Дело № 2-216/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг.
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.,
с участием межрайонного природоохранного прокурора <адрес> ФИО6, при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Балашиха, ФИО1, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании незаконными действия Администрации г.о.Балашиха по вылаче разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, обязании отменить решения; обязании Министерство имущественных отношений принять меры к получению заключения государственной экологической экспертизы, обязании направить заключение государственной экологической экспертизы для рассмотрения вопроса о выдаче разрешительной документации,
у с т а н о в и л:
Межрайонный природоохранный прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском в котором, с учетом неоднократных уточнений в редакции от ДД.ММ.ГГГГ указал, что на основании обращения начальника Департамента Росприроднадзора по ЦФО проведена проверка о нарушений требований законодательства при выдаче разрешений администрацией г. о. <адрес> на строительство на территории Национального парка «Лосиный остров». В ходе поверки установлено, что при сопоставлении границ Национального парка «Лосиный остров», утвержденных постановлением Гл. администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с данными публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040102:0039 по адресу: <адрес>, квартал Абрамцево, <адрес>, и принадлежащий на праве собственности гражданину ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, находится на землях указанного в нем постороннего землепользования.
Как далее указал прокурор, в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ №25-газ Администрацией городского округа Балашиха ФИО1 дополнительно предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,0270 Га по адресу: <адрес>, квартал Абрамцево, <адрес> для строительства газопровода низкого давления. Впоследствии Администрацией г.о. Балашиха ФИО1 выдано разрешение на строительство газопровода протяженностью 67,5 п. м. на указанном земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №RU 5031500-5. По окончании строительства администрацией ФИО1 выдано разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № RU 50315000-84. Строительство велось в соответствии с инвестиционным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ № заключенным между Министерством имущественных отношений <адрес>, ГУП МО «Мособлгаз» и ФИО1
По условиям контракта ФИО1 принимал на себя обязательство оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, предназначенный для строительства газопровода, обеспечить разработку, исполнение и утверждение проектной документации по строительству, оформить договор подряда на строительство объекта в специализированной организацией, осуществить строительство за счет собственных или привлеченных средств, передать его в собственность <адрес>. Министерство имущественных отношений <адрес> взяло на себя обязательства принять объект по окончании строительства и сдачи его в эксплуатацию в собственность <адрес>.
В соответствии со свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности <адрес> на указанный газопровод.
Истец считает, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040102:0039, а также участок, на котором осуществлено строительство газопровода по адресу: <адрес>, кв. Абрамцево, <адрес> ходит в границы особо охраняемой природной территории федерального значения - Национальный парк «Лосиный остров», в связи с чем, на их собственников распространяются требования законодательства о проведении в установленном порядке экологической экспертизы проектной документации и получении разрешения на строительство и вводе объекта в эксплуатацию в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ. Выдаче разрешения на строительство газопровода низкого давления на земельном участке по адресу: <адрес>, кв. Абрамцево, <адрес> разрешения на ввод его в эксплуатацию осуществлены администрацией г. о. Балашиха в отсутствие у нее соответствующих полномочий и в нарушение требований законодательства. Кроме того, в нарушение требований законодательства строительство газопровода на указанном земельном участке велось в отсутствие положительного заключения экологической экспертизы.
С учетом изложенного прокурор просил признать незаконными действия Администрации г. о. <адрес> по выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU 5031500-5, разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № RU 50315000-84 и обязать Администрацию отменить вышеуказанные разрешения. Обязать Министерство имущественных отношений <адрес> принять меры к получению в установленном порядке в ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» заключения государственной экологической экспертизы проектной документации строительства газопровода низкого давления из полиэтиленовых труб D-110, протяженностью 67,5 п. м., расположенного по адресу: <адрес>, кв. Абрамцево, <адрес>, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Министерство имущественных отношений <адрес> в течение 1го месяца направить полученное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации строительства газопровода низкого давления из полиэтиленовых труб D-110, протяженностью 67,5 п. м., расположенного по адресу: <адрес>, кв. Абрамцево, <адрес>, и иных установленных законодательством документов, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации для рассмотрения вопроса о возможности выдачи разрешительной документации на указанный газопровод.
