ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-217 от 02.03.2012 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)

                                                                                    Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2 – 217 /2012 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2012 года г. Гусь-Хрустальный

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи ОРЛОВОЙ О.А.,

с участием прокурора ГЕРАСИМОВОЙ И.А.,

при секретаре ПОЧТАРЬ О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене постановления участковой избирательной комиссии № 546 Гусь-Хрустального района об итогах голосования и признании итогов голосования на избирательном участке недействительными,

У С Т А Н О В И Л :

Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее ВРО ПП «КПРФ»), Синягин ФИО18 обратились в суд с заявлением об отмене постановления участковой избирательной комиссии № 546 Гусь-Хрустального района об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и признании итогов голосования на данном избирательном участке недействительными.

В дальнейшем производство по делу в части требования кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной думы РФ шестого созыва, выдвинутого политической партией «КПРФ» Синягина А.М. было прекращено.

Синягин А.М. привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц так же привлечены политические партии, а так же их региональные отделения, принявшие участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва : политическая партия «ЛДПР»; ВРО ПП «ЛДПР»; политическая партия «Патриоты России», ВРО ПП « Патриоты России»; политическая партия « Российская объединенная демократическая партия »Яблоко», ВРО ПП « « Российская объединенная демократическая партия»Яблоко»; политическая партия «Справедливая Россия», ВРО ПП « Справедливая Россия»; всероссийская политическая партия «Правое дело», ВРО ВПП «Правое дело»; политическая партия «Единая Россия», ВРО ПП « Единая Россия»; политическая партия «КПРФ».

В обоснование доводов представители ВРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» Ковалевская А.Ю. и Гусев В.В. суду пояснили следующее.

4 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

На основании постановления избирательной комиссии Владимирской области было согласовано образование избирательного участка № 546 на территории временного пребывания избирателей в СОЛ «Дзержинец» для организации голосования. 10 декабря в «Российской газете» официально опубликованы результаты выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Полагают, что при подготовке к проведению выборов и проведении голосования 4 декабря 2011 года ТИК Гусь-Хрустального района и названная участковая избирательная комиссия допустили грубейшие нарушения Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в том числе принципов проведения в Российской Федерации выборов и референдумов, согласно которым деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно (статья 3 Закона № 67-ФЗ). А именно.

Согласно части 1 статьи 21 Закона № 67-ФЗ участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий и порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Однако, в постановлении избирательной комиссии Владимирской области, давшей согласие на образование избирательного участка на территории спортивно-оздоровительного лагеря не приведены обстоятельства исключительности случая, в силу которого указанный избирательный участок, образован гораздо позднее установленного законом срока (не позднее, чем за 23 дня до голосования), и соответственно позднее срока сформирована участковая избирательная комиссия

Кроме того, ТИК Гусь-Хрустального района не опубликовала сообщение о формировании указанного избирательного участка и сроке приема предложений по кандидатурам в состав до начала приема указанных предложений, что была обязана сделать в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона № 51 -ФЗ, тем самым было грубо нарушено право КПРФ на участие в формировании участковой избирательной комиссии и осуществлении наблюдения за ходом проведения выборов на участке через своего члена комиссии с правом решающего голоса. В результате участковая избирательная комиссия была сформирована и осуществляла свою деятельность без представителей КПРФ.

Считают, что в результате незаконных действий членов участковой избирательной комиссии № 546 была нарушена гласность в работе УИК, гарантированная действующим избирательным законодательством, наблюдатель от КПРФ, а так же член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса не были допущены к работе участковой избирательной комиссии, тем самым были лишены права перед началом голосования осмотреть ящики для голосования, визуально знакомиться с бюллетенями и участвовать при подсчете голосов избирателей,

Результаты голосования на избирательном участке №546 существенным образом отличаются от средних результатов голосования избирателей во Владимирской области.

