ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-216/2018 от 06.03.2018 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-216/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Николаевск-на-Амуре 06 марта 2018 год

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи А.С.Новосёлова,

при секретаре Ковцур И.В.,

с участием

заместителя Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Гирук А.Н.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора к краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» о возложении обязанности оснастить аэродром Николаевска-на-Амуре химическими реагентами, машинами для их распространения по искусственному покрытию взлетно-посадочной полосы и машинами и оборудованием для обработки и удаления обледенения с искусственным покрытием аэродрома.

УСТАНОВИЛ:

И.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к КГУП «Хабаровские авиалинии» о возложении обязанности оснастить аэродром Николаевска-на-Амуре химическими реагентами, машинами для их распространения по искусственному покрытию взлетно-посадочной полосы и машинами и оборудованием для обработки и удаления обледенения с искусственным покрытием аэродрома, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере защиты прав пассажиров КГУП «Хабаровские авиалинии» выявлены нарушения законодательства в области обеспечения полетов. Согласно ч. 1 ст. 2 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 8 ВК РФ обязательной сертификации подлежат аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек. Приказом Минтранса России от 25.09.2015 года № 286 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» (далее - ФАП № 286). Пунктом 6 ФАП № 286 установлено, что оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, помимо иных видов деятельности обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Согласно п. 44 ФАП № 286 оператор аэродрома гражданской авиации должен располагать спецавтотранспортом и средствами механизации для выполнения своих функций в течение всего объявленного периода работы. Из пунктов 46, 47 ФАП № 286 следует, что оператор аэродрома гражданской авиации должен иметь необходимый запас материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий. Оператор аэродрома гражданской авиации с взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием, помимо прочих материалов должен располагать антигололедными реагентами для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий. Объем запасов химических реагентов для удаления обледенения с искусственных покрытий аэродромов в осенне-зимний период должен гарантировать возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков и льдообразования в течение десяти суток. Согласно свидетельству о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации, выданному Федеральным агентством воздушного транспорта от 16.05.2016 года № 11/10 аэродром Николаевск-на-Амуре зарегистрирован в государственном реестре гражданских аэродромов к эксплуатации воздушных судов: Ан-2, Ан-3, Ан-28, Ан-38, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-74, Як-40, Як-42, ВНС- 8-100, DHC-8-200, L-410 и вертолетов всех типов без ограничений, круглосуточно. Из расписания КГУП «Хабаровские авиалинии» следует, что аэродром Николаевск-на-Амуре эксплуатируется для взлета и посадки от 2 до 6 воздушных судов ежедневно. Проверкой установлено, что оператором аэродрома Николаевск-на-Амуре является КГУП «Хабаровские авиалинии», о чем у данного предприятия имеется сертификат соответствия оператора аэродрома гражданской авиации от 10.11.2016 года №ФАВТ.ОА.11-004. Вместе с тем, вопреки требованиям п. 1 ст. 8 ВК РФ и п.п. 6, 44, 46, 47 ФАП № 286 в аэропорту Николаевск-на-Амуре отсутствует запас химических реагентов для удаления обледенения с искусственных покрытий аэродромов в осенне-зимний период для работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков и льдообразования в течении десяти суток; отсутствует номенклатура спецавтотранспорта и средств механизации для зимнего содержания аэродрома (машины для распределения химреагентов, машины и оборудование для обработки и удаления обледенения с искусственных покрытий аэродромов). Нарушения требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов свидетельствуют о ненадлежащем исполнении КГУП «Хабаровские авиалинии» своих обязанностей, что нарушает права пассажиров на качественное и полное предоставление услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, не исключает сбои в работе транспортной системы. Выявленные нарушения законодательства о безопасности полетов стали возможны ввиду недостаточного внимания к данному вопросу руководством предприятия, обусловленного отсутствием финансирования данного направления аэропортовой деятельности, что является недопустимым и должно быть исключено в дальнейшей деятельности предприятия. Положения ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предоставляют прокурору право обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Данное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, правам и законным интересам которых может быть нанесен ущерб невозможно. На основании изложенного, просит суд обязать КГУП «Хабаровские авиалинии», зарегистрированное по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт, оснастить аэродром Николаевск-на-Амуре: химическими реагентами в объеме, необходимом для удаления с искусственного покрытия аэродрома в осенне-зимний период для гарантированной возможности работы аэропорта в течении десяти суток в условиях интенсивного выпадения осадков и льдообразования; машинами для распределения химреагентов по искусственному покрытию взлетно-посадочной полосы; машинами и оборудованием для обработки и удаления обледенения с искусственных покрытий аэродрома. Установить ответчику срок для исполнения решения суда - 2 месяца со дня вступления его в законную силу.

