ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2170/2023 от 23.10.2023 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-2170/2023

УИД 37RS0007-01-2023-002659-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 октября 2023 года гор. Кинешма, Ивановской области

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Сорокиной О.П., с участием старшего помощника Кинешемского городского прокурора Ивановской области Киселевой О.А., представителя ответчика Администрации г.о. Кинешма Ивановой Д.Д., представителя третьего лица МУ УГХ г. Кинешмы Березиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме Ивановской области материалы гражданского дела по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице Администрации городского округа Кинешма о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Кинешемский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице Администрации городского округа Кинешма с иском о возложении обязанности совершить определенные действия.

Иск мотивирован следующими обстоятельствами.

Городской прокуратурой проведена проверка реализации администрацией городского округа Кинешма полномочий при исполнении законодательства о погребении и похоронном деле.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью кв.м., размещено кладбище «Сокольники», которое передано на баланс Муниципального учреждения Управление городского хозяйства г. Кинешма в 2011 году, с документацией, начинающейся с 2000 года.

Между тем, инвентаризация захоронений не производилась.

При этом, отсутствие книг регистрации захоронений вследствие их утраты либо неведения по каким – либо причинам не может служить основанием для непроведения инвентаризации захоронений.

Бездействие ответчика не согласуется с реализацией задач, предусмотренных в Федеральном законе от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в том числе, устанавливающих гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного при жизни, а также препятствует достижению цели сохранения уважительного отношения и памяти о захороненном лице как неотъемлемой части системообразующих ценностей людей.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст. 45 ГПК РФ, прокурор в окончательной редакции просит суд:

- возложить на Администрацию городского округа Кинешма обязанность осуществить в срок до 01.11.2024 учет всех существующих на муниципальном кладбище «Сокольники» захоронений.

Старший помощник Кинешемского городского прокурора Ивановской области Киселева О.А. исковые требования поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика Администрации г.о. Кинешма Иванова Д.Д. не оспаривала обязанность Администрации в соблюдении вышеуказанного законодательства, однако, указала, что в предлагаемый прокурором срок, исполнить предъявленные к ним требования не представляется возможным по причине дефицита бюджета, а также в связи с тем, что бюджет на 2024 год уже сформирован.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУ УГХ г. Кинешма Березина О.Н. против удовлетворения иска возражала, указав, что законодательством не предусмотрена инвентаризация захоронений, УГХ не располагает ни денежными ресурсами, ни сотрудниками, которые, в случае удовлетворения иска будут осуществлять учёт. Просила в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с погребением умерших, урегулированы Федеральным законом N 8-ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле), в котором закреплено, что похоронное дело является самостоятельным видом деятельности, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления; устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий родственников, предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест захоронений.

В силу пункта 1 статьи 2 Закона о погребении и похоронном деле законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно данному Федеральному закону на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 7).

Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника (статья 16).

Как установлено статьей 18 Закона о погребении и похоронном деле, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.

Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 21).

Согласно п. 3.11 ГОСТ Р 54611-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 746-ст, далее - ГОСТ Р 54611-2011) инвентаризация мест захоронения - система обследования состояния мест захоронения и их учета, формирование и ведение архива (базы данных) о местах захоронения, лицах, захороненных на них, и лицах, ответственных за места захоронения. Архивы (базы данных), сформированные по итогам учета и инвентаризации мест захоронения, могут храниться на бумажных носителях в виде журналов и книг, в электронном виде (программные средства создания баз данных), комбинированным способом.

Организация системы учета и инвентаризации мест захоронения, хранения и предоставления информации о местах захоронения является одним из обязательных условий для оказания ритуальных услуг (п. 5.1.4 ГОСТ Р 54611-2011).

Под местами погребения понимаются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших (п. 1 ст. 4 Закона о погребении).

Таким образом, место захоронения - это отдельно отведенный участок в месте погребения для захоронения тел (останков) умерших, урн с прахом умерших.

Схожие понятия содержатся и в п. 2 МДК 11-01.2002 "Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации" (рекомендованы Протоколом Госстроя России от 25.12.2001 N 01-НС-22/1): зона захоронений - часть территории кладбища, на которой осуществляется захоронение умерших в гробах или урн с прахом, захоронение - погребенные останки или прах.

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского, сельского поселений (п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 25 Закона о погребении).

Таким образом, вопросы установления порядка инвентаризации мест захоронения регулируются нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В пункте 5 Распоряжения Правительства РФ от 02.09.2021 N 2424-р "Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы" органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано в срок до 31.12.2025 с участием органов местного самоуправления обеспечить организацию инвентаризации кладбищ и мест захоронений на них, создание в субъектах РФ по результатам такой инвентаризации и ведение реестров кладбищ и мест захоронений с размещением указанных реестров на региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Кинешемской городской прокуратурой на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка Администрации г.о. Кинешма на предмет обеспечения исполнения законодательства в сфере похоронного дела.

По результатам данной проверки установлено, что на территории городского округа Кинешма на земельном участке с кадастровым номером 37:25:000000:11, площадью 173840 кв.м., размещено кладбище «Сокольники», которое передано на баланс Муниципального учреждения Управление городского хозяйства г. Кинешма в 2011 году, с документацией, начинающейся с 2000 года.

Однако, инвентаризация захоронений на кладбище не производилась. Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела не представлено.

Между тем, инвентаризация захоронений необходима для учета всех захоронений, могил; определения состояния могли и/или надмогильных сооружений (надгробий); восстановления сведений утерянных, утраченных книг регистрации захоронений (сведений о погребенном, месте погребения); выявления бесхозяйных, а также брошенных, неухоженных захоронений.

Инвентаризация направлена на предоставление лицу, осуществляющему захоронение, право быть ответственным за могилу, а также позволяет осуществлять учет всех захоронений на кладбище.

Таким образом, судом установлено, что нереализация Администрацией г.о. Кинешма полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений влечет невозможность предоставления земельного участка для размещения места погребения на кладбище, выдаче разрешения на захоронение умершего, свидетельствует об отсутствии контроля за соблюдением захоронений, содержанием мест погребения.

Суд соглашается с доводами истца, о том, бездействие ответчика не согласуется с реализацией задач, предусмотренных в Федеральном законе от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в том числе, устанавливающих гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного при жизни, а также препятствует достижению цели сохранения уважительного отношения и памяти о захороненном лице как неотъемлемой части системообразующих ценностей людей.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора являются законными и подлежат удовлетворению.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд полагает, что предлагаемый прокурором срок исполнения решения – до 01 ноября 2024 года, является достаточным.

Доказательств того, что исполнение судебного решения требует длительных временных затрат представителем ответчика не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кинешемского городского прокурора () удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Кинешма () в срок до 01 ноября 2024 года осуществить учет всех существующих захоронений на муниципальном кладбище «Сокольники», расположенном по адресу: Ивановская область, гор. Кинешма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Капустина Е.А.

Решение в окончательной форме принято 30 октября 2023 года.