Дело № 2-217-2022 УИД: 66RS0060-01-2022-000226-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2022 года пгт. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Порубовой М.В.,
при секретаре судебного заседания Чикуновой Е.С.,
с участием представителя истца Р. по доверенности,
законного представителя Н.А.С. – Н.С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Общества с ограниченной ответственностью «ТБО «ЭКОСЕРВИС» к Обществу с ограниченной ответственностью «ТЕСТ», Н.А.С. в лице законного представителя Н.С.Б. о взыскании солидарно задолженности по договору на оказание услуг,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» (далее по тексту - ООО «ТБО «Экосервис») обратилось в Арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ТЕСТ» (далее по тексту – ООО «Тест») о взыскании задолженности по договору на оказание услуг.
Определением Арбитражного суда Свердловской области (Дело № А60-2917/2022) судом в качестве соответчика привлечена Н.А.С. в лице ее законного представителя Н.С.Б., дело А60-29917/2022 направлено в суд общей юрисдикции в соответствии с п. 4 ст. 39 АПК РФ для рассмотрения по существу.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что собственником объекта, расположенного по адресу: , согласно данным отчета Росреестра ЕГРН является Н.А.С.. Согласно данным из Единого государственного реестра юридических лиц указанный объект является адресом регистрации юридического лица ООО "ТЕСТ". ООО "ТЕСТ" фактически осуществляет уставную деятельность по адресу: , помещение эксплуатируется для размещения в нем авто магазина, что подтверждается актами осмотра территории. В соответствии с уведомлением о результатах рассмотрения уведомлений и проведения конкурсного отбора Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 07.05.2018 №1 1-01-82/3477, ООО «ТБО «Экосервис» избрано победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО) на территории Западной административно-производственной зоны АПО-2, что так же подтверждается протоколом подведения итогов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с зоной деятельности в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) по сообщению № Лот 1. Отбор региональных операторов по обращению с ТКО проведен в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 №881 (ред. от 15.09.2018) «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (вместе с «Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами». Конкурсная документация сформирована уполномоченным органом с учетом трех зон деятельности региональных операторов, определенных территориальной схемой в сфере обращения с отходами производства и потребления Свердловской области. Между ООО «ТБО «Экосервис» и Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области 18.05.2018 заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО, сроком начала деятельности регионального оператора с 01.09.2019 года в соответствии с дополнительным соглашением к Соглашению от 18.05.2018. Порядок заключения договора определен Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами». Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 и ч.5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ. собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Договор заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ, т.е. все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением от 12.11.2016 N 1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ. Согласно ч.1 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным. В соответствии с п. 148(1) Правил № 354, договор может быть заключен путем совершения конклюдентных действий. Законодательством РФ не предусмотрены основания для отказа в заключении договора региональным оператором с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме (Письмо Минстроя России от 12.11.2018 N 45276-00/04). Типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликован, а также размещен на официальном сайте ООО «ТБО «Экосервис» в информационно телекоммуникационной сети «Интернет». Поскольку Ответчик не исполнил императивные требования Правил N 1156 по подписанию н направлению одного экземпляра договора региональному оператору либо направлению мотивированного отказа от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложении о внесении изменений в такой проект, то при таких обстоятельствах договор на оказание услуг по обращению с ГКО является заключенным на условиях типового договора, а услуга по обращению с ТКО оказывается Ответчику региональным оператором независимо от наличия заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО. В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 №641, складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах; в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156 (далее типовой договор), и предусматривает, что объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору (пункт 2 типового договора. Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Между ООО «ТКО «Экосервис» и Ответчиком фактически заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора № 6572/ЮЛ от 28.12.2021 года. В соответствии с п.1 договора региональный оператор принимает твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, обеспечивает их сбор, транспортировку, обработку и обезвреживание, а также захоронение, а потребитель оплачивает эти услуги по утвержденному в установленном порядке тарифу на услугу Регионального оператора. Тариф за услугу установлен Постановлением Региональной энергетической комиссии (РЭК) Свердловской области от 14.03.2019 №21-ПК «О внесении изменений в постановление РЭК Свердловской области от 05.12.2018 №200-ПК. Объем твердых коммунальных отходов, место их сбора и накопления, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору, являющемуся его неотъемлемой частью (пункт 2 договора). В приложении № к договору указано наименование объекта, объем и место сбора и накопления ТКО, а также периодичность их вывоза, объем принимаемых ТКО в месяц (п. 5, 5.1 договора)..
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по АПО-2 Свердловской области, ООО «ТБО «ЭКОСЕРВИС» оказал услуги, что подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг, выставлены счет- фактуры.
