дело № 2-216/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2018 года с. Богородское
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Дрюпина А.В.,
старшего помощника прокурора Кузнецова А.В.,
при секретаре Щербак О.О.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края о понуждении администрации сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,-
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ульчского района Хабаровского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края о понуждении администрации сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в ходе которой установлено, что в нарушение требований закона администрацией сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не проводился, перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок не составлялся. Выявленные нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Отсутствие перечня поставщиков, в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, способно повлечь несвоевременное принятие мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
В судебном заседании старший помощник прокурора заявленный прокурором района иск поддержал и просит удовлетворить в полном объеме, уточнив, что просит обязать администрацию выполнить заявленные требования в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу. Подтвердил об обстоятельствах дела, так как это изложено в поданном в суд иске.
Ответчик - представитель администрации сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в своих письменных возражениях указал, что администрация сельского поселения не имеет права на осуществления закупок путем проведения запроса котировок. Заказчики могут проводить предварительный отбор участников закупки только для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, то есть только на аварийно - спасательные и другие неотложные работы. Статья 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусматривает обязанность заказчика проводить предварительный отбор участников закупки, если заказчиком будет выбран иной способ определения поставщиков. Администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края на 2018 год проведен предварительный отбор участников закупки. Вынесены ряд постановлений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в исковом заявлении и в отзыве, заслушав помощника прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Ульчского района Хабаровского края установлено, что в нарушение требований закона администрацией сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не проводился, перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок не составлялся. Выявленные нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся полномочия по осуществлению мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Согласно пунктов 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года (ред. 18.04.2018 г.) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
поселений.
В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года (ред. 23.06.2016 г.) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года (ред. 23.04.2018 г.)№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года (ред. 23.06.2016 г.) N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года (ред. 23.04.2018 г.) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Целями регулирования Федеральным законом от 05 апреля 2013 года (ред. 23.04.2018 г.) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года (ред. 23.04.2018 г.) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем, в части 1 статьи 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года (ред. 23.04.2018 г.) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена специальная процедура проведения заказчиком в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с учетом особенностей, предусмотренных статьей 82 Федерального закона от 05 апреля 2013 года (ред. 23.04.2018 г.) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.
Такой запрос котировок производится для приобретения товаров, работ, услуг, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливаемый на основании части 3 статьи 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года (ред. 23.04.2018 г.) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из положений пунктов "а", "г", "д" части 2 статьи 11, части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 (ред. 23.06.2016 г.) N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования является расходным обязательством последнего.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В части 3 статьи 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года (ред. 23.04.2018 г.) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что в случае, если возникает потребность в работах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных работ осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Часть 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержит перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Оснований для применения положений пункта 4 подпункта 1 статьи 93 ФЗ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в данном случае не имеется.
Доводы ответчика, что администрация сельского поселения не имеет права на осуществления закупок путем проведения запроса котировок, заказчики могут проводить предварительный отбор участников закупки только на аварийно - спасательные и другие неотложные работы, Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусматривает обязанность заказчика проводить предварительный отбор участников закупки, если заказчиком будет выбран иной способ определения поставщиков, основаны на неверном толковании норм материального права, приведен в отзыве без учета значения понятий предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Данные доводы не состоятельны и опровергаются вышеуказанными доказательствами по делу в их совокупности.
При этом указание в возражениях о выполнении администрацией необходимых мер, предусмотренных законом, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, не является доказательством того, что администрация сельского поселения провела предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. То обстоятельство, что администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края на 2018 год проведен предварительный отбор участников закупки, в связи с чем нецелесообразно проводить администрацией сельского поселения предварительный отбор участников закупки, так как сельское поселение входит в состав Ульчского муниципального района Хабаровского края, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, так как обязанность администрации сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, для чего на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в целях быстрого и эффективного устранения последствий таких ситуаций должны проводить предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, по результатам которого составляется перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, установлена на законодательном уровне.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что администрация сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края обязана участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, для чего на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в целях быстрого и эффективного устранения последствий таких ситуаций должны проводить предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, по результатам которого составляется перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок и требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края о понуждении провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию сельского поселения «село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: (подпись)
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья: А.В. Дрюпин
Подлинник подшит в дело № 2-216/18 и находится в Ульчском районном суде Хабаровского края.
Секретарь: О.О. Щербак