ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-216/2020УИД от 04.06.2020 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 2-216/2020 УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2020 года г. Облучье

Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Суржиковой А.В.,

при помощнике судьи Гусейновой О.В.,

с участием:

старшего помощника прокурора Облученского района ЕАО ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к исполнению действий по оборудованию здания администрации устройством молниезащиты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в Облученский районный суд ЕАО в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к исполнению действий по оборудованию здания администрации устройством молниезащиты.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Облученского района проведен анализ по соблюдению требований пожарной безопасности учреждениями, находящимися на территории Облученского муниципального района, в том числе в администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района (далее – муниципальное образование), по результатам которой в деятельности муниципального образования выявлены нарушения в указанной сфере правоотношений

Действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий органов управления, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.

Установлено, что здание администрации Бираканского городского поселения, не оборудовано устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.

Осуществление деятельности администрации муниципального образования в отсутствие в здании устройства молнезащиты не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, который определить не представляется возможным, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует возникновению пожара и других неблагоприятных ситуаций.

Просит обязать администрацию «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание администрации муниципального образования, расположенного по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Полагал возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела ответчик уведомлен своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика- глава администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» ФИО указал об отсутствии возражений по предъявленному иску.

Руководствуясь положениями ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Заслушав пояснения прокурора, опросив специалиста, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.

Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Пунктом 4 части 1 статьи 50 названного Федерального закона предусмотрено, что исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться, в том числе, устройством молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.

Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87, утвержденная Главтехуправлением Минэнерго СССР 12.10.1987, устанавливает комплекс мероприятий и устройств для обеспечения безопасности людей (сельскохозяйственных животных), предохранения зданий, сооружений, оборудования и материалов от взрывов, пожаров, разрушений при воздействии молнии. Инструкция обязательна для всех министерств и ведомств.

Пунктом 1.1 указанной Инструкции предусмотрено, что в соответствии с назначением зданий и сооружений необходимость выполнения молниезащиты и ее категория, а при использовании стержневых и тросовых молниеотводов – тип зоны защиты определяются по табл. 1 в зависимости от среднегодовой продолжительности гроз в месте нахождения здания или сооружения, а также от ожидаемого количества поражений его молнией в год. Устройство молниезащиты обязательно при одновременном выполнении условий, записанных в графах 3 и 4 табл. 1.

Согласно строке 15 таблицы 1 Инструкции РД 34.21.122-87, общественные здания III-V степеней огнестойкости, в том числе административные здания, в местностях со средней продолжительностью гроз 20 часов в год и более, расположенные в зоне защиты типа «Б», относятся к III категории молниезащиты.

Правительством Российской Федерации издано постановление от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно п.66 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»». Разделы 1,3,4.Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В*, в котором указаны здания органов управления, включающие здания государственных учреждений по обслуживанию общества (п.1.1*), 1.2* учреждения управления фирм, организаций, предприятий.

В пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.

Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций СО 153-34.21.122-2003, утвержденная Приказом Минэнерго России № 280 от 30.06.2003, распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

Согласно п. 2.1 указанной Инструкции (СО 153-34.21.122-2003), устройство молниезащиты – это система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Она включает в себя внешние и внутренние устройства. В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства.

В соответствии с п. 2.2 указанной Инструкции непосредственное опасное воздействие молнии представляет собой пожары, механические повреждения, травмы людей и животных, а также повреждения электрического и электронного оборудования. Последствиями удара молнии могут быть взрывы и выделение опасных продуктов – радиоактивных и ядовитых химических веществ, а также бактерий и вирусов.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий органов управления, с учетом требований Инструкции СО 153‑34.21.122-2003.

В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

Согласно п.3 ст.3 Устава муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО к вопросам местного значения поселения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения.

Администрация Теплоозерского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения (статья 27 Устава).

В судебном заседании установлено, что здание администрации по адресу: ЕАО, <адрес> находится в собственности муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации.

В соответствии с техническим паспортом, указанное здание одноэтажное, 1971 года постройки.

Из информации отделения надзорной деятельности по Облученскому району УНД и ПР Главного Управления МЧС России по ЕАО следует, что в ходе проведения обследования государственным инспектором Облученского района по пожарному надзору совместно с помощником прокурора Облученского района выявлены нарушения требований пожарной безопасности: здание администрации Бираканского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО не оборудовано устройством молниезащиты.

Отсутствие устройства молниезащиты административного здания не оспаривается и ответчиком в отзыве на исковое заявление.

Согласно сведениям ФГБУ «Дальневосточное УГМС» от 17.02.2020 на территории Еврейской автономной области расположено 5 метеорологичееских станций «Дальневосточного УГМС». За период обобщений с 1966-2016 среднегодовая продолжительность гроз в часах: в г. Биробиджан – 62 часа, в п. Биракан – 57 часов, в с. Екатерино-Никольском – 38 часов, в с. Ленинское – 43 часа, в г. Облучье – 36 часов, в п. Смидович – 47 часов.

Опрошенный в судебном заседании специалист-начальник ремонтно-ревизионного участка Облученской дистанции электроснабжения ФИО пояснил, что грозовое перенапряжение имеет хаотичную форму, при попадании в любое здание может привести к разрушению инженерных сооружений, которые находятся в здании: водоснабжения, электроснабжения, телефонизации, любых видов защиты этого здания, а также привести к поражению электрическим напряжением находящихся в нем людей. Грозовое перенапряжения несет в себе тепловую, электрическую энергию, которая при попадании в трудно воспламеняющиеся объекты, материалы, приводит к их возгоранию и разрушению. Любые естественные заземлители уменьшают воздействие грозового перенапряжения, но не исключают его попадание в здание и не могут служить основными средствами защиты при угрозе перенапряжения. Многоэтажные здания могут принять на себя первичное перенапряжение грозового разряда, однако это не может исключить попадание грозового перенапряжения в рядом стоящее малоэтажное здание и его повреждение.

Оценивая представленные доказательства в совокупности с правовыми норами, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что отсутствие в здании администрации Бираканского городского поселения устройства молниезащиты нарушает требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку способствует возникновению пожара и других неблагоприятных ситуаций, в связи с чем требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока для устранения имеющегося нарушения действующего законодательства суд, соглашаясь с позицией прокурора, учитывает срок и порядок формирования бюджета муниципального образования, необходимость соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при закупке необходимого оборудования и его устройстве, в связи с чем полагает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок, по убеждению суда, отвечает требованиям разумности и реальной возможности исполнить судебное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к исполнению действий по оборудованию здания администрации устройством молниезащиты, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского района Еврейской автономной области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать административное здание по адресу: Еврейская автономная область, <адрес> устройством молниезащиты.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Суржикова

Мотивированное решение изготовлено 09.06.2020

Судья А.В. Суржикова