Североморский городской суд Мурманской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Североморский городской суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-217/2011
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2011 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2011 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Койпиш В.В.
При секретаре Логиновой М.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора города Североморска в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Колэнергосбыт» о признании неправомерным порядка начисления платы за электроэнергию, обязании изменить порядок начисления платы за электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г. Североморска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Колэнергосбыт» о признании неправомерным порядка начисления платы за электроэнергию в местах общего пользования, обязании произвести определенные действия.
В обоснование заявленных требований указал, что ОАО «Колэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии для населения Мурманской области.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с Жилищным кодексом РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствий с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.ст. 154, 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, которая вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту – Правила).
Многоквартирные дома в ЗАТО г. Североморск оборудованы общедомовыми приборами учета, а также полно или частично оснащены индивидуальными (поквартирными) приборами учета.
В соответствии с п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения в соответствии с п.п. 1 п. 3 приложения № 2 к Правилам, то есть по формуле № 9.
Согласно указанной формуле плата за потребленную электроэнергию в местах общего пользования (далее по тексту – СОИМД) рассчитывается как разница общедомового потребления дома за календарный месяц минус сумма всей электроэнергии, потребленной гражданами в квартирах жилого дома.
Приведенная формула также содержит указание на то, что объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета, измеряется индивидуальными приборами учета. Данные показания должны учитываться при выполнении расчетов согласно вышеуказанной формуле.
Проверкой прокуратуры установлено, что при отсутствии возможности доступа к индивидуальным приборам учета в многоквартирных домах, ОАО Колэнергосбыт» показания рассчитываются исходя из объемов фактического потребления за прошлые периоды, то есть по среднестатистическому потреблению.
Определение каких-либо средних величин по контрольным показаниям или по оплате не соответствует требованиям ст. 157 Жилищного кодекса РФ и вышеуказанным Правилам. По мнению прокурора, такой расчет также ущемляет права добросовестных плательщиков, так как в соответствии с п. 24 Правил, ресурсоснабжающая компания обязана в случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей произвести следующие действия: а)исполнитель направляет потребителю (в письменной форме) или
вручает под роспись извещение о необходимости сообщить об удобных
для потребителя дате и времени снятия в течение месяца исполнителем
или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов
учета или распределителей в соответствии с п.п. "г" п. 50 и п.п. "е" п. 52
Правил, а также о последствиях бездействия потребителя; б) потребитель обязан в течение недели со дня получения
извещения, указанного в п.п. "а" настоящего пункта, сообщить (в
письменной форме) исполнителю о дате и времени снятия в течение
месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний
индивидуальных приборов учета или распределителей; в) при невыполнении потребителем обязанностей, указанных в п.п.
"6" настоящего, пункта, исполнитель вправе произвести расчет размера
платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг в соответствии с п. 19, 21 и 22 Правил и
приложением № 2 к Правилам, начиная с месяца, в котором была
проведена последняя проверка правильности снятия потребителем
показаний индивидуальных приборов учета или распределителей, их
исправности а также целостности на них пломб; г) после направления потребителем исполнителю заявления (в
письменной форме) о применении индивидуальных приборов учета или
распределителей для расчета размера платы за коммунальные услуги и
снятия исполнителем или уполномоченным им лицом показаний
индивидуальных приборов учета или распределителей исполнитель
обязан произвести перерасчет размера платы в соответствии с
Правилами.
Указанный порядок ответчиком не соблюдается, поскольку вместо расчета платы электроэнергии по нормативу производится начисление по имеющемуся среднестатистическому потреблению электроэнергии, в связи с чем начисление платы за индивидуально потребленную электроэнергию и, соответственно, производимые начисления за СОИМД неправомерны.
Порядок оплаты СОИМД разработан в соответствии с требованиями ст. 157 Жилищного кодекса РФ и несоблюдение порядка оплаты СОИМД является нарушением прав неопределенного круга потребителей.