Полагают, что в совокупности указанные нарушения законодательства о выборах и результаты голосования за политическую партию «Единая Россия» позволяют судить об отсутствии условий для реального волеизъявления избирателей, то есть не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Представитель участковой избирательной комиссии № 546, территориальной избирательной комиссии Гусь-Хрустального района Смирнова Е.В. в судебное заседание явилась. С заявленными требования была не согласна. По существу пояснив следующее. В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 18.05.2005 N 5.1-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" основанием для отмены судом решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы после их определения является одно из следующих установленных судом обстоятельств:

политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, израсходовала на проведение избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда и избирательных фондов своих региональных отделений иные средства, составляющие более 10 процентов от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляла подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, при проведении предвыборной агитации вышла за рамки ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 62 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

руководитель политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, использовал преимущества своего должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии Думы помимо указанных оснований также в случаях нарушения порядка составления списков избирателей, порядка формирования избирательной комиссии, а так же по другим нарушениям законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

По ее мнению, заявитель, предъявив требования, не указывает конкретной нормы закона, которая могла бы служить основанием для признания итогов голосования на избирательном участке № 546 недействительными.

Представитель избирательной комиссии Владимирской области Захарова М.Ю. в судебное заседание явилась, заявленные требования полагала необоснованными, в их удовлетворении просила отказать. Указав, что существует два момента, подлежащих установлению в судебном порядке по данной категории споров, это: наличие или отсутствие нарушений избирательного законодательства и причинно-следственная связь между установленными нарушениями и возможностью выявить действительную волю избирателей.

Заявителем не указано каким образом, названные им нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, а так же в чем конкретно заключается нарушение избирательных прав Владимирского регионального отделения КПРФ.

30 ноября 2011 года ТИК обратилась в Избирательную комиссию Владимирской области с просьбой о создании на территории спортивного лагеря избирательного участка. Обращение в ТИК Гусь-Хрустального района руководителя предприятия, на территории которого находится спортивно-оздоровительный лагерь, по ее мнению, уже является исключительными, в силу чего и был создан избирательный участок.

Исключительность случая также состоит в том, что без создания данного участка избиратели не смогут реализовать свое активное избирательное право, а также в том, что в установленные сроки избирательный участок в месте временного пребывания избирателей не был создан, хотя объективно в этом была необходимость. Избирательные комиссии обязаны обеспечить возможность реализации избирателями своего активного избирательного права независимо от каких бы то не было обстоятельств.

В соответствии с положениями части 4 статьи 13 Федерального закона (№ 51 -ФЗ) в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания) избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией в срок, установленный частью 2 настоящей статьи (не позднее чем за 50 дней до дня голосования), а в исключительных случаях - по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня голосования.

Данная норма не содержит исчерпывающего переченя мест временного пребывания избирателей, а лишь определяет примерный круг данных мест, где могут образовываться избирательные участки. Считает, что действующее избирательное законодательство не содержит запрета по созданию избирательных участков в организациях, предприятиях, домах отдыха, базах отдыха, а напротив, даже содержит указание на возможность включения таких избирателей в списки избирателей по месту их временного пребывания

Владимирское региональное отделение КПРФ не изъявило желание направить предложения по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии на дополнительные избирательные участки, направление предложений о кандидатурах в состав участковых комиссий является правом избирательного объединения, реализация которого зависит от его усмотрения.

При этом, местное отделение КПРФ г. Гусь-Хрустальный направило предложение в ТИК по кандидатуре в состав дополнительного избирательного участка УИК № 547, что свидетельствует о том, МО КПРФ избранно подошло к процедуре назначения членом УИК, имея возможность назначить членов УИК с правом решающего голоса и в иные УИК.

Следовательно, ТИК была соблюдена установленная действующим избирательным законодательством процедура назначения членов участковой избирательной комиссии № 546 с правом решающего голоса. Требование обязательности назначения не менее половины состава членов участковой избирательной комиссии действует только при условии наличия предложений политических партий. Однако, таких предложений в ТИК не поступало.