Представитель Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> ФИО8 в судебное заседание явился, окончательные уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. о. <адрес> по доверенности (л. д. 126) ФИО9 в судебное заседание явился, иск не признал, изложенным в отзыве. Согласно возражений представителя администрации земельный участок площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером 50:15:040102:0039 принадлежит ФИО1 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка и расположенного на нем жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ и относится к категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности на недвижимость зарегистрирована в установленном порядке и никем не оспорена. Согласно сведениям о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 50:15:040102:0039 существующие ограничения и обременения в пользовании указанным земельным участком отсутствуют (не зарегистрированы). (л.д.150-155- письменные пояснения)
Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Национальном парке «Лосиный Остров» Национальный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения. П. 6 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью. Согласно п. 6 ст. 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством РФ. В силу п. 1 ст. 214 ГК РФ к федеральной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности РФ. Как определено п. 1 ст. 131 ГК РФ и ст. 25 ЗК РФ, право собственности на земельные участки подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, право федеральной собственности на земли национального парка, должно быть зарегистрировано в порядке, определенном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов. Согласно п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В силу п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. По смыслу ст. 7, ст. ст. 83-85, п. 1 ст. 95 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов не могут входить земли особо охраняемых территорий и объектом, т. ч. земли особо охраняемых природных территорий (земли национальных парков).
Представитель Администрации считает, что все земельные участки, входящие в границы Национального парка «Лосиный остров» должны относиться к категории: земли особо охраняемых территорий и объектов и находиться в федеральной собственности и закрепляться за ФБГУ «национальный парк «Лосиный остров» на праве постоянного (бессрочного) пользования. И только в этом случае при ведении деятельности на земельных участках возможно применение положений законодательства, регламентирующего пользование территорией национальных парков.
Земельный участок по адресу: <адрес>, кв. Абрамцево, <адрес> находится в частной собственности, т. е. не находится в государственной (федеральной), муниципальной собственности и не может быть закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФБГУ «Национальный парк «Лосиный остров».
Установление на местности границ землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости. Исходя из отсутствия сведений о границах Национального парка «Лосиный остров» в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) можно сделать вывод, что границы Национального парка «Лосиный остров» до настоящего времени не сформированы.
С учетом изложенного и с учетом того, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:040102:0039 не имеет категорию земель «земли особо охраняемых территорий и объектов» и находится в частной собственности, Администрация г. о. <адрес> являлась уполномоченным органом по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию в границах земель, входящих в состав <адрес> (на землях населенных пунктов).
Поскольку согласно п. 7.1 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом экологической государственной экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов строительства, реконструкция которых предполагается осуществить на землях особо охраняемых территорий федерального значения, а земельный участок с кадастровым номером 50:15:040102:0039 таковым не являлся, проведение государственной экологической экспертизы строительства газопровода низкого давления на данном участке не требовалось.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии РФ по доверенности ФИО10 (л. д. 228) в судебное заседание явился, исковые требования посчитал обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве (л. д. 230-232).
Представитель третьего лица ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» по доверенности ФИО11 (л. д. 124) в судебное заседание явилась, с иском прокурора согласилась. Пояснила, что проводили экспертизу и был дан ответ, что на земли распространяется режим особо охраняемой территории. Не может пояснить, с какого момента им стало известно о наличии газопровода, о разрешении на строительство стало известно после проведения прокурорской проверки (л. д. 199).
Представитель третьего лица ГУП МО «Мособлгаз» по доверенности ФИО12 (л. д. 123) в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных отзывах (л. д. 21-23 Т.2).
