ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2170/2016 от 20.12.2016 Татарского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

<адрес>

Татарский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи: Полтинниковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Сороквашиной О.А.,

с участием истца помощника прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области Теплюковой М.И.,

ответчика представителя администрации Еланского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области главы Еланского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации Еланского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области о возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу всех нормативных правовых актов принятых администрацией Еланского сельсовета и главой Еланского сельсовета в истекшем периоде 2016 года, суд,

установил:

прокурор Усть-Таркского района Новосибирской области обратился в Татарский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации Еланского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области о возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу всех нормативных правовых актов принятых администрацией Еланского сельсовета и главой Еланского сельсовета с истекшем периоде 2016 года в обоснование требований указал следующее, прокуратурой Усть-Таркского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. В соответствии с требованиями п. 38 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в том числе относится - осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Согласно п.п. 2,5,6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: законности; комплексном использовании политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетном применении мер по предупреждению коррупции.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Одним из принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Статьей 3 Федерального закона №172-ФЗ установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Постановлением главы Еланского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. «О проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в органах местного самоуправления Еланского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области» утверждено «Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов».

В соответствии с Положением антикоррупционной экспертизе подлежат все действующие муниципальные нормативные правовые акты и их проекты, а также проекты и нормативные правовые акты главы поселения.

Согласно пункта 9 Положения срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов - 5 дней.

В нарушение указанных требований законодательства администрацией Новоникольского сельсовета антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативных правовых актов и их проектов не проводится, заключения о результатах антикоррупционной экспертизы не составляются.

Установленные обстоятельства подтверждаются актом о проведении проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, объяснениями главы администрации Еланского сельсовета. Прокурор Усть-Таркского района просит суд: обязать администрацию Еланского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области провести антикоррупционную экспертизу всех нормативных правовых актов принятых администрацией Еланского сельсовета и главой Еланского сельсовета в истекшем периоде 2016 года.

Истец помощник прокурора Усть-Таркского района Теплюкова М.И. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик администрация Еланского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, представитель администрации Глава Еланского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области ФИО5 в судебном заседании признала исковые требования истца, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. ФИО5 пояснила, что в администрации Еланского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области проводится антикоррупционная экспертиза не всех нормативных правовых актов, сколько в 2016 году проведено экспертиз, пояснить не может.

Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности находит заявленные требования прокурора Усть-Таркского района законным, обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям: согласно пункта 2 статьи 6 Федерального закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" к мерам по профилактики коррупции относится и антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1, частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" раскрывает признаки нормативного правового акта, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Статья 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает систему муниципальных правовых актов, в которую в том числе входят: правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Глава муниципального образования и глава администрации в пределах своих полномочий, издает постановления и распоряжения, в том числе по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также Методика, утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Судом установлено, что в администрации Еланского сельсовета принято постановление администрации Еланского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в органах местного самоуправления Еланского сельсовета».

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утвержденного постановлением администрации Новоникольского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. антикоррупционной экспертизе подлежат все проекты нормативных правовых актов администрации Еланского сельсовета. Экспертизу на коррупциогенность проводит комиссия или ее председатель. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов - 5 дней со дня его поступления в комиссию.

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.07.2016) "О прокуратуре Российской Федерации" Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.07.2016) "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, указанным в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", органы местного самоуправления обязаны предоставлять принятие нормативные правовые акты и их проекты, прошедшие антикоррупционную экспертизу.

В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных требований законодательства комиссия и председатель, уполномоченные на проведение антикоррупционной экспертизы в администрации Еланского сельсовета антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативных правовых актов и их проектов не проводится, заключения о результатах антикоррупционной экспертизы комиссией и (или) председателем не составляются, данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 05.12.2016года, объяснениями главы Еланского сельсовета ФИО3, указанные обстоятельства главой Еланского сельсовета не опровергались, нашли свое полное подтверждение.

При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора Усть-Таркского района законным, обоснованными и подлежащими удовлетворению, признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц и может быть положено в основу решения по настоящему делу.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", ст. 206 ГПК РФ, ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд,

решил:

заявленные требования прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области удовлетворить.

Обязать администрацию Еланского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области провести антикоррупционную экспертизу всех нормативных правовых актов принятых администрацией Еланского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области и главой Еланского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области в истекшем периоде 2016 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Татарский районный суд Новосибирской области.

Судья Полтинникова Е.А.