дело № 2-2174/2018
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации1 октября 2018 года город Сочи Хостинский районный суд город Сочи Краснодарского края в составе:председательствующего судьи Сидорова В.Л.,при секретаре Ягудиной С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к АО Сочинское отделение "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ "Южный филиал об обязании изготовить технический план строения,
УСТАНОВИЛ:
В Хостинский районный суд г. Сочи обратилась ФИО1 с исковым заявлением к АО Сочинское отделение "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ "Южный филиал об обязании изготовить технический план строения, указывая в иске, что на основании договора купли-продажи от 18 марта 2017 года она является собственником земельного участка, общей площадью 210 кв.метров, категория земель-земли поселений, разрешенный вид использования- садоводство, расположенного в <адрес>", кадастровый номер участка №, на земельном участке расположен объект недвижимости- гараж, общей площадью 99,0 кв.метров, в целях повышения благоустройства помещения в гараже и улучшения жилищных условий она заказала в Департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи справку ИСОГД об основных видах разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, согласно полученной справки, принадлежащий ей земельный участок располагается в зоне Ж-2-малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров, основной вид разрешенного использования- садоводство. Истица обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка с садоводства на "<данные изъяты>". Однако Управлением Росреестра по краю ей в этом было отказано, с указанием, что данный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства является условно разрешенным, внесение изменений производится на основании решения органа местного самоуправления или решения суда.13 сентября 2018 года истица обратилась в АО Сочинское отделение "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ "Южный филиал с заявлением по вопросу изготовления технического паспорта БТИ с указанием наименования объекта недвижимости-"станция технического обслуживания".Однако инженером БТИ ей было сообщено, что для внесения изменений в сведения об объекте недвижимости необходимо изготовить технический план на нежилое строение и внести изменения в кадастровый учет, но в связи с изменениями в законодательстве, а именно: внесением изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 года №221-ФЗ / в редакции от 3 июля 2016 года/ "О кадастровой деятельности" и в Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ / в редакции от 3 июля 2016 года / "О государственной регистрации недвижимости" технический план может быть подготовлен на основании судебного акта как основного документа, без использования разрешения на строительство, акта ввода в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года. Истица по этим основаниям обратилась в суд с иском.
В судебном заседании истица ФИО1 поддержала доводы, указываемые в иске, просит суд удовлетворить иск с уточненными требованиями, просит обязать ответчика Сочинское отделение "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ "Южный филиал изготовить в отношении нежилого здания, площадью всех частей здания 99,0 кв.метров, количество этажей-1, материал стен- из мелких бетонных блоков, год постройки-2017, расположенный по адресу: <адрес>, технический паспорт с наименованием здания -"<данные изъяты>", подготовленный на основании судебного акта, просит считать данное решение суда основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений характеристик объекта капитального строительства, сведения о котором внесены в ЕГРН с кадастровым номером №, а именно: наименование :"гараж" на наименование :" <данные изъяты>", общая площадь 99,0 кв.метров, количество этажей:1. Истица также просит считать данное решение суда основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН с кадастровым номером №, а именно: изменение разрешенного использования земельного участка с "садоводство" на условно разрешенный -"<данные изъяты>, на основании судебного акта как основного документа, по заявлению от ФИО1.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, был уведомлен о времени и месте судебного заседания, предоставил в суд письменное согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
Суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика.
Суд, выслушав пояснения истицы, исследовав предоставленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи от 18 марта 2017 года ФИО1 является собственником земельного участка, общей площадью 210 кв.метров, категория земель-земли поселений, разрешенный вид использования- садоводство, расположенного в <адрес> кадастровый номер участка №.
Судом установлено, что на указанном земельном участке расположен объект недвижимости- гараж, общей площадью 99,0 кв.метров.
Судом также установлено, что в целях повышения благоустройства помещения в гараже и улучшения жилищных условий истица ФИО1 заказала в Департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи справку ИСОГД об основных видах разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, согласно полученной справки, принадлежащий истице земельный участок располагается в зоне Ж-2-малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров, основной вид разрешенного использования- садоводство.
Из материалов дела также следует, что истица обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка с садоводства на "<данные изъяты>". Однако Управлением Росреестра по краю ей в этом было отказано, с указанием, что данный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства является условно разрешенным, внесение изменений производится на основании решения органа местного самоуправления или решения суда.
13 сентября 2018 года истица ФИО1 обратилась в АО Сочинское отделение "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ "Южный филиал с заявлением по вопросу изготовления технического паспорта БТИ с указанием наименования объекта недвижимости-"станция технического обслуживания".
Однако инженером БТИ ей было сообщено, что для внесения изменений в сведения об объекте недвижимости необходимо изготовить технический план на нежилое строение и внести изменения в кадастровый учет, но в связи с изменениями в законодательстве, а именно: внесением изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 года №221-ФЗ / в редакции от 3 июля 2016 года/ "О кадастровой деятельности" и в Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ / в редакции от 3 июля 2016 года / "О государственной регистрации недвижимости" технический план может быть подготовлен на основании судебного акта как основного документа, без использования разрешения на строительство, акта ввода в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года. Суд приходит к выводу о том, что истица по этим основаниям обосновано обратилась в суд с исковым заявлением.