Представитель ответчика Министерство имущественных отношений <адрес> в суд не явился, представлен отзыв, согласно которого в удовлетворении требований просил отказать в полном объеме. В возражении представитель ответчика указала, что требования истца о признании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU 5031500-5, разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № RU 50315000-84 незаконными и их отмене не могли быть заявлены в рамках искового производства. Оспаривание решений органов местного самоуправления регулируются гл. 25 ГПК РФ. Таким образом считает, что истец в нарушении норм ГПК РФ обжаловал законность выдачи Администрации городского округа Балашиха МО на строительство и на ввод строительства в эксплуатацию в порядке общего искового производства, что прямо противоречит действующем процессуальному законодательству. Требование истца к Минмособлимуществу об обязании о принятии мер по получению в установленном порядке в ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» заключения государственной экологической экспертизы и его направления в Министерство природных ресурсов и экологии РФ для рассмотрении вопроса о возможности выдачи разрешительной документации на газопровод Минмособлимущества также считает незаконным, поскольку истец не обосновал, каким образом уже построенный и веденный в эксплуатацию газопровод низкого давления, протяженностью 68 метров, расположенный по адресу: МО <адрес>, кв. Абрамцева, <адрес> нарушает чьи-то права и как выбранный способ защиты истца приведет к их восстановлению. Кроме того, истец пишет в своем исковом заявлении о том, что одним из принципов экологической экспертизы является обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Однако Газопровод уже построен и введен в эксплуатацию. Таким образом, избранный истцом способ защиты противоречит принципам изложенным в ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». В исковом заявлении истец также ссылается на приказ Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», который возлагает на прокуроров обязанность по каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц, предписывает оценивать возможность наступления негативных последствий при исполнении требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушения существующих правоотношений, а на их корректировку и приведения в соответствии с действующим законодательством. Однако в случае удовлетворения исковых требований о признании решения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию незаконными. ГУП МО «Мособлгаз» будет обязан в соответствии с действующем законодательством прекратить поставку газа в жилой дом ФИО1 и других граждан, что по своей сути направлено на прекращение существующих правоотношений. Кроме того, в соответствии с инвестиционным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ стороной по договору являлся ФИО1 Минмособлимущество стороной этого контракта не являлось.
Представитель третьего лица ФИО1 адвокат ФИО13 в судебное заседание не явился, ранее в судебных заседаниях в удовлетворении иска просил отказать, указывая, что ФИО14 с 2007 года является собственником данного участка. Границы земельного участка были узаконены и согласованы еще до заключения договора купли-продажи. Сначала был разработан проект газопровода, потом был проложен по данному проекту газопровод за счет средств ФИО1 Указанный газопровод не находится на его участке, а расположен на улице. После прокладки газопровода он был передан на баланс ГУП МО «Мособлгаз». В настоящее время данный газопровод находится в собственности Правительства МО. Также соседи по улице пользуются данным газопроводом. На участке ФИО1 проходит примерно 5-6 метров газовой трубы, подключенной к основной, длинной 68 метров, которая указана в разрешении. В разрешении указано, что газопровод имеет адрес: <адрес> дер. Абрамцево, а иск заявлен об отмене разрешения на участке с кадастровым номером с окончанием :39. Адрес ФИО1 в разрешении: <адрес> дер. Абрамцево был указан, так как он оплатил проведение газопровода по <адрес>, и его собственностью газопровод 68 метров не является. К этой трубе 68 метров, проходящей по улице, присоединились соседние частные дома. Все подключенные к этой трубе лица являются заинтересованными.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц пользователи газопровода в кв. Абрамцево <адрес>: ФИО3 (<адрес>), ФИО2 (<адрес>), ФИО15 (л. д. 133 Б), в судебное заседание не явились, о слушании дела уведомлялись, возражений по иску не представили, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы явившихся лиц, определив возможным слушать дела в отсутствие неявившихся лиц, приходит к следующему:
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора <адрес> ФИО16 направлено требование о проведении проверки нарушения законодательства на выдачу разрешения на строительства и вода объекта в эксплуатацию в связи с предполагаемыми нарушениями Градостроительного кодекса РФ на особо охраняемых природных территориях «Национального парка» «Лосинный остров» (л.д. 10-12).
