ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-216/2014 от 18.06.2014 Верхневилюйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской федерации

 с.Верхневилюйск 18 июня 2014 г.

 Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Кардашевской В.А. единолично, при секретаре Павловой Т.А., с участием и.о. прокурора Верхневилюйского района Яковлева А.А., представителя открытого акционерного общества «Саханефтегазсбыт» директора филиала «Верхневилюйская нефтебаза» Иудина В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

 Гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Верхневилюйского района к Открытому акционерному обществу «Саханефтегазсбыт» о возложении обязанности устранить нарушения закона путем монтажа ограждения, обеспечения системы охраны объекта видеонаблюдением и охранной сигнализацией,

 У С Т А Н О В И Л:

 В Верхневилюйский районный суд обратился и.о. прокурора Верхневилюйского района с иском к ОАО « Саханефтегазсбыт» о возложении устранить нарушения закона путем монтажа ограждения, обеспечения системы охраны объекта видеонаблюдением и охранной сигнализацией.

 На судебном заседании и.о. прокурора Верхневилюйского района Яковлев А.А. поддержал исковое заявление, внес дополнение в части обеспечения системы охраны видеонаблюдением или иной телевизионной охранной системой. Пояснил, что по результатам проведенной прокуратурой проверки филиала «Верхневилюйская нефтебаза» ОАО «Саханефтегазсбыт», расположенного на правом берегу реки «Вилюй» (в водоохранной зоне) в селе Хомустах Намского наслега Верхневилюйского района установлено, что Верхневилюйская нефтебаза по состоянию на 01.04.2014г., имеющая в наличии 4071,6 тонн ГСМ, в силу хранения горючих, токсичных взрывчатых веществ, а также в соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится к опасным производственным объектам. По результатам проверки выявлены отсутствие местами ограждений, что не обеспечивает защиту от проникновения посторонних лиц. Система охраны объекта не обеспечивается видеонаблюдением, охранной сигнализацией, что тоже не дает возможности обеспечить своевременную охрану объекта топливно-энергетического комплекса, согласно ч.1 ст. 7 ФЗ от 21.07.2011г. «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» требования антитеррористической защищенности, т. е. обеспечение безопасности функционирования филиала нефтебазы посредством применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта, для данного объекта является обязательным. В силу п.19 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. инженерно-технические средства охраны включают в себя систему охранной сигнализации, телевизионную охранную систему. Согласно п. 170 Правил система охранной сигнализации поддерживает сопряжение с другими системами комплекса инженерно-технических средств охраны- системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом. В силу п.п 54, 55 Правил инженерно-технические средства защиты объекта должны обеспечивать круглогодичную защищенность объекта от актов незаконного вмешательства путем разрушения, взлома строительных защитных конструкций, преодоления ограждений, вскрытия запирающих устройств, а также предназначены для создания физических преград несанкционированным действиям в отношении объекта, обнаружения следов нарушителя, определения его движения, обеспечения прохода в охраняемые зоны только в установленных точках доступа, обозначения границ охраняемых зон, предотвращения таранного удара транспортными средствами в уязвимых местах объекта. На данный объект распространяется действие Свода правил СП 132.13330.2011 «Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования», утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 5.07.2011г. в связи с проведением в 2013 году капитального ремонта на территории филиала ОАО, согласно ст.42 ФЗ от 30.12.2009г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в данном случае требования по обеспечению безопасности к зданиям, сооружениям связанные с проектированием, монтажом, строительством, эксплуатацией применяются после проведения капитального ремонта. В соответствии с п.8 Свода правил проектная документация объектов производственного назначения должны обеспечивать возможность оснащения и применения средств защиты. Кроме того, данный объект находится непосредственно на правом берегу реки «Вилюй» (в силу ст. 65 Водного кодекса РФ в водоохраной зоне). В случае возникновения террористического акта имеется возможность розлива нефтепродуктов в водоем, что приведет к загрязнению реки и уничтожению биоресурсов. В связи с вышеуказанным объект филиала нефтебазы, являясь объектом высокой категории опасности, должен быть оснащен ограждением, обеспечен системой охраны объекта видеонаблюдением или иной телевизионной охранной системой и охранной сигнализацией.. В соответствии со ст. 16 ФЗ от 21.07.2011г. «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса, в данном случае юридическим лицом в лице ОАО «Саханефтегазсбыт». За бездействие должностное лицо –генеральный директор ОАО «Саханефтегазсбыт» Никитин И.Ю. постановлением мирового судьи судебного участка №8 по Верхневилюйскому району от 14.05.2014г. был привлечен к административной ответственности по ст. 20.30 КоАП РФ ( нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. По аналогии закона вступившее в законную силу постановление обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесено постановление. И.о. прокурора района, принимая во внимание особую значимость данного объекта в связи с отнесением его к высокой категории опасности, просит исковое заявление полностью удовлетворить.

