№ 2-2171/2017
27 июня 2017 года г. Выборг
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Сирачук Е.С.
при секретаре Южаковой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Р.Д.В, Р.И.В, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Р.Е.Д., к Администрации МО «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
УСТАНОВИЛ:
Истцы Р.Д.В и Р.И.В, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Р.Е.Д., обратились в Выборгский городской суд с иском к Администрации МО «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В обоснование иска указали, что Дата на основании акта обследования жилого дома от Дата межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации муниципального образования «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 29.03.2010 N 15/1, приняла заключение о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не пригоден для проживания, в связи с утратой несущей способности и эксплуатационных характеристик, и восстановлению не подлежит, в результате пожара.
В соответствии с постановлением администрации МО «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 18.07.2016 N293 Р.Д.В с составом семьи 3 человека: он, жена Р.И.В и дочь Р.Е.Д., зарегистрированные по адресу: <адрес>, на основании предоставленных им документов об уничтожении в результате пожара принадлежащего С.Н.А на праве собственности жилого дома признан малоимущим и поставлен на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации муниципального образования «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от Дата N 294 Р.Д.В с составом семьи 3 человека: он, жена Р.И.В и дочь Р.Е.Д., признаны нуждающимися в жилом помещении в связи с тем, что жилое помещение - индивидуальный жилой дом, общей площадью 30,4 кв.м., не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по основаниям п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. «а» п.1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 N89-0З «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Дата главой администрации муниципального образования «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области в адрес Р.Д.В направлено письмо о разъяснении общего порядка предоставления жилого помещения по договору социального найма, предполагающий соблюдение очередности.
Предоставление жилого помещения Р.Д.В и членам его семьи, обладающему в силу п. 1 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями ст.ст. 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, в числе прочего, относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Вместе с тем, в соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относятся учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Изначально с указанным иском в интересах истцов обратился Выборгский городской прокурор, который в ходе рассмотрения дела отказался от требований. Истцы исковые требования поддержали.
Истцы просят обязать администрацию муниципального образования «Селезнёвское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области предоставить Р.Д.В на состав семьи 3 человека: он - Р.Д.В, жена - Р.И.В и дочь - Р.Е.Д., в границах муниципального образования «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, равнозначное жилому помещению, общей площадью 30,4 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>.
Истец Р.Д.В и Р.И.В явились в судебное заседание. Указали, что фактически в спорном доме не проживали, так как зарегистрировались в нем, после пожара. Ранее проживали в общежитии на территории Селезневского сельского поселения, затем выехали на постоянное место жительства, вернулись в 2005 году. Дом сгорел в 2001 году.
В указанном доме были зарегистрированы как члены семьи собственника, так как была необходима регистрация, в общежитие по прежнему месту регистрации не регистрировали.
В администрацию не представлены документы, подтверждающие имущественное положение семьи, так как полагали, что срок предоставления документов не наступил.
Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области Б.Л.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала об удовлетворении иска. Указала, что постановление о признании семьи малоимущими отменено, постановление о постановке семьи на учет в качестве нуждающихся также отменено. Протест прокурора отклонен.
Считает, что право на предоставление жилого помещения по указанным основаниям у семьи не отсутствует. Истцы были зарегистрированы в спорном жилом помещении уже после пожара, то есть в тот период, когда жилое помещение уже было непригодно для проживания. С момента регистрации не проживали, не вселялись в него. В установленном законом порядке документов, подтверждающих имущественное положение семьи не представили.
Также указала, что в настоящее время горевший дом восстановлен, требований о выселении семьи Р из указанного жилого помещения не предъявлялось. Сведений о том, что в доме невозможно проживать не представлено. Также не представлено доказательств того, что истцам чинятся препятствия в пользовании указанным жилым помещением.
Считает, что при указанных обстоятельствах, стороной истца должны быть представлены документы, подтверждающие имущественное положение семьи, семья должна быть признана малоимущей, и только после этого может быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Просила отказать в полном объеме, по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление.
Суд, заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что Р.Д.В, Р.И.В и несовершеннолетняя Р.Е.Д. с Дата в качестве членов семьи, зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем С.Н.А, по адресу: <адрес>, Селезневская волость, <адрес>.
Как следует из справки № от Дата 26 отряда пожарной охраны в результате пожара, произошедшего Дата указанный дом сгорел.
Сведений о фактическом месте проживания семьи суду не представлено.
Дата на основании акта обследования жилого дома от Дата межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации муниципального образования «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 29.03.2010 N 15/1, приняла заключение о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не пригоден для проживания, в связи с утратой несущей способности и эксплуатационных характеристик, и восстановлению не подлежит, в результате пожара.В соответствии с постановлением администрации МО «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от Дата N293 Р.Д.В с составом семьи 3 человека: он, жена Р.И.В и дочь Р.Е.Д., зарегистрированные по адресу: <адрес>, на основании предоставленных им документов об уничтожении в результате пожара принадлежащего С.Н.А на праве собственности жилого дома признан малоимущим и поставлен на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации муниципального образования «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 19.07.2016 N 294 Р.Д.В с составом семьи 3 человека: он, жена Р.И.В и дочь Р.Е.Д., признаны нуждающимися в жилом помещении в связи с тем, что жилое помещение - индивидуальный жилой дом, общей площадью 30,4 кв.м., не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по основаниям п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. «а» п.1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 N89-0З «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Постановлением № 216 от 02.05.2017 г. отменено постановление администрации № 293 от 18.07.2016 г. «О признании граждан малоимущими с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», так как Р.Д.В не подтвердил свой правовой статус, согласно требованиям действующего законодательства.
Постановлением № от Дата «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилым помещениях» Р.Д.В с составом семьи 3 человека (он, жена Р.И.В, дочь Р.Е.Д., состоящий на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с Дата, на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации снят с учета, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет.
Таким образом, установлено, что Р.Д.В и члены его семьи Р.И.В и Р.Е.Д., были зарегистрированы в жилом доме, находящимся по адресу: <адрес>, после произошедшего пожара, то есть в то время когда фактически жилой дом был уничтожен, проживание в нем было невозможно.
Истцы в указанный адрес не вселялись, в доме не проживали с момента регистрации.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводом стороны ответчика о незаконности регистрации истцов в жилом помещении, проживание в котором фактически невозможно.
Кроме того, истцы, в нарушение порядка, установленного ст. 7 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 г. «89-оз «О порядке ведения органами место самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» документов, подтверждающих имущественное положение не представили.
В ходе рассмотрения дела, истцами также не было предоставлено полного пакета документов, подтверждающих имущественное положение.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Исходя из приведенных выше норм действующего законодательства при решении вопроса о наличии права на предоставление по договору социального найма во внеочередном порядке жилого помещения взамен помещения, признанного непригодным для проживания, следовало установить, в том числе, могут ли истцы быть в установленном порядке признаны малоимущими.
Учитывая, что стороной истцов в материалы дела не представлено допустимых и надлежащих доказательств имущественного положения, постановление о признании истцом малоимущими отменено, Постановления № от Дата и № от Дата администрации муниципального образования «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области истцами в установленном законом порядке не обжаловались, а также учитывая обстоятельства регистрации истцов в спорном адресе, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Р.Д.В, Р.И.В, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Р.Е.Д., к Администрации МО «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке отказать в полном объеме.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд.
Судья
Мотивированное решение суда изготовлено 30.06.2017 года.