Постановления ТИК были незамедлительно направлены в Избирательную комиссию Владимирской области и опубликованы в электронном средстве массовой информации «Вестник избирательной комиссии Владимирской области» 30 ноября 2011г. По ее мнению, постановления ТИК были доведены до всеобщего сведения.

Считает, что доводы заявителя о воспрепятствовании голосованию со стороны членов УИК не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Поскольку граждане, наблюдатели, члены комиссии с правом совещательного голоса с заявлениями в установленном законом порядке о защите своих избирательных прав в суд не обращались и такими полномочиями Владимирское региональное отделение КПРФ не наделяли.

Заинтересованное лицо : Синягин А.М. в судебное заседание явился, о месте о времени слушанию дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, в ранее поданном в суд заявлении дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Заинтересованные лица: представители политических партий, а так же их региональных отделений, принявших участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва : «ЛДПР»; ВРО ПП «ЛДПР»; «Патриоты России», ВРО ПП « Патриоты России»; « Российская объединенная демократическая партия »Яблоко», ВРО ПП « Российская объединенная демократическая партия»Яблоко»; «Справедливая Россия», ВРО ПП « Справедливая Россия»; «Правое дело», ВРО ВПП «Правое дело»; «Единая Россия», ВРО ПП « Единая Россия»; «КПРФ» в судебное заседание не явились, о месте и во времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела суду не заявили.

Суд выслушав мнение сторон, опросив свидетелей Шохрина В.Е., Яковлеву Е.В., Кузнецову Л.Н., заслушав заключение прокурора Герасимовой И.А., полагавшей требования заявителя оставить без удовлетворения, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, избирательном округе, в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В соответствии с ч. 5 ст. 92 Федерального закона № 51-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы помимо оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, также в случаях нарушения порядка составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, незаконного отказа в регистрации федерального списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, установления судом других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Заявителем в качестве одного из оснований к признанию итогов голосования на избирательном участке № 546 недействительным, указано на нарушение порядка формирования участковой избирательной комиссии и отсутствие исключительности для создания такого избирательного участка в месте временного пребывания граждан.

С указанным суд согласиться не может, исходя из следующего.

В соответствии с положениями части 4 статьи 13 Федерального закона (№ 51 -ФЗ) в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания) избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией в срок, установленный частью 2 настоящей статьи (не позднее чем за 50 дней до дня голосования), а в исключительных случаях - по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня голосования.

В силу частей 6 и 7 статьи 16 Федерального закона (№ 51-ФЗ) к местам временного пребывания избирателей могут относиться и предприятия, организации, дома отдыха, спортивные лагеря и др.

Таким образом, действующее избирательное законодательство не содержит запрета по созданию избирательных участков в организациях, предприятиях, домах отдыха, базах отдыха и указывает на возможность включения таких избирателей в списки избирателей по месту их временного пребывания.

В судебном заседании установлено следующее.

30 ноября 2011 года территориальная избирательная комиссия Гусь-Хрустального района обратилась в Избирательную комиссию Владимирской области с просьбой о создании на территории спортивно-оздоровительного лагеря »Дзержинец» избирательного участка в месте временного пребывания избирателей.

К письму прилагалось заявление генерального директора ОАО «» Климашина А.В., согласно которого необходимость создания избирательного участка обосновывается увеличением количества отдыхающих и непрерывного цикла работы персонала СОЛ «Дзержинец» с 08-00 до 20-00. В соответствии с приказом ОАО «СЗД» от 01.11.2011г. № 162и 04 декабря 2011г. считается рабочим днем, с непрерывным циклом работы с 08-00 до 23-00.

Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 30.11.2011 № 445 «О согласовании образования избирательных участков», избирательная комиссия Владимирской области приняла решение о согласовании указанного избирательного участка. Территориальная избирательная комиссия Гусь-Хрустального района начала формирование участковой избирательной комиссии избирательного участка № 546 установив срок внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий.