Прокурор просит признать действия ОАО «Колэнергосбыт» по применению при расчете платы за потребленную населением г. Североморска электроэнергию в местах общего пользования порядка расчёта платы по среднестатистическим показаниям незаконным и нарушающим права потребителей г. Североморска, обязать ОАО «Колэнергосбыт» прекратить применение незаконного порядка начисления платы за электрическую электроэнергию в местах общего пользования жилых домов, обязать ОАО «Колэнергосбыт» применять порядок начисления платы за электрическую энергию в местах общего пользования в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание от 10.03.2011 года и.о. прокурора представил заявление об изменении исковых требований, просит признать действия ОАО «Колэнергосбыт» по расчету размера оплаты потребленной электроэнергии населению г. Североморска в квартирах по среднестатистическому потреблению противоречащим требованиям ст. 157 Жилищного кодекса РФ, признать действия ОАО «Колэнергосбыт» по применению при расчете платы за потребленную электроэнергию в помещениях общего пользования порядка расчета платы по среднестатистическим показаниям, противоречащим требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, обязать ОАО «Колэнергосбыт» применять порядок начисления платы за электрическую энергию в квартирах и помещениях общего пользования в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ и п. 23 Правил.
В судебном заседании представители прокуратуры Попко А.Н., Мелехин А.В. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Дополнительно указали, что применение ОАО «Колэнергосбыт» при расчете платы за потребленную населением г. Североморска электроэнергию по среднестатистическим показаниям ущемляет имущественные права потребителей – жителей ЗАТО г. Североморск, поскольку у некоторых потребителей показания индивидуальных приборов учета могут быть фактически ниже среднестатистических. Полагали, что при отсутствии показаний индивидуального прибора учета (в случаях, если такие сведения ответчику потребитель не передавал либо работники ОАО «Колэнергосбыт» были лишены возможности попасть в жилое помещение для снятия показаний индивидуального прибора учета) ОАО «Колэнергосбыт» при определении размера платы по формуле № 9 в суммарный объем (количество) коммунального ресурса (V n.p) по указанным квартирам должно применять «ноль», то есть исключать указанные жилые помещения из расчета, либо указывать нормативы потребления в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 25.10.2006 года № 404-ПП «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению».
Представители прокуратуры не оспаривали, что применение по таким квартирам нулевого показателя при определении размера платы за электроснабжение по формуле № 9, приведет к увеличению платы за содержание общего имущества дома (СОИМД), однако указали, что в данном случае нарушение прав добросовестных плательщиков не будет иметь место, несмотря на то, что сумма СОИМД увеличится.
Просили учесть, что при применении среднестатистических показаний потребителю также может быть начислена сумма более фактически потребленной электроэнергии, подлежащей оплате, поскольку объем потребленной электроэнергии в каждом конкретном месяце может быть меньше, чем в предшествующем периоде, из показаний которого определен среднестатистический показатель по конкретному жилому помещению.
Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ОАО «Колэнергосбыт» по доверенностям ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в представленных письменных мнениях на иск и в судебном заседании исковое заявление полагали не подлежащим удовлетворению.
В обоснование возражений указали, что исковое заявление подано неправомочным лицом, поскольку из п.2 ст.26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. То есть надзорная функция прокуратуры заканчивается там, где начинаются функции иных государственных органов. Из п. 114 Правил следует, что контроль за соблюдением Правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус указанных органов. В соответствии с положениями преамбулы Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг. Электроснабжение граждан-потребителей, проживающих в г. Североморске, является коммунальной услугой, в связи с чем нарушения, связанные с оказанием данной услуги, подпадают под действие Федерального закона «О защите прав потребителей». Из п. 1 ст. 40 Федерального закона «О защите прав потребителей» следует, что государственный
контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по
контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными
органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их
территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В силу п. 2 ст. 40 Федерального закона «О защите прав потребителей» государственный
контроль и надзор в области защиты прав потребителей, в том числе предусматривает обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека (утв. Постановлением Правительства РФ от
30.06.2004 года № 322) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в
сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Полагали, что прокуратура г. Североморска, обращаясь в суд с данным иском, вторглась в сферу надзора законодательно отнесенную к компетенции Роспотребнадзора.