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040102:39 принадлежит на праве собственности ФИО1 На данном участке расположен дом, гараж. Каких-либо строительных работ на участке на момент проверки не ведется. Земельный участок находится в границах национального парка «Лосиный остров». ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.о. Балашиха выдано разрешение на строительство газопровода (л.д.13-15).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано разрешение на строительство №RU 5031500-5 газопровода низкого давления с полиэтиленовых труб D 110, протяженностью 67,5 п. м.(л. д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано разрешение на ввод объекта (газопровода) в эксплуатацию №RU 5031500-84 (л. д. 17-18, 137-137 об.).
Согласно представленного на л.д.19 свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером 50:15:0040102:39 принадлежит на праве собственности ФИО1 Категория земли: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Существующие ограничения (обременения): ипотека в силу закона. Иных ограничений (обременений) не зарегистрировано.
На листе дела 20 имеется копия постановления Главы Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта выбора и проекта границ земельного участка и предоставлении его в аренду ФИО1 для строительства трассы газопровода низкого давления.
Из прилагаемой к постановлению схемы усматривается, что выделение земельного участка площадью 0,0270 Га из земель населенных пунктов (под дорогами), имеющий адресные ориентиры: <адрес>, кв. Абрамцево, согласовано, в том числе с управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзором по <адрес> (л. д. 21)
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. о. <адрес> и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка № ГАЗ (л. д. 22-23). Сам договор, его условия и факт его исполнения сторонами не оспаривался.
На л. д. 24-39 представлены копии листов кадастрового дела объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером: 50:15:0040102:396 содержащие первичные правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок, графические данные, расчеты и описание границ. Сведений о распространении на земельный участок особенных режимов не имеется.
На л. д. 40-50 представлена копия технического паспорта домовладения по адресу: <адрес>, кв. Абрамцево, (за домом 130). Самовольные постройки на период 2005 года отсутствуют.
Согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Гл. <адрес> утверждены границы, постановлено изъять из земель промышленности, обороны и иного назначения земельные участки общей площадью 53,8 га, из них 0,9 га постройки, 44 га – леса, в том числе земли ИНИЛ Главохота – 20,0 га, база Мосметростроя – 11,0 га, в том числе 2,2 га лес, 8,8 га застроенная территория. Министерство обороны – 22,8 га, в том числе 160 га лес, постройки 21,8 га. Закреплены земельные участки общей площадью 53,8 га из них 9,8 га постройки, 44 га лес за государственным природным национальным парком «Лосиный остров» в постоянное (бессрочное) пользование. Утверждены границы ГПНП «Лосиный остров» на общей площади 4993,6 га в том числе: земли ГПНП «Лосиный остров» - 4521,4 га, земли участков постороннего пользования, - 472,2 га, из них: Акуловский гидроузел – 122,5 га, АОЗТ 1 Мая – 91,3 га, Пехра-Покровская сельская администрация – 136,69 га, земли бывшего п/л Орбита 4,3 га, земли бывшего п/л Полет – 4,4 га, п/л Завода Рубин - 5,3 га, с/т Восток – 5,0 га, с/т Сокольники – 11,4 га, земли Минобороны – 70,9 га….. Райкомзем обязан обязать Райкомзем вносить в правоустанавливающие документы на право пользование землей организаций и предприятий находящихся в границах ГПНП «Лосиный остров» ограничений по режиму использования землей. (сведений об изъятии или ограничении по использованию земель гражданами и собственниками земельных участков нет). (л. д. 64).
Во исполнение указанного выше постановления ГННП «Лосиный остров» выдан государственный Акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей (л. д. 65-67).
На листе дела 67 имеется кадастровый план земельного участка площадью 45214000 кв. м. с кадастровым номером 50:15:00 00 00:0050. Дата изготовления или выдачи паспорта отсутствует. Правообладателем земельного участка указан ФГУ Национальный парк «Лосиный остров». Вид права – постоянное бессрочное пользование. Особые отметки: Площадь ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
В соответствии со сведениями свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ право постоянного бессрочного пользования на земельный участок под размещение НП «Лосиный остров», земли природохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, и историко-культурного назначения, площадью 45214000 кв. м. зарегистрировано в ЕГРП. В свидетельстве сведений о кадастровом номере участка отсутствуют. (л. д. 71).