Постановлением ТИК № 141 от 30.11.2011г. на основе поступивших предложений (кандидатуры выдвинуты собранием избирателей) была сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 546 в количестве 7 человек. Постановлением ТИК от 30.11.2011г. № 142 назначен председатель УИК № 546 Кузнецова Л.Н.

Таким образом, каких-либо нарушений процедуры создания и формирования избирательного участка № 546 в месте временного пребывания избирателей – территория спортивно-оздоровительного лагеря «Дзержинец» судом не выявлено. Решение об образовании избирательного участка принято территориальной избирательной комиссией в соответствии с ее компетенцией, установленными процедурами и без нарушения срока, в пределах которого могут быть образованы такие участки.

Перечень исключительных случаев законодательством не установлен, а по смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ критерием отнесения возникающих обстоятельств к категории исключительных является обеспечение возможности участия в голосовании каждому избирателю независимо от места его нахождения.

По мнению суда не нашел своего подтверждения довод заявителя относительно нарушений правил составления списков избирателей по избирательному участку № 546

В соответствии с п. 6 и 7 ст. 16 Федерального закона № 51-ФЗ избиратели

находящиеся в местах временного пребывания, домах отдыха, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) и другие решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования, т.е. в данном случае не позднее 30 ноября 2011 года.

Согласно п.6 ст.15 Федерального закона № 51-ФЗ списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования.

В судебном заседании обозревались заявления избирателей о включении их в список избирателей по избирательному участку № 546, а так же списки проголосовавших на данном избирательном участке. Сделан вывод о том, что на всех заявлениях стоят собственноручные подписи лиц, желающих быть включенными в списки избирателей по избирательному участку № 546, указана дата « 30 ноября 2011 года». Какие-либо требования относительно того, чтобы указанные заявления должны быть переданы членам избирательной комиссии лично, действующее избирательное законодательство не содержит, а предусматривает лишь обязанность для участковой избирательной комиссии сформировать список избирателей не позднее дня голосования.

Как следует из объяснений, полученных в судебном заседании от председателя участковой избирательной комиссии Кузнецовой Л.Н., все заявления избирателей были предоставлены в участковую избирательную комиссию 30 ноября 2011 года, к 03.12.2011 года завершена работа по формированию списка избирателей на данном избирательном участке.

Таким образом, нарушения законодательства при составлении списка избирателей отсутствуют.

Суд не может принять во внимание и довод представителя заявителя о том, что территориальная избирательная комиссия не опубликовала сообщение о формировании участковой избирательной комиссии № 546, в связи с чем политическая партия «КПРФ» была лишена возможности направить предложение по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии.

В материалы дела представлены постановлениях ТИК (№№ 137 и 138) из которых следует, что они подлежат незамедлительном опубликовании в Вестнике Избирательной комиссии Владимирской области. Как установлено в судебном заседании, указанные постановления были опубликованы в электронном средстве массовой информации «Вестник избирательной комиссии Владимирской области» 30 ноября 2011г. (что подтверждается лог-размещением и свидетельством о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-39505 от 22.04.2010 г.).

Таким образом, постановления территориальной участковой комиссии были доведены до всеобщего сведения. Более того, на заседании избирательной комиссии Владимирской области 30.11.2011 года, на котором решался вопрос о согласовании избирательного участка № 546, присутствовал представитель политической партии «КПРФ» Лызлов Д.Н., в связи с чем ПП «КПРФ» обладала соответствующей информацией о создании участка в месте временного пребывания избирателей.

Что касается доводов представителей ВРО политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» относительно нарушения порядка голосования и подсчета голосов, включая воспрепятствование наблюдению за их проведением, то суд приходит к следующему выводу.