По существу заявленных требований полагали, что применение показателей среднемесячного потребления электроэнергии не нарушает прав добросовестных плательщиков, указав, что п. 35 Правил установлена обязанность гражданина-потребителя, проживающего в многоквартирном жилом доме, вносить плату за коммунальные услуги до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата. Подпунктом «з» п. 52 Правил установлена обязанность потребителя своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. Основанием для оплаты коммунальных услуг является платежный документ (квитанция), изготовляемый до 1-го числа месяца следующего за истекшим месяцем (п. 37 Правил). Прочие обязанности потребителя установлены в п. 52 Правил и, в том числе включают в себя обеспечение допуска для снятия показаний индивидуальных приборов учета, а также информирование исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты. С точки зрения жилищного законодательства РФ, добросовестным потребителем следует считать потребителя, который в установленные законом сроки оплачивает полученные коммунальные услуги, а также исполняет иные действия, отнесенные Правилами к обязанностям потребителя. Тогда как прокуратура в подтверждение довода о «добросовестном плательщике» ссылается на п. 24 Правил, в котором регламентирован порядок действий исполнителя в случае неоднократного отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета. По мнению представителей, нельзя признать добросовестным потребителем коммунальных услуг лицо, которое отказывается обеспечить снятие показаний индивидуальных приборов учета и в связи с этим уклоняется от оплаты полученных коммунальных услуг. Полагали, что имеет место злоупотребление правом со стороны потребителей, которые отказываются информировать гарантирующего поставщика о фактических показаниях приборов учета, а также препятствуют снятию контрольных показаний. Отсутствие информации о показаниях индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилых помещениях приводит к увеличению размера оплаты за общедомовые нужды, которая распределяется на остальных жильцов дома, своевременно оплачивающих коммунальные услуги. В результате в течение длительного времени добросовестные граждане-потребители вынуждены производить оплату электрической энергии, потребленной на содержание общего имущества, за другое лицо, тогда как оплата электрической энергии, фактически потребленной другим лицом, противоречит ст. 544 Гражданского кодекса РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии. При отсутствии информации о приборе учета электрической энергии ОАО «Колэнергосбыт» исчисляет потребление электрической энергии, как среднемесячное потребление, определенное по показаниям прибора учета за последние шесть месяцев конкретного потребителя. Однако ОАО «Колэнергосбыт» не принуждает потребителей к оплате коммунальной услуги по оценочным показаниям и, в случае несогласия потребителя с использованием оценочных показаний, он вправе: в соответствующем поле платежного документа указать фактические показания прибора учета, в установленном порядке передать в ОАО «Колэнергосбыт» показания индивидуального прибора учета, в порядке, предусмотренном п. 27 Правил, потребовать корректировку размера платы за коммунальные услуги.
Полагали, что отсутствует нарушение прав потребителей, поскольку вышеуказанный порядок расчета стоимости электрической энергии предоставляет потребителю право выбора удобного для него способа оплаты электрической энергии. Применение способа начисления платы за коммунальную услугу, который прямо не предусмотрен Правилами, не является нарушением прав граждан, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги. Просили учесть, что расчет оплаты по среднемесячному потреблению за предыдущие шесть месяцев предусмотрен условиями типового договора энергоснабжения-граждан потребителей, заключаемого с гражданином, проживающем в многоквартирном доме, где выбран непосредственный способ управления. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом)- или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении электрической энергии, непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В целях реализации вышеуказанного права на заключение прямого договора о приобретении электрической энергии» на сайте ОАО «Колэнергосбыт» размещен типовой договор энергоснабжения граждан-потребителей, по условиям которого потребитель обязуется в период с 23 по 28 число расчетного месяца сообщать гарантирующему поставщику фактические показания прибора учета по телефонам, номера которых указанны в платежном документе (квитанции) на оплату электрической энергии. Также в типовом договоре закреплено, что в случае отсутствия у гарантирующего поставщика фактических показаний прибора учета потребителя, потребление электрической энергии в расчетном месяце определяется по среднемесячному потреблению за предыдущие шесть месяцев.