В судебном заседании заместитель Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Гирук А.Н., поддержал заявленные требования в полном объеме ссылаясь на обстоятельства изложенные в исковом заявлении, просил суд требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, заявленные требования признала частично, ссылаясь на предоставленные возражения по заявленным требованиям из которых следует, что в соответствии с 44, 46, 47 ФАП № 286 утвержденных приказом Минтранса России 25.09.2015 года оператор аэродрома гражданской авиации должен располагать спецавтотранспортом и средствами механизации для выполнения своих функций в течение всего объявленного периода работы, иметь необходимый запас для эксплутационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий. В 2017 году КГУП «Хабаровские авиалинии» было внесено в план закупок приобретение противооблединительного аэродромного модуля, однако электронный аукцион был дважды признан несостоявшимся, так как не было подано ни одной заявки для участия. Приобретение спецавтотранспорта внесено в План закупок предприятия на 2018 год, на ноябрь месяц. Таким образом исполнить требования Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в те сроки, которые обозначены в исковом заявлении для КГУП «Хабаровские авиалинии» не представляется возможным. Для приобретения химических реагентов для удаления обледенения с искусственных покрытий аэродромов подана заявка начальником аэродромной службы, химические реагенты будут доставлены в аэропорт в ближайшее время.

Выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам:

Как объективно установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, согласно свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации, выданному Федеральным агентством воздушного транспорта от 16.05.2016 года № 11/10 аэродром Николаевск-на-Амуре зарегистрирован в государственном реестре гражданских аэродромов к эксплуатации воздушных судов: Ан-2, Ан-3, Ан-28, Ан-38, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-74, Як-40, Як-42, ВНС- 8-100, DHC-8-200, L-410 и вертолетов всех типов без ограничений, круглосуточно.

Из расписания КГУП «Хабаровские авиалинии» следует, что аэродром Николаевск-на-Амуре эксплуатируется для взлета и посадки от 2 до 6 воздушных судов ежедневно.

Оператором аэродрома Николаевск-на-Амуре является КГУП «Хабаровские авиалинии», о чем у данного предприятия имеется сертификат соответствия оператора аэродрома гражданской авиации от 10.11.2016 года №ФАВТ.ОА.11-004.

Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере защиты прав пассажиров КГУП «Хабаровские авиалинии» выявлены нарушения законодательства в области обеспечения полетов, а именно отсутствует запас химических реагентов для удаления обледенения с искусственных покрытий аэродромов в осенне-зимний период для работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков и льдообразования в течении десяти суток; отсутствует номенклатура спецавтотранспорта и средств механизации для зимнего содержания аэродрома (машины для распределения химреагентов, машины и оборудование для обработки и удаления обледенения с искусственных покрытий аэродромов).

Вместе с тем в соответствии с со ст. 44, ст. 46, ст. 47 ФАП № 286 утвержденных приказом Минтранса России 25.09.2015 года оператор аэродрома гражданской авиации должен располагать спецавтотранспортом и средствами механизации для выполнения своих функций в течение всего объявленного периода работы, иметь необходимый запас для эксплутационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.

Учитывая, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования исполняющего обязанности Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора являются объективно мотивированными и как следствие подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

В судебном заседании заместителем Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Гирук А.Н., заявлен срок исполнения решения суда 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель КГУП «Хабаровские авиалинии» ФИО1, просила суд установить срок исполнения решения суда в части обязания КГУП «Хабаровские авиалинии» оснастить аэродром Николаевск-на-Амуре: машинами для распределения химреагентов по искусственному покрытию взлетно-посадочной полосы; машинами и оборудованием для обработки и удаления обледенения с искусственных покрытий аэродрома, учитывая необходимость проведения закупок до ноября месяца 2018 года.

При определении срока исполнения решения суда, суд учитывает то обстоятельство, что поскольку выявленные нарушения действующего законодательства нарушает права пассажиров на качественное и полное предоставление услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, не исключает сбои в работе транспортной системы, считает необходимым установить срок исполнения решения суда 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в противном случае выявленные нарушения действующего законодательства со стороны КГУП «Хабаровские авиалинии» могут привести к необратимым последствиям.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в силу подп. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, соответствующие расходы подлежат взысканию в доход местного бюджета с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, то есть с КГУП «Хабаровские авиалинии» исходя из расчета установленного абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования исполняющего обязанности Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора к краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» о возложении обязанности оснастить аэродром Николаевска-на-Амуре химическими реагентами, машинами для из распространения по искусственному покрытию взлетно-посадочной полосы и машинами и оборудованием для обработки и удаления обледенения с искусственным покрытием аэродрома удовлетворить.

Обязать КГУП «Хабаровские авиалинии», зарегистрированное по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт оснастить аэродром Николаевск-на-Амуре химическими реагентами в объеме, необходимом для удаления с искусственного покрытия аэродрома в осенне-зимний период для гарантированной возможности работы аэропорта в течение десяти суток в условиях интенсивного выпадения осадков и льдообразования; оснастить аэродром Николаевск-на-Амуре машинами для распределения химреагентов по искусственному покрытию взлетно-посадочной полосы; машинами и оборудованием для обработки и удаления обледенения с искусственных покрытий аэродрома.

Установить срок для исполнения решения суда - 2 месяца со дня вступления его в законную силу.

Взыскать с Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек в бюджет Николаевского муниципального района Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение по делу будет изготовлено 07 марта 2018 года.

Судья А.С.Новосёлов