ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-217 от 19.03.2012 Сухоложского городского суда (Свердловская область)

                                                                                    Сухоложский городской суд Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Сухоложский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Гр. дело № 2-217/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2012 года г. Сухой Лог

Сухоложский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Вяцкова Д.Г., при секретаре Донгузовой А.М., с участием помощника Сухоложского городского прокурора Ситниковой О.С., представителя органа местного самоуправления Долгополовой Н.А. (по доверенности от 13.07.2010 №, выданной на 3 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сухоложского городского прокурора об оспаривании постановления главы городского округа Сухой Лог от 31.03.2011 № 571-ПГ,

установил:

В соответствии с постановлением главы городского округа Сухой Лог Суханова С.К. от 31 марта 2011 г. N 571-ПГ «О признании утратившими силу постановлений главы городского округа Сухой Лог, устанавливающих частичную компенсацию расходов на содержание муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, и внесении изменений в постановление главы городского округа Сухой Лог от 11 января 2008 года № 23-ПГ» постановлено:

признать утратившими силу Постановления Главы городского округа Сухой Лог от 9 марта 2011 года N 404-ПГ "Об установлении платы за содержание детей (в рамках образовательного процесса) в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Сухоложская детская школа искусств N 1", от 9 марта 2011 года N 403-ПГ "Об установлении платы за содержание детей (в рамках образовательного процесса) в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Сухоложская детская музыкальная школа", от 29 октября 2010 года N 1870-ПГ "О частичной компенсации расходов на содержание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Сухоложская детская школа искусств N 1" (пункты 1-4),

кроме того, пунктом 5 постановления внесены изменения в Постановление Главы городского округа Сухой Лог от 11 января 2008 года N 23-ПГ "О частичной компенсации расходов на содержание детских школ искусств городского округа Сухой Лог" приложение к названному постановлению изложено в новой редакции - установлены размеры платы за содержание детей (в рамках образовательного процесса) в МОУ ДОД "Сухоложская детская школа искусств N 1" и МОУ ДОД "Сухоложская детская музыкальная школа" (далее по тексту Школы искусств) (л.д. 6).

Постановление опубликовано в газете «Знамя Победы» за 05 апреля 2011 года № 38 (11805).

Сухоложский городской прокурор 20 февраля 2012 года обратился в Сухоложский городской суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления. В обоснование заявления указал, что названное постановление противоречит статьям 12, 26, 31, 45 Закона Российской Федерации «Об образовании», статьям 16, 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 4 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505, поскольку устанавливает для неопределенного круга лиц обязанность оплачивать образовательные услуги, не являющиеся дополнительными по сравнению с образовательными стандартами. Из анализа учебных планов Школ следует, что эти планы предусматривают по ряду дисциплин меньше часов, чем указано в примерных учебных планах, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации.

В отзыве представитель администрации городского округа Сухой Лог Лихачев И.И. (по доверенности от 13.12.2011) указал, что оспариваемым Постановлением устанавливается дополнительный источник финансирования основной деятельности Школ искусств. Кроме того, из заявления прокурора не содержат указания на то, какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушают оспариваемые постановления. Рабочие учебные планы составляются на основе примерных, не являющихся императивным предписанием. Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505 не применимы в настоящем случае, поскольку установлены для услуг в сфере дошкольного, общего и профессионального образования, школы искусств предоставляют дополнительные образовательные программы, а в свете изменений, внесенных Федеральным законом от 17.06.2011 № 145-ФЗ реализуют дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. По мнению автора отзыва, исходя из пп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ и ч. 3 ст. 5, п. 1, 2 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» не гарантируют общедоступность и бесплатность дополнительного образования. На основании ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями. Перечень источников финансирования, указанный в части 44 статьи 6 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233, не является исчерпывающим, не означает неправомерности привлечения внебюджетных средств.

В судебном заседании прокурор Ситникова О.С. поддержала доводы заявления, просила признать оспариваемое постановление недействующим в полном объеме с момента принятия.

Представитель администрации городского округа Сухой Лог Долгополова Н.А. доводы заявления не признала, поддержав доводы отзыва.

Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Обязанность указывать, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы лежит на гражданах и организациях, прокурор же вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта противоречащим закону полностью или в части в пределах своей компетенции (часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с этим Сухоложский городской прокурор вправе оспаривать в суде любой нормативный акт находящихся на территории Сухоложского района органов местного самоуправления.

Оспариваемое Постановление является нормативным актом, поскольку рассчитано на неоднократное применение, обязательно для неопределенного круга лиц - любой гражданин, заключивший договор об обучении своего ребенка в Школах искусств подпадает под действие Постановления.

На основании статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации бесплатно в Российской Федерации можно получить дошкольное, основное общее, среднее профессиональное и высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт е) статьи 72 Конституции Российской Федерации).

На основании статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В связи с этим на момент принятия оспариваемого Постановления действовал Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ, поскольку Федеральным законом от 17.06.2011 № 145-ФЗ не установлена обратная сила вносимых им изменений.

В этой редакции, как и в ныне действующей, Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (далее по тексту Закон) полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере дополнительного образования разграничены следующим образом.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (пп. 6.1 п. 1 ст. 29).

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения относятся (подпункты 2, 4 пункта 1 статьи 31):

- организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения);

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статья 41 Закона конкретизирует источники финансового обеспечения образовательной деятельности. Финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона). Образовательное учреждение (пункт 8 статьи) вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Подпунктом "ж" пункта 5 части 1 статьи 13 Закона предписывается обязательно указывать в уставе учреждения наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе).

В уставах Школ искусств (пункты 2.3, 2.4, 2.7) указано, что Школы вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги. Там же воспроизведено положение части 3 статьи 45 Закона о том, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

На уровне Свердловской области в рамках разграничения полномочий принят Областной закон от 16.07.1998 N 26-ОЗ (ред. от 24.02.2012) "Об образовании в Свердловской области". Пункт 3 статьи 9 названного Областного закона устанавливает, что муниципальные образовательные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области вправе оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе платные. Там же иным образом оговорено положение негосударственных образовательных организаций - в соответствии с федеральным законом негосударственные образовательные организации вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с федеральным законом образовательных стандартов и требований.

Таким образом, из системного толкования положений Закона Российской Федерации «Об образовании» и Областного закона "Об образовании в Свердловской области" вытекает, что образовательные услуги в рамках основной программы финансируются за счет бюджета и бесплатны для граждан, а иные средства, кроме бюджетных, в том числе средства родителей, могут привлекаться в образовательных учреждениях в порядке пункта 8 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" за дополнительные образовательные и иные (не образовательные) услуги.

Поскольку в содержании Постановления указано, что устанавливается плата за содержание детей в рамках образовательного процесса, постольку плата взимается за образовательные услуги.

Представители заинтересованного лица в письменном отзыве и судебном заседании указали, что взимаемая плата с дополнительными, оказываемыми сверх программы, услугами не связана.

При таких обстоятельствах плата пунктом 5 Постановления установлена незаконно.

Относительно пунктов 1 - 4 Постановления суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.

Поскольку Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена лишь отмена ранее вынесенного акта либо приостановление его действия, суд приходит к выводу, что признавая муниципальный правовой акт утратившим силу, глава городского округа Сухой Лог превысил предоставленные ему законом полномочия.

Из пояснений представителя администрации городского округа Сухой Лог Долгополовой Н.А. следует, что Постановление применялось с момента принятия, средства потрачены на цели, связанные с образовательным процессом.

В связи с этим, поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать Постановление недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Сухоложского городского прокурора об оспаривании постановления главы городского округа Сухой Лог от 31.03.2011 № 571-ПГ удовлетворить.

Признать постановление главы городского округа Сухой Лог от 31.03.2011 № 571-ПГ «О признании утратившими силу постановлений Главы городского округа Сухой Лог, устанавливающих частичную компенсацию расходов на содержание муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей и внесении изменений в постановление Главы городского округа Сухой Лог от 11 января 2008 года № 23-ПГ» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда или сообщение о решении на основании части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Решение в окончательном виде изготовлено 23 марта 2012 года и с этого дня может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.

Председательствующий судья: подпись

копия верна.

Судья Сухоложского городского суда

Свердловской области Д.Г. Вяцков