В настоящее время между ОАО «Колэнергосбыт» и рядом жителей г.Североморска в письменной форме заключены договоры энергоснабжения, по условиям которых стороны предусмотрели расчет потребления электрической энергии по среднемесячному потреблению за предыдущие шесть месяцев.
Просили учесть, что отсутствие у ОАО «Колэнергосбыт» информации о показаниях части жильцов многоквартирного дома при применении формулы № 9 приводит к тому, что остальная часть жильцов вынуждена оплачивать больше электрической энергии. То есть отсутствие информации о показаниях в жилых помещениях приводит к увеличению размера доли за содержание общего имущества многоквартирного дома, которая распределяется на остальных жильцов дома, своевременно передавших показания индивидуальных приборов учета. В случае отсутствия показаний индивидуальных приборов учета при расчете стоимости электрической энергии в целях соблюдения интересов граждан, добросовестно оплачивающих электроэнергию, начисления производятся из расчета полугодового периода по конкретной квартире период, при этом учитывается объем электроэнергии, рассчитанный по показаниям контрольных обходов (6 месяцев), делится на количество календарных дней между контрольными показаниями, умножается на количество дней в расчетном периоде.
Полагали, что расчет по контрольным показаниям является обоснованным, отражает фактическое потребление электрической энергии в определенный период, соответствует требованиям Правил, поскольку используется при его применении формула № 9.
Привели суждение о том, что п. 24 Правил, предусматривающий порядок действий в случае отказа потребителем в допуске исполнителя в жилое помещение для снятия показаний индивидуального прибора учета, на который ссылался прокурор в обоснование возможности расчета потребленной электроэнергии по нормативу при непредставлении показаний, не может быть применен, поскольку жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета, тогда как в силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ норматив потребления электроэнергии применяется лишь при отсутствии приборов индивидуального учета.
Сослались на то, что применение норматива или нулевого показателя в случаях, когда потребитель не передает показания индивидуальных приборов учета, является нежелательным, поскольку норматив – установленная величина, которая не отражает фактическое потребление электроэнергии и приведет к распределению электроэнергии на соседей, которые представляют данные показания. Полагали, что применение норматива и нулевого показателя не отвечает требованиям разумности и справедливости, а расчет по среднему индивидуальному потреблению, в свою очередь, обеспечивает равномерное распределение коммунальной услуги между потребителями с учетом сведений об индивидуальном потреблении каждым потребителем.
Полагали, что прокуратура в нарушение требований ч. 3 ст. 131 ГПК РФ не указала как именно порядок
расчета, применяемый ОАО «Колэнергосбыт», нарушает права неопределенного круга лиц, не представила тому доказательств.
В целом, полагая заявленные требования необоснованными, просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица – Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск - ФИО5, полагая заявленные исковые требования обоснованными, указал, что, по мнению третьего лица, при отсутствии индивидуальных показаний приборов учета при производстве расчета необходимо применять «ноль», то есть исключить из формулы расчета показатели по жилым помещениям, сведения индивидуальных приборов учета по которым отсутствуют (не переданы ответчику потребителем либо потребитель отказывает в доступе в жилое помещение контролеру) либо утвержденные Правительством Мурманской области нормативы потребления электроэнергии. Представитель также подтвердил, что при начислении «нуля» сумма по оплате СОИМД в отношении добросовестных плательщиков значительно увеличится, однако полагал, что обращения граждан к ответчику о чрезмерно высоких размерах оплаты за СОИМД, выставленных в квитанциях, как следствие, отказ от оплаты СОИМД и увеличение дебиторской задолженности, спровоцируют обращения ОАО «Колэнергосбыт» в суд с исковыми требованиями к потребителям о возможности доступа в жилые помещения для снятия фактических показаний индивидуальных приборов учета. В связи с чем, по мнению представителя, по истечении определенного периода времени ситуация по начислению платы за СОИМД и фактически внесенным платежам должна стабилизироваться. Просил исковые требования удовлетворить.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям
В соответствии с ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение регулируется жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Статьей 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в. баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу частей 1, 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 64 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п. 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 16 Правил установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Согласно п. 37, подпункта «г» п. 38 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В платежном документе, в том числе указываются объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление); при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом; при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем; при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения).
