Конаковский городской суд Тверской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Конаковский городской суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Гражданское дело № 2-217/2012 Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 февраля 2012 года г.Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе
председательствующего федерального судьи Чувашовой И.А.,
при секретаре Лариной О.В.,
с участием истца Енгалычева Р.А., представителя ответчика Администрации Конаковского района по доверенности Матюхановой Т.Л., представителя третьего лица Администрации города Конаково по доверенности Соловьева В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енгалычева Рафаила Абдильхамитовича к Администрации Конаковского района, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация города Конаково, о признании незаконным бездействия, об обязывании предоставить земельный участок в аренду,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился Енгалычев Рафаил Абдильхамитович с иском к Администрации Конаковского района о признании незаконным бездействия Администрации Конаковского района и обязывании Администрацию Конаковского района предоставить ему в аренду сроком на № лет земельный участок под ориентировочной площадью № га в , согласно графике, в месячный срок после предоставления кадастрового паспорта на него.
Свои исковые требования истец обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Конаковского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка на лет под ориентировочной площадью № соток в , ссылаясь при этом, что является инвалидом, то есть первоочередником по закону и приложив соответствующие документы. ДД.ММ.ГГГГ за № в его адрес было направлено письмо за подписью зав.отделом архитектуры и градостроительства администрации Конаковского района в котором сказано, что на его заявление направляется копия письма 1-го зам.главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором говорится о том, что испрашиваемый земельный участок, согласно проекта детальной планировки, предназначался для размещения детского дошкольного учреждения. Посчитав присланные ему письма от администрации г.Конаково и администрации Конаковского района не надлежащим ответом на его заявление о предоставлении ему в аренду земельного участка, он подал повторное заявление в администрацию Конаковского района (ДД.ММ.ГГГГ вх.№Ю), в котором просил дать разъяснения относительно письма ДД.ММ.ГГГГ за №, а также вернуться к рассмотрению его первоначального заявления вх.№Ф от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с земельным законодательством РФ, предупредив администрацию, что будет вынужден обратиться в суд за защитой своего права. ДД.ММ.ГГГГ он также обратился в администрацию города Конаково (вх.№) с просьбой предоставить должным образом заверенную копию проекта детальной планировки южного района г.Конаково, ввиду ссылки на него в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, послужившего основанием для возражений со стороны администрации города Конаково в предоставлении ему земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация города Конаково отказала ему в предоставлении копии запрашиваемых документов, сославшись на ч.1 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация Конаковского района известила его, что решение в отношение земельного участка площадью № кв.метров, испрашиваемого им в аренду сроком на лет до настоящего момента не принято, пояснив также, что администрация города Конаково, ссылаясь на проект детальной планировки возражает относительно предоставления ему земельного участка, а также приложив к своему письму письмо министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № по вопросу о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности инвалидам и семьям имеющим в своем составе инвалидов. Считает бездействие администрации Конаковского района, выраженное в непринятии решения по его заявлению незаконным, в связи с чем и обращается в суд. Согласно абз. 2 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной. В письмах администрации Конаковского района нет волеизъявления органа местного самоуправления по поставленному вопросу, что говорит о бездействии администрации, в связи с чем он вынужден обратиться в суд за защитой своего права, поскольку решение должно было быть принято в течении месяца с момента подачи заявления в орган местного самоуправления, согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В соответствии со ст.17 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривается норма о праве инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9,10 и 11 Земельного кодекса, а также в соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Согласно публичной кадастровой карте, земельный участок, на который он претендует, является свободным, никаких ограничений либо обременений на него не зарегистрировано. В силу того, что кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок нет, право собственности на данный земельный участок не разграничено, что говорит о том, что исключительно Администрация Конаковского района имеет право им распоряжаться в соответствии с п.10 ст.3 ФЗ № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Из чего следует, что ссылка администрации на проект детальной планировки не состоятельна. Администрация Конаковского района с письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, направила в его адрес письмо Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ- по вопросу о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности инвалидам и семьям имеющим в своем составе инвалидов, не учитывая того, что Минэкономразвития России в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 437, не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства. Кроме того, он не просит предоставить земельный участок в аренду бесплатно, а готов на основании закона нести все права и обязанности которые могут возникнуть в ходе использования земельного участка по его назначению. Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Из этого следует, что не требуется необходимости улучшения жилищных условий инвалидов и семей с детьми инвалидами, для первоочередного получения земельного участка для ИЖС. При этом, проведение аукциона не требуется (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008 года). В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» есть меры по улучшению жилищных условий, оплата платежей и налогообложение, а также отдельно право первоочередного получения земли на нужды инвалида. Администрация Конаковского района, игнорируя Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, предусматривающие первоочередное право на предоставление земельных участков для инвалидов нарушает его законное право, что противоречит ст.18 Конституции РФ.