Участковая избирательная комиссия № 546 была создана в месте временного пребывания избирателей на территории спортивно-оздоровительного лагеря « Дзержинец»

Как установлено судом Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» направило на избирательный участок № 546 члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса Микерова В.Н. и наблюдателя Карзанову Н.С.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальные избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Из пояснений, полученных в судебном заседании от свидетелей Карзановой Н.С. (наблюдателя от «КПРФ) и Шохрина В.Е. следует, что в течение всего дня голосования 04.12.2011 года ни член избирательной комиссии с правом совещательного голоса Микеров В.Н., ни наблюдатель от политической партии «КПРФ» Карзанова Н.С. не имели доступа на избирательный участок № 546, и как следствие этому не могли принять участие в процедуре голосования, подсчете голосов избирателей, проголосовавших на данном избирательном участке. Вопреки утверждению представителя избирательной комиссии Владимирской области Захаровой М.Ю. не доверять пояснениям указанных свидетелей у суда каких-либо оснований не имеется.

Более того, указанное подтверждается представленным в материалы дела сообщением Гусь-Хрустальной Межрайонной прокуратуры, направленным 04.12.2011 года в 10 часов 13 минут в адрес территориальной избирательной комиссии Гусь-Хрустального района о нарушениях избирательных прав граждан на избирательном участке № 546 с предложением организовать выезд на место в целях проверки указанной информации.

Во исполнение указанного предписания председателем территориальной избирательной комиссии на избирательный участок № 546 был направлен член территориальной избирательной комиссии Яковлева Е.В., которая как следует из ее пояснений суду, прибыла на избирательный участок только после 13-00.

Член территориальной избирательной комиссии Яковлева Е.В. удостоверившись, что подъездная дорога к территории СОЛ « Дзержинец» ( место расположения избирательного участка № 546) блокирована службой охраны предприятия, не предприняла никаких действий по обеспечению доступа на избирательный участок лиц, указанных в ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

В судебном заседании по данному вопросу пояснив, что каких-либо действий по проверке поступившей жалобы не предприняла, доступ на территорию избирательного участка наблюдателей и членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса не обеспечила.

Что свидетельствует о невыполнении территориальной избирательной комиссии Гусь-Хрустального района возложенных на нее Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, обязанностей по надлежащему проведению выборов.

В месте с тем в соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление КС РФ от 15.02.2002г. № 1-П) решая вопрос о применении такой меры конституционно-правовой ответственности, как признание недействительными результатов соответствующих выборов, суд должен исходить из того, что в этих результатах закреплен итог реализации индивидуальных избирательных прав множеством граждан, в том числе по своей доброй воле проголосовавших за избранного кандидата (список кандидатов). Конституционные гарантии охраны как активного, так и пассивного избирательного права, обеспечиваются правосудием, что предопределяет необходимость избрания судом в каждом конкретном случае такого способа защиты нарушенных избирательных прав, который был бы адекватен характеру обнаруженного нарушения. Поэтому основания признания выборов недействительными должны быть достаточно серьезными. При оценке допущенного нарушения должны учитываться его характер, продолжительность, массовость, степень воздействия на свободу волеизъявления избирателей и другие критерии, влияющие на действительную волю избирателей.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2002 года указано, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления, которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст. 3 (ч.ч. 1,2,3) ст. 32 (ч.чЛ и 2), ст. 46 (ч.ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования.

Оценив все установленные судом фактические обстоятельства дела и придя к выводу о том, что нарушение избирательного законодательства при проведении выборов на избирательном участке № 546 в данной части имело место, суд в то же время не находит достаточных оснований к отмене результатов голосования на избирательном участке № 546. Поскольку заявителем не представлено достаточных доказательств того, что указанные нарушения отразились на результатах выборов на данном избирательном участке и препятствовали установлению действительной воли избирателей.

РУКОВОДСТВУЯСЬ ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене постановления участковой избирательной комиссии № 546 Гусь-Хрустального района об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и признании итогов голосования на избирательном участке недействительными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в срок один месяц.

СУДЬЯ: ОРЛОВА О.А. __