В силу п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения в соответствии с п.п. 2 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (по формуле № 9).
То есть в соответствии с п. 23 Правил при наличии общедомового прибора учета стоимость коммунальных услуг электроснабжения определяется следующим образом: объем электрической энергии, определенный по показаниям общедомового счетчика делится на суммарный объем электрической энергии по показаниям индивидуальных приборов учета (коэффициент распределения) и умножается на показания конкретно взятого индивидуального прибора учета. При этом исполнитель (гарантирующий поставщик) коммунальной услуги должен к первому числу месяца, следующего за расчетным, располагать сведениями о показаниях по общедомовых приборов учета, по нежилым помещениям, расположенным в многоквартирном жилом доме (магазины, офисы), иметь информацию о показаниях по всем гражданам-потребителям коммунальной услуги.
Как установлено в судебном заседании, ОАО «Колэнергосбыт», выставляя потребителям счет – квитанции за электроэнергию, в которых отсутствует фактический объем, потребленный в течение расчетного периода электроэнергии, по показаниям индивидуальных приборов учета, производит расчет по среднемесячному значению объема потреблениях в каждом жилом помещении.
Из представленных в материалы дела жалоб граждан, адресованных в прокуратуру г. Североморска, следует, что граждане – потребители электроэнергии оспаривают суммы начисления ОАО «Колэнергосбыт» платежей за СОИМД, полагая, что начисления должны производится в меньшем размере.
Предлагаемый же прокуратурой порядок начисления платежей, при котором ОАО «Колэнергосбыт» при определении размера платы по формуле № 9 в суммарный объем (количество) коммунального ресурса (V n.p) по указанным квартирам должен применять нулевой показатель, то есть исключать указанные жилые помещения из расчета, приведет к увеличению размера платы за СОИМД, принимая во внимание, что размер платы за СОИМД находится в прямой пропорции от количества потребленной в этой же квартире электроэнергии за календарный месяц (суммы показаний индивидуальных приборов учета).
Соответственно, указанный порядок расчета, который прокуратура просит суд обязать применять ответчика, приведет к необоснованному возложению на добросовестных потребителей дополнительного бремени оплаты фактического потребления электроэнергии потребителями, показания индивидуальных приборов учета по которым отсутствуют, то есть к нарушению прав граждан.
При этом суд принимает во внимание, что наличие в квитанции среднестатистических показаний потребления электроэнергии фактически является лишь предложением потребителю оплатить указанный объем потребленной электроэнергии, исходя из средних показаний потребления по конкретному потребителю, при этом потребитель вправе сообщить ответчику фактические показания прибора учета, что для ответчика влечет обязанность по перерасчету ранее выставленных сумм оплаты.
Таким образом, доводы представителей прокуратуры о применении в отсутствие показаний приборов индивидуального учета нулевого показателя являются неосновательными.
Предлагаемый прокуратурой порядок расчета, исходя из нормативов потребления, суд полагает также необоснованным, противоречащим положениям Закона, исходя из следующего.
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ прямо предусмотрено, что лишь при отсутствии прибора учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. То есть применение нормативов потребления коммунальных услуг может иметь место только в случае отсутствия индивидуальных приборов потребления электроэнергии, тогда как прокуратура просит применить указанный порядок при подсчете платы в отношении потребителей, имеющих индивидуальные приборы учета потребления электроэнергии.