В соответствии с п. 6.1 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно п. 6.2. основанием для расчета является акт выполненных работ в расчетном периоде, счет-фактура и счет на оплату.
Совместно с претензией ООО «ТБО «Экосервис» повторно направило предусмотренные договором оригиналы первичных бухгалтерских документов и акт сверки взаимных расчетов.
В целях соблюдения положений п.9 заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес Ответчика неоднократно направлялись акты сверки взаимных расчетов, а также предпринимались меры по досудебному урегулированию.
Учитывая, что платы за оказанные услуги не поступили, первоначально просили взыскать задолженность за оказанные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 133 548 руб. 83 коп., а также судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 5 006 руб. с ООО «ТЕСТ».
В ходе судебного разбирательства в Арбитражном суде, исковые требования уточнили, просили взыскать сумму задолженности за оказанные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 93 356 руб. 08 коп., а также судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины (л.д. 19-20).
Представитель истца, действующий по доверенности Р. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал. Суду пояснил, что период задолженности ООО «ТЕСТ» составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ т.е. с момента регистрации данного субъекта хозяйственной деятельности в ЕГРН. Собственником помещения, являющего юридическим адресом ООО «ТЕСТ» является Н.А.С. Фактически помещением пользуется ООО «ТЕСТ», располагая в нем автомагазин и оказывая услуги автосервиса (шиномонтажа). Просит взыскать сумму задолженности по договору за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «ТЕСТ» и Н.А.С. в лице ее законного представителя Н.С.Б. солидарно, поскольку установить в данном случае надлежащего ответчика не представляется возможным. Исходя из места расположения ООО «ТЕСТ», местом накопления ТБО указывается – близлежащая контейнерная площадка. В расчете указано 2 металлических контейнера, исходя из видов деятельности юридического лица. Каких-либо иных лиц (арендаторов) по указанному адресу ООО «ТБО «Экосервис» не выявлено. Представленный ответчиком договор с ИП Шестковым на оказание услуг по сбору макулатуры не является договором по сбору, вывозу, транспортировке ТБО, поскольку данный вид услуг подлежит лицензированию. Лицензией может обладать только Региональный оператор, которым является ООО «ТБО «ЭКОСЕРВИС», иных субьектов на территории не имеется. Просит взыскать задолженность по договору№/ЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 93 356 руб. 08 коп., а также расходы по оплате госпошлины в размере 5 006 руб. 00 коп.
Представитель ответчика – ООО «ТЕСТ» Г., участвуя в судебном заседании ранее, исковые требования не признал, представив возражения в письменном виде. В судебном заседании пояснил, что ООО «ТЕСТ» занимает помещения, площадью 258, 9 кв.м., принадлежащие Н.А.С. по адресу: пгт. Шаля на основании договора безвозмездного пользования. Данное помещение не является жилым, в связи с чем правовых оснований для заключения договора с ОО «ТБО «Экосервис» не имеется. Кроме того, ООО «ТЕСТ» осуществляет деятельность по реализации автотоваров и запчастей, от которых ТКО, подлежащие транспортировке, обработке, обезвреживанию и захоронению не образуются. Имеется договор с ИП Ш. на вывоз вторсырья (макулатура, полиэтилен) № от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, ТКО не остается. В Приложении № к договору на оказание услуг по обращению с ТКО в качестве адреса установки контейнера указан , однако по указанному адресу коммерческую деятельность осуществляет ИП Горбунов. Никаких договоров между истцом и ответчиком фактически не заключалось, услуги по нему не оказывались, в виду отсутствуя таких ТКО. Просит в удовлетворении исковых требования отказать в полном объеме.
Законный представитель соответчика Н.А.С. – Н.С.Б. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Суду пояснил, что является отцом несовершеннолетней Н.А.С., которая является собственником помещения, расположенного по адресу: . ООО «ТЕСТ» осуществляет свою деятельность в сфере розничной продажи авто товаров, также существует автосервис (шиномонтаж). ООО «ТЕСТ» занимает помещение Н.А.С. на основании договора безвозмездного пользования, действие которого до сих пор не прекращено. По данному адресу более никто не арендует и не пользуется помещением. В магазине работает 3 человека, из мусора образуется только картонная упаковка, в помещении оборудовано печное отопление, поэтому данный мусор либо сжигается либо передается ИП Ш.
Выслушав позиции стороны истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что в соответствии с уведомлением о результатах рассмотрения уведомлений и проведения конкурсного отбора Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «ТБО «Экосервис» избран победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Западной административно-производственной зоны АПО-2, что также подтверждается протоколом подведения итогов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с зоной деятельности в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) по сообщению № 040418/23115044/02 Лот 1.