В статье 209 ГК РФ указывается о том, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно требованиям ст. 35 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О кадастровой деятельности" кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, кадастровые работы могут быть выполнены кадастровым инженером на основании определения суда. Суд самостоятелен в выборе соответствующего кадастрового инженера. Расходы, связанные с выполнением таких кадастровых работ, и денежное вознаграждение соответствующему кадастровому инженеру подлежат возмещению и выплате в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указывается, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно требованиям ст.16 Закона РФ от 3 июля 2016 года "О государственной кадастровой оценке" изменение характеристик объекта недвижимости определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 14 и пунктом 4 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" изменение основных характеристик объекта недвижимости является основанием для осуществления государственного кадастрового учета по заявлению собственника объекта недвижимости. При этом запись о зарегистрированном праве на данный объект недвижимости не погашается.
Перед внесением в ЕГРН характеристики каждого объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРП и ГКН, проверяются на полное совпадение; в случае полного совпадения сведения об объекте недвижимого имущества вносятся в раздел ЕГРН, открываемый на соответствующий объект недвижимости по установленным правилам.
При несовпадении данных ЕГРП и ГКН об объекте недвижимости по отдельным характеристикам сведения об объекте недвижимости включаются в раздел ЕГРН, открываемый на соответствующий объект недвижимости, при этом сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в ГКН и в отношении которых в ЕГРП не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством РФ требований для их изменения и отсутствием такого подтверждения, присваивается статус "актуальные незасвидетельствованные". Наличие данного статуса сведений о характеристике объекта недвижимости в случае, когда в ЕГРН по такой характеристике отсутствует техническая ошибка, является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом изменение статуса сведений о характеристике объекта недвижимости с "актуальные незасвидетельствованные" на "актуальные", не является государственным кадастровым учетом изменений основных характеристик объекта недвижимого имущества, и возможно в порядке информационного взаимодействия как на основании документов, поступивших посредством межведомственного взаимодействия, так и на основании заявления заинтересованного лица. В последнем случае орган регистрации прав вне зависимости от того, приобщил заявитель подтверждающие изменения документы или нет, в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия решения об изменении статуса сведений о характеристике объекта недвижимости, в соответствующих органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Вместе с тем, действующие формы заявлений не содержат граф для ходатайства об изменении статуса сведений о характеристиках объектов недвижимости, при этом внесение заявителем самостоятельных изменений в форму заявления действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено, а представление в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации прав по неустановленной форме, как и не заполнение обязательных реквизитов формы заявления, является одним из оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав.
В целях обеспечения возможности заявителей обращаться с заявлением установленной формы за изменением статуса сведений о характеристиках объекта недвижимого имущества с "актуальные незасвидетельствованные" на "актуальные" необходимо использовать предусмотренную приложением N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 форму заявления./ Письмо Росреестра от 10 июля 2018 г. N 01-7126-ГЕ/18/.
При этом в ст.43 Закона РФ от 13 июля 2015 года №219-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости указывается, что в отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
Порядок кадастрового учета объектов недвижимого имущества установлен главой 3 Закона о кадастре. Статья 26 Закона о кадастре предусматривает основания для приостановления осуществления кадастрового учета, статья 27 - основания для отказа в проведении кадастрового учета.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" (далее - Закон N 452-ФЗ) Закон о кадастре дополнен статьей 26.1, вступающей в силу с 1 декабря 2016 года. Указанная норма предусматривает обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе. Такое обжалование осуществляется заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете. При этом обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Кроме того, в статье 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истица по настоящему делу ФИО1 действовала правомерно, с целью изменения характеристик объекта недвижимости, расположенного на ее земельном участке, она правомерно обратилась к кадастровому инженеру и в БТИ с целью изготовления технического плана для внесения изменений в здание в части изменения его наименования с гаража на Мастерская автосервиса.
В связи с этим, учитывая требования закона и установленные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление ФИО1 к АО Сочинское отделение "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ "Южный филиал об обязании изготовить технический план строения.
Обязать ответчика Сочинское отделение "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ "Южный филиал изготовить в отношении нежилого здания, площадью всех частей здания 99,0 кв.метров, количество этажей-1, материал стен- из мелких бетонных блоков, год постройки-2017, расположенный по адресу: <адрес>, технический паспорт с наименованием здания -"<данные изъяты>", подготовленный на основании настоящего судебного акта-решения суда.
Считать данное решение суда основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений характеристик объекта капитального строительства, сведения о котором внесены в ЕГРН с кадастровым номером №, а именно: наименование :"гараж" на наименование :" <данные изъяты>", общая площадь 99,0 кв.метров, количество этажей:1.
Считать данное решение суда основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН с кадастровым номером № именно: изменение разрешенного использования земельного участка с "садоводство" на условно разрешенный -"Мастерская автосервиса, на основании судебного акта как основного документа, по заявлению от ФИО1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда через Хостинский районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: В.Л. Сидоров
На момент публикации не вступило в законную силу
СОГЛАСОВАНО:
Судья Сидоров В.Л.