В утвержденном Правительством Мурманской области постановлении от 25.10.2006 года № 404-ПП «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению», также указано, что предлагаемые нормативы применяются лишь при отсутствии прибора учета.
Таким образом, применение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии показаний индивидуальных приборов Законом не предусмотрено.
Довод прокуратуры о том, что перерасчет по фактическим показаниям (по результатам контрольных обходов) в новом периоде тарифного регулирования повлечет нарушение прав граждан, начисление которым производилось по среднестатистическим показаниям, поскольку они будут вынуждены производить оплату, исходя из новых (повышенных) тарифов, по мнению суда, является надуманным и ничем не подтвержденным. Применительно к рассматриваемым правоотношениям, если потребитель не передает показания в течение длительного периода времени, то после контрольного обхода, он будет вынужден оплатить весь объем потребленной электроэнергии, исходя из показаний индивидуального прибора учета за этот период потребления, то есть по новым тарифам. Тогда как при применении среднемесячных показаний, по новому тарифу потребителем подлежит оплата лишь части потребленной электроэнергии (фактические показания - минус конечные показания, рассчитанные по среднему). То есть за потребителем сохраняется право оплаты по действующему тарифу.
Принимая во внимание, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, суд соглашается с доводами прокуратуры, что применение среднестатистических показателей в отсутствие данных индивидуальных приборов учета прямо не предусмотрено, однако, по мнению суда, не противоречит Закону.
Пунктом 32 Правил предусмотрено, что в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние шесть месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше шести месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
В данном случае при расчете объемов потребляемого коммунального ресурса при отсутствии показаний индивидуальных приборов учета, по мнению суда, Правила предполагают применение аналогии с пунктом 32 Правил рассчитать объем потребленного в течение расчетного периода коммунального ресурса, исходя из среднемесячного потребления, определенного по указанному прибору за последние шесть месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше шести месяцев, - то за фактический период работы прибора учета.
Как установлено, при отсутствии показаний индивидуальных приборов учета потребления электроэнергии ОАО «Колэнергосбыт» применяется указанный порядок расчета, который, по мнению суда, не противоречит положениям Жилищного кодекса РФ, требований Правил, в большей степени отвечает интересам сторон договора, соответствует принципам разумности и справедливости.
При принятии решения, судом также учитывается, что предусмотренный п. 24 Правил порядок действий ресурсоснабжающей компании для снятия показаний индивидуальных приборов учета при неоднократном отказе потребителя в допуске контролера в занимаемое потребителем жилое помещение, требует временных затрат, тогда как начисление как платы по таким жилым помещениям, так и СОИМД, должно производится ОАО «Колэнергосбыт» ежемесячно.
Доказательств нарушения прав граждан при производстве расчета платы за электроэнергию по среднестатистическим показателям (в размере, превышающем фактическое потребление) представителями прокуратуры не представлено, судом в ходе судебного заседания не добыто.
На основании изложенного суд не находит оснований для признания неправомерным порядка начисления платы за электроэнергию, применяемого ОАО «Колэнергосбыт», исходя из среднемесячных показаний.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения для рассмотрения заявленного спора не имеют, судом во внимание не принимаются.
Вместе с тем, учитывая положения ст. 45 ГПК РФ, суд полагает ошибочными доводами представителей ОАО «Колэнергосбыт» об отсутствии полномочий прокурора для обращения в суд с настоящим иском.
Суд отказывает и.о. прокурора г. Североморска в удовлетворении исковых требований.
Суд рассмотрел дело на основании представленных сторонами доказательств, применительно к положениям ст.ст. 56 - 57 ГПК РФ, и в пределах заявленных исковых требований согласно ст. 196 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исполняющему обязанности прокурора города Североморска, обратившемуся в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении исковых требований о признании неправомерным порядка начисления платы за электроэнергию, обязании изменить порядок начисления платы за электроэнергию отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
СПРАВКА: решение обжаловалось, определением судебной коллегии Мурманского облсуда оставлено без изменения.