Между ООО «ТБО «Экосервис» и Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО от 18.05.2018, сроком начала деятельности регионального оператора является с 01.09.2019 в соответствии с дополнительным соглашением к Соглашению от 18.05.2018.
Таким образом, с 01.01.2019 региональный оператор, а именно: ООО «ТБО «Экосервис» приступил к деятельности по обращению с отходами в зоне Западного АПО-2.
В силу положений пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, пунктов 2, 4 статьи 24.7 ФЗ № 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 5 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правилами N 1156. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
На основании положений ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта 1 статьи 24.7 названного закона.
Согласно пункту 8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Принимая во внимание изложенные выше нормы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком является заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Осуществление юридическим лицом предпринимательской деятельности влечет образование твердых коммунальных отходов. Законодательство Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами сформировано по принципу образования ТКО в процессе жизнедеятельности каждого субъекта, и не содержит правовых оснований освобождения субъектов предпринимательской деятельности от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать установленные требования природоохранного законодательства, санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц заключить договоры на вывоз твердых коммунальных отходов определена федеральным законодательством.
Согласно сведениям из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, по адресу: осуществляется предпринимательская деятельность ООО «ТЕСТ», помещение используется под торговую деятельность, а также под техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств. Указанное обстоятельство подтверждается Актом осмотра помещения от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ООО «ТБО «Экосервис», что также не оспаривалось ответчиками (л.д. 84-94, 53).
Ответчик ООО «ТЕСТ» не отрицает факт осуществления хозяйственной деятельности в принадлежащих ему на праве безвозмездного пользования помещениях и факт наличия твердых коммунальных отходов, в том числе картон от упаковки, полиэтилен, бумага и прочее в процессе осуществления своей деятельности по указанному выше адресу.
Вместе с тем, ООО «ТЕСТ» не представлено доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, на нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с иным Региональным оператором, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой истцом.
Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что ответчик в спорный период не пользовался предоставляемыми истцом услугами, что в указанный истцом период услуги по обращению с ТКО оказывались иным оператором, ответчиком в материалы дела не представлено, равно как не представлено доказательств некачественного оказания услуг.
Довод ответчика о том, что услуги по вывозу ТКО оказывает ИП Ш. на основании договора поставки № от ДД.ММ.ГГГГ суд отклоняет, поскольку по данному договору Покупатель (ИП Ш.) не может утилизировать данный вид отхода, т.к. не является Региональным оператором.
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Таким образом, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО, то есть, являлся собственником ТКО (статья 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления", письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО) в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены соответствующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Поскольку по общему правилу оказывать услуги по обращению с ТКО может только региональный оператор, в зоне деятельности которого находятся ТКО потребителя, при этом региональный оператор вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13.01.2017 "Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017 - 2019 годах"); никакое иное лицо не вправе оказывать эти услуги потребителям.
Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора.
При этом согласно ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Согласно ФККО те виды отходов, на поставку которых ответчиком заключен договор с ИП Ш. (стеклопосуда, вторичное сырье, за исключением металлолома: макулатура марки МС5Б, бумага, картон, различные виды полиэтиленов) не являются твердыми коммунальными отходами, следовательно, заключение ответчиком договора с ИП Ш. на поставку отходов, не относящихся к ТКО, не освобождает ответчика от оплаты услуг регионального оператора по обращению с ТКО.
В пункте 12 Правил N 1156 установлено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 25 Правил N 1156 существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО является периодичность и время вывоза ТКО.
В связи с изложенным оснований для освобождения ответчика от обязанности оплатить услуги по обращению с ТКО, оказанные в спорный период региональным оператором, не имеется.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), в соответствии с пунктом 5 которых коммерческий учет ТКО осуществляется: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, либо по решению регионального оператора исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
В данном случае расчет произведен истцом исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления и размера платы, установленных Постановлением РЭК Свердловской области от 28.06.2018 № 93-ПП (л.д. 60, оборот).
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
В силу пункта 2 статьи 13.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Из материалов дела следует, что в адрес ответчика направлялись претензионные письма с требованием о подписании договора на бумажном носите и об оплате задолженности по договору, заключенному по типовой форме от 6572/ЮЛ от 28.12.2021 (л.д. 54-55).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Н.А.С. направлено досудебное уведомление (л.д. 53 оборот).
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, общая площадь предприятия торговли составляет 258, 9 кв.м., что подтверждается договором безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ между Н.К.А. и ООО «ТЕСТ» и не оспаривалось ответчиками (л.д. 44-48, 53).