В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040102:39 (предыдущий номер 50-15-040102-0039). Датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ место положение участка: <адрес>, кв. Абрамцево, <адрес>. Земли населенных пунктов, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 1000 кв. м. Собственность – ФИО1 границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством. (л. д. 113-117).
Право собственности на газопровод низкого давления, протяженностью 68 м, инв. № 001:110-14393, лит. 1Г, адрес: <адрес>, кв. Абрамцево, <адрес> зарегистрировано в ЕГРП за <адрес>ю. Основанием для регистрации права указано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №RU50315000-84, Акт приема-передачи от 09.02.2011, Акт о реализации инвестиционного контракта от ДД.ММ.ГГГГ года, инвестиционный контракт от 21.0472008 года №11/593-612-55/27-08, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № (л. д. 127).
Предметом инвестиционного контракта от 21.0472008 года №11/593-612-55/27-08, заключенного между Министерством имущественных отношений <адрес>, ГУП МО Мособлгаз и ФИО1 являлась реализация инвестиционного проекта, создание объекта газового хозяйства (газопровод низкого давления протяженностью 67,5 п. м.) по адресу: <адрес>, кв. Абрамцево, <адрес> (л. д. 128-131).
ДД.ММ.ГГГГ подписан трехсторонний Акт о результатах реализации инвестиционного контракта на создание объекта газового хозяйства на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л. д. 132).
Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №404, за подписью Министра имущественный отношений <адрес> указанный выше Акт утвержден (л. д. 133).
ДД.ММ.ГГГГ газопровод низкого давления по адресу: <адрес>, кв. Абрамцево, <адрес> передан филиалу ГУП МО «Мособлга» «Балашихамежрайга» по Акту приема-передачи (л. д. 134-136).
ДД.ММ.ГГГГ в отношение сооружения газопровода низкого давления – составлен кадастровый паспорт, инвентарный номер 001:110-14393. (л. д. 138-139) и технический паспорт сооружения (л. д. 140-149).
На л. д. 159 представлена копия исполнительного плана распределительного газопровода подрядчика ООО «Мособлсервис».
Подтверждение окончание строительства газопровода низкого давления оформлено Актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (л. д. 160-161).
Строительство и монтаж газоснабжения жилого <адрес> осуществлена в соответствии с рабочим проектом газоснабжения Облгазсервис 13.07.- ГСН, ГСВ.
На листе дела 215 содержатся сведения/, из которых усматривается подключение к газопроводу под газоснабжение еще трех жилых домов №№170,130а,133. в кв. Абрамцево <адрес>.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права владельцем жилого <адрес> в кв. Абрамцево, <адрес> является ФИО2; владельцем жилого <адрес> кв. Абрамцево, <адрес> является ФИО3 ; владельцем жилого <адрес>Б в кв. Абрамцево, <адрес> является ФИО4 (л. д. 238-240).
Согласно сведений ЕГРП владельцем жилого <адрес> кв. Абрамцево, <адрес> является ФИО3 (л. д. 1, том 2); владельцем жилого <адрес> кв. Абрамцево, <адрес> является ФИО2 (л. д. 2 том 2); владельцем жилого <адрес> кв. Абрамцево, <адрес> является ФИО5 (л. д. 3 том 2).
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В п. 6 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Гл. 25 ГПК РФ (ст. ст. 254-257) предусмотрен порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции, в частности, объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии <адрес> как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
В случае, если земельные участки были образованы в границах зоны размещения линейного объекта, предусмотренной проектом планировки территории, и если для получения разрешения на строительство линейного объекта была представлена проектная документация, разработанная на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории, сохраняется действие ранее выданного разрешения на строительство такого объекта и внесение изменений в такое разрешение не требуется.
В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий. Результатами проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, являются соответствующие заключения.
Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Частью 4 и 6 указанной статьи, в редакции, действующей на период проектирования строительства газопровода и вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов органа местного самоуправления, В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
В силу ст. ст. 10-11 ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в частности, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
Как следует из материалов дела, со стороны Семкина И.Г., как застройщика, все необходимые требования, предъявляемые к нему должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и иными контролирующими органами были исполнены в полном объеме.
На момент утверждения акта выбора земельного участка, разработки проектной документации и инженерных изысканий относительно принадлежащего Семкину И. Г. земельного участка на праве собственности охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности не создавались.
Фактически договор аренды земельного участка исполнен, газопровод низкого давления построен и введен в эксплуатацию.
В настоящее время газопровод низкого давления передан в собственность <адрес>, входит в состав единой и неделимой газораспределительной сети, находится на балансе ГУП МО «Мособлгаз». По возведенному газопроводу осуществляется газификация нескольких жилых домов. Прекращение функционирования газопровода может привести к исключительным неблагоприятным последствиям неограниченного круга лиц.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области окружающей среды.
Вместе с тем, положение о Национальном парке «Лосиный остров» было утверждено приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ только ДД.ММ.ГГГГ №82, т. е. после разработки проектной документации, предоставления земельного участка в аренду, его фактического исполнения и прекращения действия, а также после получения разрешения на строительство газопровода низкого давления и ввода его в эксплуатацию.
Истец не представил доказательств, каким образом уже построенный и веденный в эксплуатацию газопровод низкого давления, нарушает чьи-либо права, и каким образом выбранный способ защиты истца приведет к их восстановлению.
Довод истца, что одним из принципов экологической экспертизы является обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы суд находит несостоятельным. Газопровод уже построен и введен в эксплуатацию.
Таким образом, избранный истцом способ защиты противоречит принципам изложенным в ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Ссылка истца на приказ Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», который возлагает на прокуроров обязанность по каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц, судом в данном конкретном случае не принимается, поскольку в случае удовлетворения исковых требований о признании решения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию незаконными, ГУП МО «Мособлгаз» будет обязан в соответствии с действующем законодательством прекратить поставку газа в жилой дом Семкина И.Г. и третьих лиц, что по своей сути направлено на прекращение существующих правоотношений.
Доказательств наличия неблагоприятных антропогенных воздействий на окружающую территорию, в том числе на земли, входящие в территорию Национального парка «Лосиный остров» существующим газопроводом низкого давления также не представлено.
Нарушение одного порядка при издании оспариваемых ненормативных правовых актов местного самоуправления для признания их незаконными недостаточно.
Иных требований прокурором не заявлено.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством получение разрешения на строительство возможно исключительно до его фактического строительства. Получение разрешения на строительство в отношении объекта, который уже построен, введен в действие и зарегистрирован как объект недвижимости в ЕГРП, действующим законодательством не предусмотрено.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", п. п. 1, 11 разъяснено, что в соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу. Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом РФ, общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П
Традиционно среди требований к судебному решению называются его законность, обоснованность, определенность, безусловность и полнота. Безусловность решения означает, что исполнение судебного акта не может быть поставлено в зависимость от наступления какого-либо условия.
Фактически требования истца ставятся в зависимость от наступления определенных, еще не наступивших обстоятельств, а именно зависят от результатов не проведенной экологической экспертизы. Однако истец и иные заинтересованные лица, не были лишены возможности получить заключение государственной экологической экспертизы на отрицательное влияние существующего газопровода низкого давления и заявить соответствующие требования, при удовлетворении которых решение суда отвечало требованиям безусловности.
В совокупности представленных в деле и исследованных в судебном заседании доказательств, суд находит исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении иска Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Балашиха, ФИО1, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании незаконными действия Администрации г.о.Балашиха по вылаче разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, обязании отменить решения; обязании Министерство имущественных отношений принять меры к получению заключения государственной экологической экспертизы, обязании направить заключение государственной экологической экспертизы для рассмотрения вопроса о выдаче разрешительной документации отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья: Т.К.Двухжилова