Дело № 2-216/2021
22RS0053-01-2021-000275-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 сентября 2021 г. с.Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Кернечишиной И.М.
при секретаре Выставкиной Е.А.,
с участием истца ФИО1, представителей ответчиков ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Алтайэнергосбыт», публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» в лице филиала «Алтайэнерго» о возобновлении электроснабжения, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, требуя возобновить подачу электроэнергии в жилое помещение по адресу: <адрес>, взыскать с ответчиков в её пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленных исковых требований она указала, что 5 марта 2021 г. указанное выше жилое помещение было полностью отключено от электроснабжения неизвестными ей лицами, которые сказали, что они из РЭС ПО ЦЭС филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго».
Действия по отключению электроэнергии она считает незаконными, так как электроэнергия является жизненно важным ресурсом для человека, и отключение от жизнеобеспечивающих ресурсов запрещено Конституцией Российской Федерации и ЖК РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 запрещено отключать коммунальные услуги за долги. Кроме того, Верховный Суд 13 января 2013 г. вынес решения по делам №№ 33-422/2011, 33-15251/2012, согласно которым должником признаёт только Арбитражный суд, соответственно АО «Алтайэнергосбыт» признать её должником не мог.
Без электроэнергии её жилое помещение стало непригодным для проживания. Она не может приготовить еду, постирать. Все продукты в холодильнике пришли в негодность.
ФИО1 считает, что не существует закона, позволяющего юридическим лицам продавать народу жизнеобеспечивающие ресурсы, так как ЖКХ принадлежит государству, а значит и народу. Постановление Правительства РФ № 354 от 06.11.2011, на которое в переписке с ней ссылается АО Алтайэнергосбыт», не имеет юридической силы, так как не зарегистрировано Минюстом России. Счёт, на который коммерческая организация предлагала ей производить оплату, не был подтверждён Сбербанком, поэтому она полагает, что он является транзитным или оффшорным и служит для обогащения владельцев коммерческих организаций. Кроме того, у коммерческих организаций не было законных оснований открывать для неё лицевой счёт и использовать для этого без её согласия её персональные данные.
Она ни с какими коммерческими организациями договор не заключала, услуги от них не получала, с публичным договором её никто не знакомил, и она его расторгла в одностороннем порядке. При это расторжение договора не означает, что частная коммерческая организация может отключить электроэнергию.
По мнению ФИО1, суд обязан установить истинного собственника электролиний и проводов, по которым люди получают свет в свои домовладения; требует выяснить, кто претендует на государственную и народную собственность всех ресурсов, имеются ли у них правоустанавливающие документы, а также договор о передаче от каждого гражданина РСФСР/СССР своих долей от жизнеобеспечивающего ресурса, а именно электроснабжения, и лицензия на продажу народу их собственного ресурса.
В судебном заседании ФИО1 настаивала на удовлетворении иска по изложенным в исковом заявлении основаниям, при этом она подтвердила, что оплату за электроэнергию не производит принципиально, так как считает, что АО «Алтайэнергосбыт» не имеет права получать эту оплату.
Представители ответчиков АО «Алтайэнергосбыт» ФИО2, ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «Алтайэнерго» - ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах, в котором ФИО2 указал, что договор энергоснабжения с ФИО1, проживающей в <адрес>, был заключён в устной форме в порядке статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), что не освобождает истца от обязанности оплатить стоимость потреблённой электрической энергии. В нарушение установленного порядка показания индивидуального прибора учёта № ФИО1 в адрес АО «Алтайэнергосбыт» не передаются, начисление платы за потреблённую электроэнергию производится на основании показаний данного прибора учёта, переданных по результатам обходов сетевой организации ПАО «Россети» Топчихинский РЭС. За расчётные периоды март-август 2019 г., октябрь 2019 г., декабрь 2019 г. – май 2020 г., сентябрь 2020 г., декабрь 2020 г., декабрь 2020 г. – февраль 2021 г. сведения о показаниях индивидуального прибора учёта в адрес АО «Алтайэнергосбыт» не поступали. Начисление платы за потреблённую электроэнергию было произведено расчётным способом в соответствии с пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. За 2021 г. в добровольном порядке от ФИО1 поступила одна оплата в размере 50 руб., по состоянию на 12.02.2021 образовалась задолженность в размере 14 306,48 руб., что превышает сумму 2-х месячных размеров платы за электроэнергии., исчисленную исходя из нормативов потребления коммунальной услуги в 8 раз.
12.02.2021 сотрудниками АО «Алтайэнергосбыт» была предпринята попытка нарочной доставки уведомления о наличии задолженности по оплате потребленной электроэнергии, необходимости её погашения, а в случае неоплаты – о приостановлении оказания коммунальной услуги по электроснабжению. ФИО1 от подписи уведомления уклонилась, данное уведомление ей было зачитано вслух в присутствии двух незаинтересованных лиц. В связи с неоплатой образовавшейся задолженности в срок, указанный в уведомлении, 05.03.2021 было произведено ограничение энергоснабжения жилого дома по <адрес>, в <адрес>. По настоящее время задолженность ФИО1 не оплачена.
