Дело № 2-2170
УИД 04RS0007-01-2022-003416-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2022 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Мотошкиной О.В., при секретаре Дамбиевой Д.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия о взыскании денежных сумм,
у с т а н о в и л:
Обращаясь в суд с иском, истец просит взыскать с УФНС по Республике Бурятия
- сумму невыплаченной денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 63926,77 руб.,
-сумму недополученной дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении от *** в размере 63186,55 руб., - сумму компенсации морального вреда в размере 30000 руб.
Требования мотивированы тем, что истец проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Республики Бурятия с *** по *** Уволена на основании приказа от ***... от замещаемой должности начальника отдела кадров и безопасности в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с п.8.2 части 1 ст.37 ФЗ от *** №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Сокращение должности обусловлено принятием Приказа ФНС России от *** № ... «О структуре управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия», которым была утверждена новая структура УФНС России по Республике Бурятия. В соответствии с указанным приказом МРИ ФНС России № 1 по Республике Бурятия была реорганизована путем присоединения к УФНС России по РБ с *** и должность истца сокращена.
На основании п.8.2 части 1 ст.37 Закона №79-ФЗ с письменного согласия истца служебный контракт был расторгнут *** и произведено удержание излишне выплаченных сумм (п.2.1 приказа) за период работы с *** по *** в количестве 4 календарных дней, сумма удержанных средств составила 6232,52 руб.
При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч.1 ст.127 ТК РФ). Отпуск сотруднику положен за каждый рабочий год, при этом рабочий год начинается с даты приема сотрудника на работу. При увольнении до конца рабочего года сотруднику выплачивается компенсация пропорционально отработанному времени по Правилам утв. НКТ СССР 30.04.1930 №169. Количество дней неиспользованного отпуска определяется за все время работы в организации. Результат можно округлять, но только в большую сторону (Письмо Минтруда РФ от 02.11.2018 №14-2/ООГ-8717).
В соответствии с п.28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.
Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие:
А) ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ;
Б) поступления на действительную военную службу;
В) выяснившейся непригодности к работе.
Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию.
Таким образом, работник, проработавший в организации более одного года и увольняемый в связи с сокращением штат, вправе получить полную компенсацию за неиспользованный отпуск за последний рабочий год при условии, что он имеет в этом периоде 5,5 и более месяцев стажа, дающего право на отпуск (Рекомендации Роструда России, утвержденные протоколом ... от *** ).
Последний рабочий период истца начинается с *** по *** Приказом начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Бурятия от ***... истец была освобождена от замещаемой должности начальника отдела кадров и безопасности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 ст.37 ФЗ от *** №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Считает, что с сокращением работодатель в нарушение п.28 Правил не начислил истцу полную компенсацию за неиспользованный отпуск, и неправомерно удержал за 4 календарных дня, рассчитав пропорционально отработанному времени. Истцом отработано в данном рабочем периоде более 5,5 месяца, а именно 7 месяцев 23 дня. Согласно карточке-справке рабочий период исчисляется с 08.01. по 07.01 следующего года. Согласно данной карточки истцом использован отпуск с *** по *** в количестве 17 дней и с *** по *** в количестве 17 дней. Из расчета денежного содержания по документу : увольнение ... от *** удержано за 4 календарных дня (1588,13, и 4674,39
Полагает, то ответчиком неправомерно произведено удержание за 4 дня и не произведено начисление компенсации за неиспользованный отпуск, исходя из полной компенсации в 51 день, следовательно расчет компенсации за неиспользованный отпуск должен быть за 22 календарных дня (отпуск истцом использован в 33 дня, из них при увольнении удержание за 4 дня произведено и следовательно количество дней отпуска составило 33-4=29 дней, при этом из 51-29=22 дня.
Согласно расчетам истца с учетом материального стимулирования компенсация за неиспользованный отпуск за 22 дня составит 73479,04 руб., исходя из расчета отпуска ... от *** с учетом выплаченных средств материального стимулирования в период с июля 202 по июнь 2021 в размере 626489 руб. Расчет следующий: 626489 руб. сложилась из сумм средств материального стимулирования за указанный период:
Итого: 626489 руб.: 12 мес. – 52207,42 руб.
Далее, к сумме сохраняемого денежного содержания за полный месяц в размере 45653,31 руб. должна быть прибавлена 1/12 не включенной суммы средств материального стимулирования в размере 52207,42 руб. (45653,31+52207,42=97860,73 руб.) и следовательно расчет компенсации должен быть следующим:
97860,73 руб.: 29.3 (среднемесячное количество календарных дней отпуска госслужащих)Х на 22 дня=73479,04 руб.
С этой суммы НДФЛ в размере 13% - 9552,27 руб. и к выплате сумма в размере 63926,77 руб.
Положения ст.28 Правил свидетельствуют о том, что норма, изложенная в абзацах 3 и 4 (полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5,5 месяцев до 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающий право на отпуск.
В соответствии с п.7 ст.31 ФЗ от 27.07.2004 г. №79 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» 9п.2.3 приказа) истцу начислена дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении по *** в размере 56300,70 руб.
Исходя из расчета денежного содержания по документу: увольнение ... от *** сумма сохраняемого денежного содержания за полный месяц составляет 45653,31 руб.