 Представитель ответчика Иудин В.С. исковые требования в части монтажа ограждения, обеспечения системы охраны объекта видеонаблюдением считает обоснованными, пояснив, что в прошлом году был осуществлен капитальный ремонт по монтажу ограждения территории филиала нефтебазы на 400 м., в этом году планируется на 200 м. Насчет охранной сигнализации иск считает не обоснованным ввиду того, что установка по всей территории филиала нефтебазы охранной сигнализации требует значительных затрат, что не под силу для филиала, также указаний насчет установки охранной сигнализации в отношении филиала со стороны ОАО не поступило.

 Суд, выслушав доводыи.о. прокурора, представителя ответчика, изучив и проанализировав материалы дела, находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.п.1 Приложения 1 ФЗ от 21.07.2011г. «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» филиал «Верхневилюйская нефтебаза « ОАО «Саханефтегазсбыт» относится к объектам топливно-энергетического комплекса, является опасным производственным объектом- взрывоопасный объект, уязвимый в случаях диверсионно-террористических акций. Прокуратурой района в ходе проведенной проверки установлено, что требования закона об обеспечении безопасности объекта от актов незаконного вмешательства и безопасность взрывоопасного объекта в лице филиала «Верхневилюйская нефтебаза» юридическим лицом ОАО «Саханефтегазсбыт» не исполняются. Территория филиала нефтебазы, расположенная в селе Хомустах Намского наслега Верхневилюйского района, не полностью огорожена, забор местами провален, местами отсутствует, система охраны объекта не обеспечена видеонаблюдением или другой телевизионной охранной системой, а также охранной сигнализацией, что не оспаривается представителем ответчика. Постановлением мирового судьи судебного участка №8 по Верхневилюйскому району от 14.05.2014 года Генеральный директор ОАО «Саханефтегазсбыт» Никитин И.Ю. подвергнут к административной ответственности за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса, что тоже доказывает обоснованность искового заявления прокуратуры района.

 В соответствии со ст. 2.1.7 Приказа Минтопэнерго РФ от 18.09.1995г. «О введении в действие «Правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций» территория нефтебазы должна быть ограждена продуваемой оградой из негорючих материалов высотой не менее 2 м. Ограда должна отстоять от зданий и сооружений не менее чем на 5 м.

 В соответствии с приложением «Б» к Своду правил СП 132.13330.2011 «Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 5.07.2011г. безопасность функционирования здания, сооружения должно обеспечиваться посредством применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта.

 Согласно п.170 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5.05.2012г. система охранной сигнализации поддерживает сопряжение с другими системами комплекса инженерно-технических средств охраны- системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом, которые должны обеспечить круглогодичную защищенность объекта от актов незаконного вмешательства, а также предназначены для создания физических преград несанкционированным действиям.

 В соответствии со ст. 6 ФЗ от 21.07.2011г. «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса возложена на субъектов топливно-энергетического комплекса, которыми могут выступать только юридические лица.

 Согласно п.п.4 п.1 ст.12, ст. 13, срт.16 вышеуказанного ФЗ финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса должно осуществляться за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному урегулированию в составе регулируемых цен (тарифов). Цены на нефтепродукты регулируются Правительством Республики Саха (Якутия), акции ОАО «Саханефтегазсбыт» 100% находятся в собственности РС (Я).

 При таких обстоятельствах, суд считает доказанными факты действительного не исполнения требований закона по обеспечению безопасности объекта топливно-энергетического комплекса ОТВЕТЧИКОМ юридическим лицом в лице ОАО «Саханефтегазсбыт».

 Исходя из изложенного, суд полагает требования прокурора Верхневилюйского района подлежащим удовлетворению.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковое заявление прокурора Верхневилюйского района удовлетворить.

 Возложить на Открытое акционерное общество «Саханефтегазсбыт» обязанность устранить нарушения закона по обеспечению безопасности объекта топливно-энергетического комплекса в отношении филиала «Верхневилюйская нефтебаза», расположенного в селе Хомустах Намского наслега Верхневилюйского района путем монтажа ограждения территории филиала нефтебазы, обеспечения системы охраны объекта видеонаблюдением или иной телевизионной охранной системой и охранной сигнализацией.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

 Судья Кардашевская В.А.