Как указано выше, в соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона об отходах, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 1 договора региональный оператор принимает твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, обеспечивает их сбор, транспортировку, обработку и обезвреживание, а также захоронение, а потребитель оплачивает эти услуги по утвержденному в установленном порядке тарифу на услугу регионального оператора.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств наличия, зарегистрированных в установленном порядке контейнеров, объем оказанных услуг определяется исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Как следует из материалов дела, дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019. Договор действует до 31.12.2022. В случае если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора, (пункт 28, 29 типового договора).
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по АПО-2 Свердловской области, в период с 25.10.2019 ( дата начала хозяйственной деятельности ООО «ТЕСТ») истец оказал ответчику услуги на общую сумму 93 356 руб. 08 коп., по факту оказания спорных услуг истцом сформированы акты сдачи-приемки оказанных услуг. Однако, оплату ответчик не произвел. Отсутствие оплаты задолженности в добровольном порядке, неисполнение предпринимателем претензионных требований истца послужило основанием для обращения последнего в суд с рассматриваемым заявлением.
В порядке досудебного урегулирования спора, в адрес Н.А.С., ООО «ТЕСТ» направлены претензии от ДД.ММ.ГГГГ, которые остались без исполнения (л.д. 65).
В соответствии с положением пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 6.1 типовой формы договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Факт оказания услуг материалами дела подтвержден.
В нарушение требований действующего законодательства и условий типового договора ответчик оказанные в период с 25.10.2019 по 31.12.2021 услуги не оплатил. Задолженность с учетом уточнений исковых требований за указанный период составила 93 356 руб. 08 коп.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исходя из выписки ЕГРН, основным видом деятельности ответчика является торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (47.19).
Таким образом, ответчик является юридическим лицом, в результате деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию, обезвреживание и захоронение коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется предоставляемой истцом услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором, также не представлено.
Статьей 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств оплаты долга ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вместе с тем, с требованиями истца о взыскании задолженности за оказанные услуги с Н.А.С., в лице ее законного представителя Н.С.Б. солидарно суд не соглашается в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Н.К.А., действующей от имени и в интересах несовершеннолетней дочери Н.А.С., 27.03.2009г. рождения (Ссудодатель) и ООО «ТЕСТ» (Ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования нежилого помещения, общей площадью 258, 9 кв.м., расположенного по адресу: сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный адрес является местонахождением и адресом юридического лица ООО «ТЕСТ», что подтверждается сведениями Выписки из ЕГРН (л.д. 84).
Согласно п. 2 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации, к договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Поскольку данным нежилым помещением до настоящего времени пользуется на условиях договора безвозмездного пользования ООО «ТЕСТ», что не оспаривается ответчиками, то суд приходит к выводу о том, что собственником твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности является ООО «ТЕСТ», а не собственник нежилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, Н.А.С. в лице ее законного представителя Н.С.Б. является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку ее действиями (бездействиями) права и законные интересы истца не нарушены.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 67 ГПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе акты оказанных услуг, счета-фактуры, суд приходит к выводу о доказанности факта оказания истцом услуг по обращению с ТКО, образующихся в связи с деятельностью ООО «ТЕСТ» в спорный период.
Расчет долга судом проверен и признан верным. Ответчиком представленный расчет задолженности мотивированно не оспорен, контррасчет не представлен. Таким образом, требование истца в части взыскания суммы задолженности в размере 93 356 руб. 08 коп. за период с 25.10.2019 по 31.12.2021 законно, обосновано и подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в отзывах, судом отклоняются.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в заявленном размере, доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, материалами дела не подтверждены, в связи с чем, судом отклоняются.
В силу п. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При обращении в Арбитражный суд с первоначальными исковыми требованиями истцом уплачена госпошлина в размере 5 006 руб. (л.д. 83), впоследствии истцом исковые требования уточнены, а именно: сумма требований снизилась с 133 548 руб. 83 коп. до 93 356 руб. 08 коп., при этом заявления об отказе от исковых требований истцом не заявлено.
Учитывая вышеизложенное, с ответчика ООО «ТЕСТ» подлежат взысканию в пользу ООО «ТБО «ЭКОСКЕРВИС» расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 руб. 68 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 234 – 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ТБО «ЭКОСЕРВИС» к Обществу с ограниченной ответственностью «ТЕСТ», Н.А.С. в лице законного представителя Н.С.Б. о взыскании задолженности по договору на оказание услуг, удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ТЕСТ» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ТБО «ЭКОСЕРВИС» 93 356 руб. 08 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 68 коп., а всего взыскать 96 356 руб. 76 коп.
В остальной части исковых требований о взыскании солидарно – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 18.07.2022.
Председательствующий М.В. Порубова