Дополнительно ФИО2 в судебном заседании пояснил, что АО «Алтайэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией, гарантирующим поставщиком электрической энергии, который приобретает её на оптовом рынке и продаёт потребителям на розничном рынке. При этом передача электроэнергии к потребителям осуществляется по электрическим сетям сетевой организации ПАО «Россети Сибирь», которое по заявкам АО «Алтайэнергосбыт» и в соответствии с заключённым между организациями договором осуществляет ограничение режима потребления электроэнергии потребителями.
ПАО «Россети Сибирь» в отзыве на исковое заявление указало, что на основании договора с АО «Алтайэнергосбыт» от 01.09.2012 № 8946 осуществляет передачу электроэнергии и оказывает услуги по введению ограничению режима потребления и (или) последующему восстановлению этого режима. При наличии у потребителя задолженности АО «Алтайэнергосбыт» подаёт заявку на введение у потребителя ограничения потребления электроэнергии. 05.03.2021 по такой заявке силами ПАО «Россети Сибирь» было произведено ограничение режима потребления в отношении ФИО1 Считает что действия гарантирующего поставщика и сетевой организации соответствовали требованиям действующего законодательства.
Выслушав объяснения сторон изучив материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статёй 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Понятие «природные ресурсы» дано в статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в действующей редакции) «Об охране окружающей среды», согласно которому это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Таким образом, вопреки мнению истца, электроэнергия природным ресурсом не является.
Электрическая энергия - это продукция в виде заряженных частиц - носителей элементарного электрического заряда (ГОСТ Р 52002-2003), то есть это энергия, отдаваемая электростанцией в электрическую сеть или получаемая из сети потребителем.
При этом согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ (в действующей редакции) «Об электроэнергетике» потребители электрической энергии – это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В свою очередь, электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;
Единая энергетическая система России - электроэнергетическая система, которая расположена в пределах территории Российской Федерации и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором Единой энергетической системы России;
электроэнергетическая система - совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности;
оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации;
субъекты оптового рынка - юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка;
розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;
услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона;
энергосбытовые организации - организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность;
гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;
территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;
энергосбытовая деятельность - деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии урегулированы названным Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Пунктом 1 статьи 21 указанного Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения) и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее Правила № 442).
В силу подпункта «а» пункта 4 указанных Правил ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключён договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в том числе, в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил, то есть при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
Статьёй 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Электрическая энергия является одним из коммунальных ресурсов (абзац десятый пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (в действующей редакции) (далее – Правила № 354)), осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям которого с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), является коммунальной услугой (абзац девятый указанного пункта Правил № 354).
Согласно пункту 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 – 12 настоящих Правил (в том числе договора электроснабжения на основании подпункта «а» пункта 10).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключён с исполнителем в письменной форме или путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Пункт 6 Правил № 354 не противоречит положениям статей 539, 540 ГК РФ, в соответствии с которыми по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию; в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети.
В судебном заседании установлено, что договор электроснабжения с истцом заключён путём совершения конклюдентных действий. Согласно пункту 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, и ничто не препятствовало ФИО1, являясь потребителем электроэнергии по данному адресу, заключить договор энергоснабжения в письменной форме, при этом доказательств того, что она получала электроэнергию от какого-то иного поставщика, а не от АО «Алтайэнергосбыт» истец ФИО1 суду не представила.
Мнение истца ФИО1 о том, что Правила № 354 не имеют юридической силы, поскольку не зарегистрированы Минюстом России, является ошибочным, так как в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (до него – в соответствии с частью восьмой статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»), с учётом уточнения в Указе Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
В подпункте «в» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвёртом подпункта «б» пункта 4 настоящего Постановления (то есть после по истечении 2 месяцев после 1 июля 2012 г. (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 258)).
Следовательно, вопреки мнению истца, Правила № 354 являются действующими.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 36 Правил № 354 расчёт размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчётный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37).
В силу части 1 статьи 153, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 63 Правил № 354 граждане (потребители) обязаны своевременно (ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем) и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 80 Правил № 354 учёт объёма (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (пункт 42 Правил № 354).
Согласно подпункту «к(1)» пункта 33 Правил № 354 при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учёта потребитель имеет право ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31 (1) настоящих Правил, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода, за исключением случаев, когда установленный и введенный в эксплуатацию прибор учёта электрической энергии присоединён к интеллектуальной системе учёта электрической энергии (мощности) в соответствии с требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности).
Одновременно в случае несвоевременной передачи показаний со стороны потребителя управляющая организация вправе иным образом производить начисление платы.
