ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-217 от 20.05.2010 Ковдорского районного суда (Мурманская область)

                                                                                    Ковдорский районный суд Мурманской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ковдорский районный суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-217/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 

  г. Ковдор 20 мая 2010 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Горбатюк А.А.,

при секретаре Федоровой Е.В.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

Свои требования мотивирует тем, что фактически проживает в Ковдорском районе с декабря 1958 года. По семейным обстоятельствам с мая по август 1996 года он снимался с регистрационного учета и был выписана в г. Н-ск, однако из Ковдорского района фактически никуда не выезжал, проживал по адресу: //адрес// в пос. Енском. 7 декабря 2009 года подал заявление с документами в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области для постановки на учет на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями. Уведомлением от 14 января 2010 года в постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области ему отказало, посчитав, что он прибыл в районы Крайнего Севера позднее 01 января 1992 года. С отказом он не согласен, так как никуда из Мурманской области не выезжал.

Истец ФИО1 иск поддержал, пояснил, что 07 декабря 2009 года подал документы в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области на получение ГЖС. 14 января 2010 года письмом ему было отказано в постановке на учет, так как он прибыл в районы Крайнего Севера позже 01 января 1992 года. Однако данный факт не соответствует действительности, так как он проживает и работает в районах Крайнего Севера с 1956 года. По семейным обстоятельствам он выписывался из своего жилого помещения в 1996 году с мая по август, но никуда не уезжал, все это время жил в поселке, держал скотину. Жилого помещения в г. Н-ске он не имеет, в 1996 году прописывался в квартиру сестры по семейным обстоятельствам. Просит обязать администрацию Ковдорского района и Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить его на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

Представитель администрации Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят исключить администрацию Ковдорского района из числа лиц, участвующих в деле, как заявленную в качестве ответчика без достаточных оснований, так как с заявлением ФИО1 обращался в Министерство а не в администрацию.

Представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указывают, что ФИО1 не относится ни к одной из категорий граждан, на которых в соответствии с законом выделяются жилищные субсидии, так как истец в период с 22 мая 1996 года по 25 сентября 1996 года был выписан из районов Крайнего Севера в г. Н-ск, то есть после 01 января 1992 года. Считают, что доводы, изложенные в исковом заявлении, фактически сводятся к иной оценке обстоятельств дела и ошибочному толкованию со стороны истца норм материального права. Просят отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требованиях.

Выслушав истца ФИО1, свидетеля Х., проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Статьей 1 Федерального закона РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных данным постановлением, предусмотрено право указанных граждан на участие в подпрограмме.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2002 года N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.12.2002 N 879 утвердило «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.»

Указанное постановление регулирует вопросы постановки граждан на учет, ведения очередности и формирования списка лиц, желающих выехать из Мурманской области и имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно на основании представленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно пункту 25 Положения, утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Как следует из материалов дела, в декабре 2009 года ФИО1 обратился в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, с приложением документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты.

Уведомлением от 14 января 2010 года в постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области ФИО1 отказало, посчитав, что в районы Крайнего Севера он прибыл позднее 01 января 1992 года, так как в период с 22 мая 1996 года по 25 сентября 1996 года истец выбывал в г. Н-ск .

Из копии трудовой книжки следует, что истец ФИО1 в Ковдорском районе проживает с 1958 года, так как согласно имеющейся записи, в 1958 году он был принят на работу в //А//, где и проработал на различных должностях вплоть до 31 декабря 1988 года.

С 14 декабря 1958 года по 18 сентября 1992 года ФИО1 проживал по адресу: пос. Риколатва //адрес//. С 25 декабря 1996 года по настоящее время истец зарегистрирован по адресу: //адрес// в пос. Енском Ковдорского района, что подтверждается справкой формы //номер//. Из данной справки также следует, что в период с 22 мая 1996 года по 25 сентября 1996 года ФИО1 выписывался в г. Н-ск.

В судебном заседании установлено, что истец в период с 22 мая по 25 сентября 1996 года за пределы Ковдорского района Мурманской области не выезжал.

Данный факт подтвердила в судебном заседании свидетель Х., которая пояснила, что в 1996 году у её семьи было «хозяйство», и т.к. лето 1996 года было «голодным», она с мужем у ФИО1 брали комбикорм для скотины, ведь он тоже держал скот. Знает точно, что ФИО1 никуда и никогда из поселка не выезжал, т.к. знает его с рождения.

В силу ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.

Продолжительность стажа работы ФИО1 в районах Крайнего Севера и отсутствие у него жилья в других регионах Министерством строительства и территориального развития Мурманской области не оспаривается.

Истец действительно снимался с регистрации в г. Ковдор в г. Н-ск на период с 22 мая 1996 года по 25 сентября 1996 года, при этом суд считает, что в судебном заседании бесспорно нашел подтверждение факт того, что в этот период истец проживал в Ковдорском районе, т.е. в районах Крайнего Севера.

Данное обстоятельство подтверждается справкой ГУ-УПФ РФ в Ковдорском районе согласно которой истцу в период с мая по август 1996 года пенсия перечислялась на почтовое отделение по адресу: //адрес// в пос. Риколатва .

Отсутствие у истца регистрации в этот период в Ковдорском районе само по себе, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения прав и свобод истца ФИО1

В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ, положений Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Для реализации гражданином РФ его прав и свобод он обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Из смысла данной статьи следует, что гражданин имеет только одно место жительства, которым у истца, как установлено, являлся и является пос. Енский Ковдорского района в г. Н-ск он не выезжал.

Учитывая, что администрация Ковдорского района не причастна к отказу истцу ФИО1 в постановке его на учет, суд считает, что администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу следует освободить.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец ФИО1 обладает правом на получение субсидии, его иск подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 197 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Администрацию Ковдорского района в качестве ответчика по делу освободить.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.

Председательствующий