Истец - ФИО2 исковые требования поддержал, подтвердил доводы, изложенные в иске, и дополнительно пояснил, что бездействие администрации Конаковского района состоит в том, что не было принято решение об отказе или об удовлетворении его заявления. Заключение о возможности строительства дошкольного учреждения на спорном земельном участке отсутствует. С ДД.ММ.ГГГГ года на этом участке строительство не начиналось. Близость железной дороги и овраг делают строительство детского учреждения нелепым. Рядом со спорным участком уже имеется застройка 1,2 этажными домами, спорный участок единственный свободный.
Представитель ответчика - Администрации Конаковского района по доверенности Матюханова Т.Л. исковые требования не признала и пояснила, что Енгалычев Р.А. обратился в Администрацию Конаковского района с заявлением и предоставил все необходимые документы. Отказ Администрации Конаковского района в предоставлении земельного участка был основан на тех данных, что предоставила администрация города Конаково, чьи полномочия включают планирование города Конаково. Администрация г.Конаково предоставила сведения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ года существует проект планировки . Отказ истцу был оформлен письмом за исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ. Истцу не предлагался другой участок взамен испрашиваемого, так как заявление истца было в отношении примерного земельного участка и была указана ориентировочная площадь участка. Основная причина отказа - проект планировки .
Представитель 3-го лица - Администрации города Конаково по доверенности Соловьев В.О. исковые требования истца не поддержал и пояснил, что проект детальной планировки изготовлен на основании генерального плана города Конаково, разработанного в ДД.ММ.ГГГГ году. В настоящее время правила землепользования и застройки находятся на стадии доработки. На спорном участке предполагается многоэтажная застройка и объекты соцкультбыта.
Выслушав объяснения истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Конаковского района поступило заявление Енгалычева Рафаила Абдильхамитовича, который просил на основании ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», предоставить ему в аренду сроком на № лет земельный участок под ориентировочной площадью № соток в . К заявлению прилагались: копия паспорта заявителя, справка об инвалидности, пенсионное удостоверение №, графика с указанием места расположения испрашиваемого земельного участка.
Согласно публичной кадастровой карте, земельный участок в отношении которого поступило заявление Енгалычева Р.А., является свободным, ограничений и обременений на участок не зарегистрировано.
Письмом Администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ № на имя Енгалычева Р.В., подписанным зав.отделом архитектуры и градостроительства администрации Конаковского района, заявителю была направлена копия письма первого зам.главы администрации г.Конаково № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма первого зам.главы администрации г.Конаково № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно проекту детальной планировки южного района испрашиваемый земельный участок предназначался для размещения детского дошкольного учреждения. Администрация городского поселения город Конаково считает целесообразным оставить земельный участок для вышеуказанных целей.
ДД.ММ.ГГГГ Енгалычев Р.А. повторно обратился к Главе Конаковского района с заявлением о рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх.№Ф в соответствии с земельным законодательством РФ.