Так, из подпункта «б» пункта 59 Правил № 354 следует, что в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учёта за расчётный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - начиная с расчётного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учёта до расчётного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учёта, но не более 3 расчётных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчётный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса потребителем, определённого по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учёта составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учёта, но не менее 3 месяцев.
Таким образом, фактически на лицах, проживающих в жилом помещении, лежит обязанность по передаче показаний приборов учёта, так как нарушение срока подачи показаний индивидуального прибора учёта влечет для гражданина-потребителя неблагоприятные последствия: плата за коммунальную услугу определяется из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчётных периодов. По истечении этих предельных расчетных периодов плата за коммунальную услугу исчисляется исходя из нормативов потребления.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 117 Правил № 354 исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключённого потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил № 354).
Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (в действующей редакции), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях на территории Алтайского края утверждены решением Управления по тарифам Алтайского края от 16.11.2018 № 188. Тарифы на электрическую энергию для населения с 01.01.2021 по 31.12.2021 установлены решением Управления по тарифам Алтайского края от 18.12.2020 № 504.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается никем из участников процесса, истец ФИО1 проживает в жилом доме площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности с ДД.ММ.ГГ (л.д.91-92).
Актом допуска в эксплуатацию/проверки расчётных приборов учёта электроэнергии от 20.11.2019 подтверждается, что в данном жилом доме установлен электросчётчик типа Меркурий 201,5; указаны показания этого прибора учёта на названную дату 17 893 (л.д.85).
Данные показания прибора учёта отражены в справке взаиморасчётов за потреблённую электроэнергию, которая, как пояснил представитель АО «Алтайэнергосбыт» ФИО2, по существу представляет собой выписку из лицевого счёта ФИО1 №, присвоенному дому по адресу: <адрес> (л.д.84), и согласно которой по состоянию на февраль 2021 г. у ФИО4 образовалась задолженность в размере 14 306,48 руб.
Сам по себе размер этой задолженности и представленный АО «Алтайэнергосбыт» расчёт ФИО1 не оспаривается. Она подтвердила в судебном заседании, что оплату за электроэнергию не осуществляет, судебный приказ, которым с неё взыскана задолженность, отменён.
При этом для введения в отношении ФИО1 режима ограничения потребления электроэнергии являлось достаточным возникновение у неё задолженности по оплате электроэнергии в размере 1732,28 руб., исходя из норматива потребления 257,78 кВт/ч, установленного для одного проживающего в трёхкомнатном жилом доме, не оборудованном электроплитой, х тариф 3,36 руб. х 2 мес.
Более того, образовавшаяся у ФИО1 задолженность превышает размер задолженности, исчисленной и из максимально возможного установленного Решением Управления по тарифам Алтайского края от ДД.ММ.ГГ№ норматива (1220,14), так как 1220,14 х 3,36 х 2 = 8199,34 руб.
При таких обстоятельствах у энергоснабжающей организации действительно возникло право на приостановление предоставления коммунальной услуги по электроснабжению.
Порядок этого приостановления, установленный пунктом 119 Правил № 354 ответчиками соблюдён.
Так, согласно указанному пункту Правил исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путём вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путём включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путём передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги.
В судебном заседании установлено, что 12 февраля 2021 г. представителем АО «Алтайэнергосбыт» ФИО2 в присутствии двух незаинтересованных лиц, подписи которых имеются на уведомлении, ФИО1 было вручено (как она пояснила в судебном заседании, оставлено на столе у неё дома) уведомление 20124890626010 о наличии у неё задолженности по состоянию на указанную дату в размере 14 306,48 руб. В уведомлении указано, что эта задолженность превышает сумму 2 ежемесячных размеров платы за коммунальную услугу, и что в случае её непогашения в течение 20 дней со дня доставки уведомление, предоставление коммунальной услуги будет приостановлено (л.д.86).
Факт, что задолженность в установленный срок не погашена, ФИО1 не оспаривается.
По заявке АО «Алтайэнергосбыт» от 02.03.2021 (л.д.87-89) 5 марта 2021 г. подача электрической энергии ФИО1 была прекращена путём отключения на опоре (л.д.90).
Таким образом, ответчиками в полной мере соблюдён изложенный выше порядок приостановления оказания коммунальной услуги по энергоснабжению ФИО1, а её исковые требования основаны на неверном понимании требований закона при том, что в основном обстоятельства, на которые она акцентировала внимание в исковом заявлении и в судебном заседании, не имеют юридического значения для принятия решения по настоящему делу.
Исковые требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда являются производными от первоначальных требований о возобновлении электроснабжения, поэтому также не подлежат удовлетворению
Статьёй 151 ГК РФ предусмотрена возможность денежной компенсации причинённого гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий), которая может быть возложена на нарушителя.
Поскольку в настоящем судебном заседании не установлено никаких виновных действий со стороны ответчиков, требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворены быть не могут.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2021 г.
Судья И.М. Кернечишина