Вместе с тем, истец полагает, что при расчете размере среднемесячного денежного содержания, положенного в основу при начислении вышеуказанной дополнительной компенсации, работодателем не были учтены суммы средств материального стимулирования фактически начисленных и выплаченных в течении с *** – *** в размере 645093 руб. (645093:12=53757,75 руб.). Обоснованность включения данных сумм установлена ранее судом – решение от *** по делу ...),
Следовательно, расчет дополнительно компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении по *** должен быть следующий:
К сохраняемому денежному содержанию в размере 45653,31 руб. должна быть прибавлена 1/12 не включенной суммы средств материального стимулирования в размере 53757,75 руб. (45653,31 +53757,75=99411,06 руб.), далее полученная сумма 99411,06:29.3 (среднемесячное количество календарных дней отпуска госслужащих и умножаем на 38 рабочих дней по *** ( в сентябре – 22 рабочих дня, в октябре – 16 рабочих дней: (45653,31+53757,75):29,3+38=128929,02 руб.
При этом работодателем начислено 56300,79 руб., следовательно к доплате подлежит сумма 72628,22 руб., (128929,02 – 56300,79 руб.) С данной суммы должен быть удержан НДФЛ 13%, итого к выплате сумма 63186,55 руб.
В ходе судебного разбирательства истец дополнительно заявил исковые требования о взыскании процентов в соответствии со ст.236 ТК РФ в общей сумме 23468,04 руб. (по первому требованию – 9908,37 руб., по второму требованию – 13559,67 руб.)
В окончательное судебное заседание истец ФИО1 не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных истцом требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск.
Согласно ст.423 ТК РФ, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСМР от 12 декабря 1991 года №2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Пунктом 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Народным Комиссаром Труда СССР 30 апреля 1930 года №169, подлежащих применению в части, не противоречащей Трудовому Кодексу РФ, установлено следующее.
«При увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким быто ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.
Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие, в частности а) ликвидации предприятия или учреждения или отдельных его частей, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ.
Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. Таким образом, пропорциональную компенсацию получают работники, проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются по каким-либо другим причинам, кроме указанных выше (в том числе по собственному желанию), а также все работники, проработавшие менее 5,5 месяцев, независимо от причин увольнения.
Истец была принята на работу *** Уволена *** на основании приказа от ***... от замещаемой должности начальника отдела кадров и безопасности в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с п.8.2 части 1 ст.37 ФЗ от *** №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Таким образом, последний рабочий период истца начинается с *** по ***., таким образом, ею отработано 7 месяцев 23 дня, проработала в МРИ ФНС более одного года, причина увольнения – сокращение штатов.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что истец имеет право на выплату ей полной компенсации за неиспользованный основной отпуск за последний рабочий год.
Представителем ответчика суду представлен контррасчет по исковым требованиям, согласно которому сумма недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск составила 61071,63 руб. (НДФЛ – 7939 руб., сумма компенсации отпуска – 53132,63 руб.) На основании п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ со взысканных судом в пользу истца сумм компенсации за неиспользованный отпуск подлежит удержанию налог на доходы физических лиц и иные установленные законом обязательные платежи в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством с их перечислением в соответствующие бюджеты Российской Федерации. С данными расчетами истец согласилась. Судом данный расчет был проверен и признан правильным.
По второму исковому требованию судом установлено следующее.
Согласно ч.7 ст.31 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе истцу была выплачена дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении без учета средств материального стимулирования.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (с. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее по тексту - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абз. 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подп. «д» п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абз. 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств:1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.06.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2014 № 14-04-05/34482 подлежат применению при рассмотрении иска ФИО3 заявленного к налоговому органу.
Ссылку ответчика на п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, суд находит несостоятельной.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее по тексту - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок).
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п. 1 Порядка).
Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем, в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 01.01.2007, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2014 № 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч. 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст. ст. 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н.
При таких обстоятельствах и приведенных положениях закона, суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно было быть учтено при расчете компенсационных выплат при увольнении, в том числе при расчете дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от ***, была установлена законность требований ФИО1 к УФНС по РБ о выплате денежных сумм с учетом средств материального стимулирования.
Согласно представленному ответчиком контррасчету, с которым согласился истец, сумма дополнительной компенсации составила 72628,20 руб. Данный расчет судом проверен и признан правильным. Исковые требования подлежат удовлетворению в размере указанной суммы.
Согласно ст.237 ТК РФ в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Суд, с учетом объема и характера перенесенных истцом нравственных страданий, связанных с невыплатой в полном объеме компенсации и иных выплат при увольнении, степени вины работодателя, исходя из требований разумности и справедливости, установленных по делу обстоятельств, считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В месте с тем, не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты.
Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одно сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.
Из приведенных положений ст.236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Поскольку спорные денежные суммы истцу при увольнении не начислялись, то положения ст.236 ТК РФ к данным правоотношениям применению не подлежат.
На основании изложенного, требования о взыскании процентов удовлетворению не подлежат.
Таким образом, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению, с ответчика УФНС по РБ в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма в размере 61071,63 руб. (НДФЛ – 7939руб., сумма невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск – 53132,63, денежная сумма в размере 72628,20 руб. в качестве недополученной дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, компенсация морального вреда – 3 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия в пользу ФИО1 денежную сумму в размере 61071,63 руб. за вычетом НДФЛ в размере7939руб., денежную сумму в размере 72628,20 руб. в качестве недополученной дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, компенсацию морального вреда – 3 000 руб.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.08.2022г.
Судья: О.В.Мотошкина