Дело № 2-2174/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Тюмень 09 июня 2020 года
Центральный районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Волошиной С.С.,
при секретаре Поповой Ю.В.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании нотариально заверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени – ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Главного управления строительства Тюменской области ФИО5, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании решения незаконным, восстановлении нарушенных прав,
у с т а н о в и л:
истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени (далее по тексту Департамент либо ответчик) о признании незаконным решения об исключении семьи ФИО1, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании восстановить нарушенные права ФИО1 о признании молодой семьи, нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты и признании участницей основного мероприятия (л.д. 3-5).
Исковые требования мотивированы тем, что Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ семья истца с составом 6 человек (мать и 5 детей) включена в список молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году по муниципальному образованию г. Тюмень. Приказом Главного управления строительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список претендентов 2020 года. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца ответчиком направлено письмо №, в котором указано, что Департаментом принято решение об исключении семьи истца из списка участников 2020 года, поскольку на дату утверждения списка претендентов 2020 года возраст истца превышал 35 лет. Истец считая данное решение незаконным, указывает, что правоотношения у ФИО1 по признанию молодой семьей, нуждающейся в жилых помещениях возникли на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, приказ Департамента о включении семьи истца с составом 6 человек в список не аннулирован, приказа об исключении семьи истца из списков участников программы 2020 года не выносилось. Пункт 6.4.1. Порядка, указанный в качестве основания для исключения из списков участников заявителя, был внесен в Постановление Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № – 04.03.2019 №-п, и соответственно в силу ст. 4 ГК РФ не имеет обратной силы. Исходя из раздела 4 приложения к Постановлению №-п порядок формирования списков – списки формируются исходя из даты и времени подачи молодой семьей заявления на участие в мероприятии ведомственной целевой программы. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи – участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей. Семья истца имеет официальный статус многодетной семьи, состоящей из 6 членов (мать и 5 детей). Истец считает, что ответчик обязан был еще в 2019 году в первую очередь внести семью истца в сводный список претендентов и выдать сертификат, однако, в нарушение закона, ответчик этого не сделал. За восстановлением нарушенных прав истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В судебное заседание истец ФИО1 при надлежащем извещении не явилась, ее представитель ФИО2, действующая на основании нотариально заверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным в иске основаниям. Суду пояснила, что возраст участника программы учитывается на момент подачи заявления, семья истца включена в сводный список многодетных семей, который имеет юридическую силу, у Департамента нет приказа об исключении семьи ФИО1 из сводного списка, оспариваем решение за подписью ФИО4, поскольку сам приказ истец не видела, ответчику ничего не мешает внести корректировку в списки, которые размещены на официальном сайте. Приказ, на основании которого семья ФИО1 включена в программу, не отменен, не аннулирован, письмо составлено не уполномоченным лицом, нет надлежащих доказательств, что О-вы были исключены.
В судебном заседании представитель ответчика департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27), исковые требования не признала по доводам возражений на иск (л.д.32-33). Дополнительно пояснила, что именно на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ семья истца была постановлена на учет, это была муниципальная услуга и граждан не консультируют о возможном исключении из списка участников программы в связи с отсутствием оснований, которая первоначально являлась претендентом, Департамент вносит изменения, ГУС ТО утверждает, сводный список не имеет правового значения, не установлена дата внесения, и то что в сети интернет имеется фамилия истца не имеет юридического значения.
В судебном заседании представитель ответчика Главного управления строительства Тюменской области ФИО5, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60), исковые требования не признал в полном объеме, поддержав правовую позицию стороны ответчика.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного надлежащим образом истца.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, имеющая 5 детей, в целях реализации права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», обратилась в департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени с заявлением о признании молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе семьи из шести человек.
На основании приказа департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ семья истца ФИО1 с составом семьи 6 человек признана нуждающейся в жилом помещении для целей предоставления социальной выплаты и признания участницей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №, изъявивших желание получить выплату в 2020 году по муниципальному образованию город Тюмень.
Приказом департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 с составом 6 человек включена в список молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг»государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по муниципальному образованию городской округ город Тюмень (л.д.63).
На основании приказа департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ семья истца ФИО1 с составом семьи 6 человек признана нуждающейся в жилом помещении для целей предоставления социальной выплаты и признания участницей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №, изъявивших желание получить выплату в 2020 году по муниципальному образованию город Тюмень.
Согласно уведомлению департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№ семья истца, исключена из списка участников мероприятия ведомственной целевой программы на основании приказа департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с тем, что возраст истца на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2020 году превышает 35 лет (л.д.32-33).
Согласно пунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710 была утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», действие которой распространяется на период с 2018 по 2025 годы, подпрограммой выступила ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», которой в том числе предусмотрено обеспечение жилыми помещениями молодых семей, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (в редакции действующей с 01.01.2018 года) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, согласно которым в соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 26 Правил, установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.
Согласно п. 27 Правил, после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 25 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №, Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 №-п утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 1.4. вышеназванного Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 №-п, участником мероприятия ведомственной целевой программы является молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Правилами и настоящим Порядком;
в) все члены молодой семьи постоянно проживают (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области, не включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, и имеют доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Таким образом, как федеральное законодательство (пункт 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050), так и региональное законодательство (указанный выше Порядок) предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Следовательно, участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из родителей, в которой или одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. При этом молодая семья должна соответствовать требованиям на всем протяжении участия в подпрограмме, а не только на день подачи заявления на участие в подпрограмме и включения ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Несоблюдение указанного условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, исключает возможность участия семьи в подпрограмме.
Таким образом, вопреки утверждению стороны истца, сам по себе факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку молодая семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме, вплоть до включения в список претендентов.
Бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, норма, предусматривающая исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Учитывая, что на момент принятия департаментом имущественных отношений Администрации г. Тюмени оспариваемого приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, истцу ФИО1 исполнилось 36 лет, то есть истец достигла предельного возраста, установленного для участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» до утверждения списка претендентов Департаментом, в связи с чем, перестала совместно с членами своей семьи относиться к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств, то департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени обоснованно, в пределах предоставленных ему полномочий, исключил семью истца из сводного списка молодых семей, изъявляющих желание получить социальную выплату в 2020 году.
Кроме того, само по себе формальное восстановление истца в списках участников программы не приведет к восстановлению права на получение социальной выплаты, поскольку данное право подлежит фактической реализации только после включения лиц в список претендентов на получение социальной выплаты. При этом на момент утверждения Департаментом списка претендентов лица, включенные в сводный списков участников программы, также подлежат проверке на соответствие критериям, предъявляемым к участникам программы, включая соответствие их предельному возрасту.
До утверждения соответствующим приказом Департамента списка претендентов на получение социальной выплаты по Тюменской области в конкретном году, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату, в том числе путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в программе, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в этот список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
Независимо от наличия - отсутствия доказательств о незаконности действий ответчика по исключению семьи истца из списка участников в 2020 году, требования истца о восстановлении семьи в числе участников программы не могут быть удовлетворены, поскольку исключение семьи истца из числа участников программы в 2019 году полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
При разрешении исковых требований, суд, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №, а также Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 №-п, приходит к выводу о том, что семья истца утратила статус молодой семьи в связи с достижением ФИО1 36-летнего возраста, а потому она утрачивает право для дальнейшего участия в программе, решение департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени о внесении соответствующих изменений в список участников программы является обоснованным, а исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 55, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании решения незаконным, восстановлении нарушенных прав - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части, путем подачи апелляционной жалобы через суд Центральный районный суд Тюмени.
Судья С.С. Волошина
Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2020 года.