировать объекты «Котельная на полигоне в районе <адрес> на <данные изъяты>» и систему подводящих газопроводов в составе опасных производственных объектов и внести их в реестр опасных производственных объектов;

 Обязать ООО «ИнвестОйл» идентифицировать объекты «Площадка установок по переработке нефтешлама», «Линия с мобильной установкой по переработке бурового раствора с выбуренной породой, образовавшегося при бурении эксплуатационных скважин (отходы бурения)» и систему подводящих газопроводов в составе опасных производственных объектов и внести их в реестр опасных производственных объектов;

 Обязать ООО «ИнвестОйл» осуществлять выброс загрязняющих веществ в атмосферу в соответствии с разработанным проектом предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух и разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух;

 Запретить ЗАО «РН-Мамонтово», ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «ИнвестОйл» осуществлять эксплуатацию расположенных на полигоне объектов «Площадка установок по переработке нефтешлама», «Котельная на полигоне в районе <адрес> на <данные изъяты> месторождении», «Линия с мобильной установкой по переработке бурового раствора с выбуренной породой, образовавшегося при бурении эксплуатационных скважин (отходы бурения)», системы подводящих газопроводов до идентификации их в составе опасных производственных объектов и внесения их в государственный реестр опасных производственных объектов.

 Взыскать с ЗАО «РН-Мамонтово», ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «ИнвестОйл» в равных долях в доход государства для зачисления в местный бюджет государственную пошлину в сумме <данные изъяты>

 В удовлетворении исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в остальной части отказать.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи жалобы в Сургутский городской суд.

 Судья подпись              О.Е. Паничев

 Копия верна:        Судья                О.Е. Паничев