ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-217(2)/14Г от 08.09.2014 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-217(2)\2014 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2014 г. с. Воскресенское

Саратовский районный суд Саратовской областив составе:

председательствующего судьи Судоплатова А.В.,

при секретаре Бежан М.Р

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуПрокурора <адрес> Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Потребительскому кооперативу «Благоустройство -Вода» о возложении обязанности по организации и проведению энергетического обследования,

установил:

Прокурор <адрес> Саратовской области в порядке статьи 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Потребительскому кооперативу «Благоустройство -Вода» (далее – ПК Благоустройство -Вода) о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести энергетическое обследование ПК Благоустройство -Вода, мотивируя тем, что прокуратурой Воскресенского района Саратовской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства при расходовании бюджетных средств в рамках выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе при проведении энергетического обследования. В ходе проверки в деятельности ПК «Благоустройство -Вода», выявлены нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В соответствии с п/п 3 и п/п 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 г, № 261 – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проведение энергетического обследования является обязательным для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности а также для организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов. Под регулируемыми видами деятельности в соответствии с и. 10 ст. 2 Закона понимаются виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов). Согласно ч. 2 ст. 16 данного Закона, указанные лица в ч. 1 этой статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления этого Закона в силу до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования – не реже чем один раз каждые пять лет. На основании п\п А п.1 ч1 ст. 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе: транспортировка воды, включая распределение воды. В соответствии с положениями ч.2 ст. 3 I Федерального закона от 7 декабря 1011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.В силу требований ч.7 ст. 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к нейтрализованной системе водоотведения. На основании ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в сфере водоотведения регулированию подлежат следующие тарифы: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; а под холодным водоснабжением - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лип основным видом экономической деятельности потребительского кооператива «Благоустройство-Вода» является распределение воды. Поскольку потребительский кооператив «Благоустройство-Вода» относится к числу организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; а также организаций, осуществляющих транспортировку воды, то соответственно проведение энергетического обследования является обязательным для этой организации. Однако, в нарушение положений ч.2 ст. 16 Закона потребительским кооперативом «Благоустройство-Вода» до настоящего времени не проведено энергетическое обследование, что не позволяет выработать организационные, правовые, технические, технологические, экономические и иные меры, направленные на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Проведение энергетического обследования в дальнейшем позволит получить объективные данные об объеме используемых ресурсов, определить потенциал энергосбережения в целях разработки мероприятий по повышению энерго-эффективности, осуществить мероприятия по сокращению объемов используемых энергетических ресурсов, повысить качество используемых энергетических ресурсов. По фактам выявленных нарушений в адрес председателя правления ПК «Благоустройство-Вода» 20.03.2014 г. прокуратурой района вносилось представление с требованием устранения допущенных нарушений. Однако, действенных мер к их устранению не принято. В результате не соблюдения требований законодательства, по мнению прокурора, нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку бездействие ответчика влечет необоснованное и нерациональное расходование средств членов потребительского кооператива на оплату потребляемых энергоресурсов. Просит обязать в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести энергетическое обследование ПК Благоустройство-Вода.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Саратовской области Анненков А.П заявленные требования поддержал, дав объяснения, аналогичные сведениям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ПК «Благоустройство-Вода» ФИО1 в судебном заседании требования прокурора не признал, пояснив суду, что ПК «Благоустройство-Вода» не занимается распределением, продажей и транспортировкой воды.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии ст.ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Российская Федерация социальная государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с п. 1 ст. 15Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее Федеральный закон N 261-ФЗ) энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласно п/п 3 и п/п 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 г, № 261 – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проведение энергетического обследования является обязательным для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности а также для организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов. Под регулируемыми видами деятельности в соответствии с ч. 10 ст. 2 Закона понимаются виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).

Из анализа части 2 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ следует, что лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны самостоятельно организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что основным видом экономической деятельности потребительского кооператива «Благоустройство-Вода» распределение воды. До настоящего временив ПК «Благоустройство-Вода» не организовано и не проведено первое энергетическое обследование. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: выпиской из ЕГРЮЛ, сообщением председателя ПК «Благоустройство-Вода» прокурору о том, что энергетическое обследование не проводилось в связи с отсутствием денежных средств на оплату обследования; представлением прокурора <адрес> председателю ПК «Благоустройство-Вода» об устранении нарушений Федерального закона от 23.11.2009 г, № 261 –ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими материалами дела (<данные изъяты>. Не оспаривается ответчиком.

Основными целями энергетического обследования в силу ч. 2 ст. 15Федерального закона №261 – ФЗ, являются получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Не проведение в ПК «Благоустройство-Вода» обязательного энергетического обследования не дает возможности получить объективные данные об объеме, используемых энергетических ресурсов, определить показатели энергетической эффективности, повысить энергетическую эффективность, что напрямую связано с необоснованным и нерациональным расходованием средств членов потребительского кооператива на оплату потребляемых энергоресурсов.

При таких обстоятельствах требование истца о возложении на ПК «Благоустройство-Вода» обязанности по организации обязательного энергетического обследования, законно и обоснованно.

Довод председателя ПК «Благоустройство-Вода» ФИО1, о том, что ПК «Благоустройство-Вода» не занимается распределением, продажей и транспортировкой воды, не соответствует действительности, поскольку в выписке из ЕГРЮЛ кооператива, в сведениях о видах экономической деятельности под номером 47, указано – распределение воды, а так же в Уставе кооператива под п. 2.1 указано: предметом деятельности Кооператива является обеспечение потребности в водоснабжении членов Кооператива ( л. д. 8,25) Каких-либо других доказательств, соответствующих требованиям ст.67 ГПК РФ, опровергающих доводы истца, ответчик не представил.

На основании и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Потребительскому кооперативу «Волга» о возложении обязанности по организации и проведению энергетического обследования – удовлетворить.

Обязать ПК «Благоустройство-Вода» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести энергетическое обследование Потребительского кооператива «Благоустройство-Вода» (<данные изъяты>).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд, принявший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись А.В. Судоплатов

Копия верна: судья А.В. Судоплатов

Секретарь М.Р. Бежан