Из письма 1-го зам.главы администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ № на имя Енгалычева Р.А. следует, что решение в отношении земельного участка площадью № кв.метров, испрашиваемого в аренду сроком на № лет для индивидуального жилищного строительства в городе Конаково, район до настоящего момента не принято. В соответствии с проектом детальной планировки района, выполненного ДД.ММ.ГГГГ г. испрашиваемый земельный участок предназначался для размещения детского дошкольного учреждения. Согласно ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования поселения относится к полномочиям органа местного самоуправления поселений. В соответствии с письмом первого зам.главы администрации г. Конаково № от ДД.ММ.ГГГГ администрация городского поселения считает целесообразным сохранить разрешенное использование земельного участка в соответствии с проектом застройки. О чем письмом зав.отделом архитектуры и градостроительства администрации Конаковского района № от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено. Зав.отделом архитектуры и градостроительства администрации Конаковского района был подготовлен ответ в соответствии с должностными инструкциями отдела и поручения главы Конаковского района. Одновременно заявителю направлена копия письма министерства экономического развития российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № по вопросу о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.
Из письма Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что законодательством не предусмотрен порядок предоставления инвалидам земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно.
В соответствии с ч.1 ст.28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона № 137 от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п.3 ст.6 Главы 2 Устава Муниципального образования «Конаковский район» Тверской области, принятого решением Собрания депутатов Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения Конаковского района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Конаковского района.
Согласно п.п.1,4,6 ст.30 Устава, Администрация Конаковского района - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области. Администрация обладает правами юридического лица и в ее структуру входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы.
В силу п.п.13 п.1 ст.31 Устава, Администрация Конаковского района в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом осуществляет владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Конаковского района.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно ч.2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п.27 ст.38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся.
В силу ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Письмом 1-го зам.главы Администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что решение в отношении спорного земельного участка Администрацией Конаковского района до настоящего времени не принято.
Учитывая, что заявление Енгалычева Р.А. в отношении испрашиваемого земельного участка поступило в Администрацию Конаковского района ДД.ММ.ГГГГ, и срок, установленный ч.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ для принятия решения по заявлению Енгалычева Р.А. на ДД.ММ.ГГГГ истек, то бездействие Администрации Конаковского района, выразившееся в непринятии решения по заявлению истца, является незаконным.
Отказ Администрации Конаковского района в предоставлении земельного участка в аренду Енгалычеву Р.А. основан на том, что в соответствии с проектом детальной планировки района, выполненного ДД.ММ.ГГГГ г., испрашиваемый участок предназначался для размещения детского дошкольного учреждения.
В судебное заседание представителем ответчика представлены:
- справка зав.отдела архитектуры и градостроительства администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что проект детальной планировки в ДД.ММ.ГГГГ году на основании ранее выполненного ими же генерального плана № года. Проектируемый план разработан на территорию № га в границах: - на севере - и ; на юге и востоке - гослесфонд и железнодорожная магистраль Москва-Конаково; на западе - существующая коттеджная застройка и . Данным проектом предусмотрено размещение детского дошкольного учреждения в существующем квартале коттеджной жилой застройки (поз.10 на прилагаемом графическом материале). Документы по утверждению проекта детальной планировки в базе ИСОГД ( информационная система обеспечения градостроительной деятельности) отсутствует;
- проект детальной планировки южного района (эскиз застройки) с отображением испрашиваемого земельного участка. Согласно проекту, на испрашиваемом земельном участке предполагается многоэтажная капитальная застройка.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Из ч.1 ст.46 Градостроительного кодекса РФ следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч.13,14 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Судом установлено, что проект детальной планировки не утвержден. Неутвержденный в установленном законом порядке проект детальной планировки не является правоустанавливающим документом на земельный участок и не подтверждает факт предоставления земельного участка конкретному лицу или организации для осуществления на нем строительства.
Поскольку отказ Администрации Конаковского района в предоставлении истцу земельного участка для в аренду основан на неутвержденном в установленном законом порядке Проекте детальной планировки , других оснований, установленных ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, для отказа истцу в предоставлении спорного земельного участка не имеется, исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать бездействие Администрации Конаковского района незаконным и обязать Администрацию Конаковского района предоставить Енгалычеву Рафаилу Абдильхамитовичу в аренду сроком на лет земельный участок под ориентировочной площадью № га в , согласно графике, в месячный срок после предоставления кадастрового паспорта на него.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Председательствующий: И.А.Чувашова