ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2175 от 21.06.2010 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Кирова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г. Кирова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-2175/2010 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 21 июня 2010 года

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Волосковой Л.Е.

при секретаре Вашуриной Я.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колтун Л.С. к ЗАО «Астарта» в лице Кировского филиала

УСТАНОВИЛ:

Колтун Л.С. обратилась в суд с иском к ЗАО «Астарта» о признании действий по лишению ее премии незаконными, взыскании премии за январь 2010 г. в сумме 8 000 руб.

В обоснование иска указала, что приказом № ВС-184 от 25.12.2009 года ей был установлен план индивидуальных продаж на январь 2010 года, согласно которому необходимо было подключить 40 абонентов за месяц. Этим же приказом было установлено, что в случае, если специалист отработал в текущем месяце меньшее количество часов (отпуск, больничный), план и базовый бонус рассчитываются согласно отработанному времени. Истица указывает, что в январе 2010 года она сделала подключение 71 абонента, что составляло более 130% от плана, и рассчитывала на получение премии в размере 8000 рублей. Однако при получении расчетного листка за январь 2010 года увидела, что премия не была начислена. Первоначально истица обратилась к руководству за объяснениями, но ответа не последовало. 02.04.2010 года истица обратилась к руководству в письменном виде, и на момент обращения в суд не получила от ответчика ответа, на основании какого приказа ее лишили премии. Колтун Л.С. указывает, что ее вопросы игнорируются, и ответа на них она не получает. Кроме того, истица указывает, что локальным нормативным актом, регулирующим премиальное вознаграждение работников на предприятии, является положение о премиальном вознаграждении, согласно которому в случае выполнения плана продаж устанавливается начисление премии с учетом коэффициента. Начисление премии регулируется внутренним локальным актом - Положением о ежемесячном премировании работников коммерческих подразделений ЗАО «Астарта». Согласно п. 3 указанного Положения ежемесячное премиальное вознаграждение работников отдела розничных продаж и обслуживания выплачивается работникам Отдела по результатам работы за отчетный месяц. Размер вознаграждения напрямую зависит от выполнения индивидуального ежемесячного плана по новым подключениям, поставленного перед специалистами Отдела, и выполнения плана по выручке от услуг филиалом в целом за отчетный месяц. Пунктом 3.2.3. определяется размер премиального вознаграждения, который рассчитывается следующим образом: Кпр=В* R*Kv, где: Кпр - премиальное вознаграждение, В-размер базового бонуса, R- результирующий показатель деятельности работника Kv - коэффициент выполнения Обществом выручки от услуг. Пунктом 3.3.2 Положения, установлено, что если план выполнен более 130%, то коэффициент премирования составляет 2. В связи с чем, по мнению истицы, она рассчитывала на получение премии в размере 8000 рублей. Начисление премии является вознаграждением работника за труд, лишение которого возможно только в порядке, установленном законом. А именно, в порядке статьи 193 ТК РФ, когда до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня   обнаружения проступка. КТС на предприятии не имеется. На основании изложенного истец просит признать действия ответчика по лишению ее премии незаконными, обязать ответчика произвести начисление премии за январь 2010 года в сумме 8000 рублей.

В судебном заседании истица Колтун Л.С. и ее представитель Никулина Н.А. поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, при этом уточнили требование, просят взыскать с ответчика премию за январь 2010 года в сумме 4 000 рублей.

Представители ответчика ЗАО «Астарта» Вохминцева Ю.Н. и Мултановский Г.В. исковые требования не признали, пояснили, что истица не представила надлежащих доказательств нарушений со стороны работодателя, показания допрошенных свидетелей не доказывают, что работодателем были допущены какие-либо нарушения. Просят в удовлетворении иска отказать.

Заслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 5 Трудового Кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений регулируется, помимо Конституции РФ, Трудового кодекса, также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными трудовыми актами, своевременно выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную эти соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Согласно ст. 57 ТК РФ одним из обязательных условий трудового договора является: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В судебном заседании установлено, что между истцом и ответчиком был заключен трудовой договор № б/н от 01.09.2000 г. и дополнительное соглашение к трудовому договору от 13.01.2009 г., согласно которому Колтун Л.С. назначена на должность старшего специалиста по обслуживанию абонентов.

В соответствии с приказом № ВС-184 от 25.12.2009 года Колтун Л.С. был установлен план индивидуальных продаж на январь 2010 года, согласно которому необходимо было подключить 40 новых абонентов за месяц. Этим же приказом было установлено, что в случае, если специалист отработал в текущем месяце меньшее количество часов (отпуск, больничный), план и базовый бонус рассчитываются согласно отработанному времени.

Согласно пояснениям истицы, в январе 2010 года она подключила 71 абонента, что составляло более 130% от плана. Вместе с тем, из представленной суду копии расчетного листка за январь 2010 года следует, что премия Колтун Л.С. не была начислена.

Правилами ст. 135 ТК РФ работнику за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с условиями трудового договора устанавливается заработная плата в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными актами в соответствии с трудовым законодательством.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в целях повышения персональной ответственности за выполнение должностных обязанностей ЗАО «Астарта» было утверждено Положение о ежемесячном премировании работников коммерческих подразделений ЗАО «Астарта».

Настоящее положение распространяется на работников, занимающих должности в соответствии со штатным расписанием, работающих по основному месту работы.

Вышеуказанное Положение регулирует вопросы начисления премиального вознаграждения работникам коммерческого подразделения, условия и порядок начисления, а также определяет основания установления Коэффициента, понижающего размер выплаты премиального вознаграждения или условия лишения премиального вознаграждения полностью или частично (п. 6.4 Положения)

Согласно п. 3 указанного Положения, ежемесячное премиальное вознаграждение работников отдела розничных продаж и обслуживания выплачивается работникам Отдела по результатам работы за отчетный месяц. Размер вознаграждения напрямую зависит от выполнения индивидуального ежемесячного плана по новым подключениям, поставленного перед специалистами Отдела и выполнению плана по выручке от услуг филиалом в целом за отчетный месяц. Пунктом 3.2.3. определяется размер премиального вознаграждения, который рассчитывается следующим образом: Кпр=В* R*Kv, где: Кпр - премиальное вознаграждение, В-размер базового бонуса, R- результирующий показатель деятельности работника Kv - коэффициент выполнения Обществом плана выручки от услуг. Пунктом 3.3.2 Положения, установлено, что если план выполнен более 130%, то коэффициент премирования составляет 2.

Премии выплачиваются по результатам работы за месяц. Работодатель оставляет за собой право не начислять, либо снижать размер текущих премий, предусмотренных настоящим Положением при невыполнении производственного показателя в целом по организации, согласно п. 6.4 настоящего Положения, а также в случаях производственных упущений.

В соответствии с п.6.4 Положения в случае следующих производственных упущений премия работнику не назначается или снижается в случае:

- несвоевременного и некачественного выполнения требований должностной инструкции;

- наличия обоснованных жалоб, заявлений, претензий на работу, низкое качество выполненной работы;

- невыполнения приказов, распоряжений руководства Общества, установленных сроков выполнения работ (проведения переговоров, подписания итоговых документов и т.д.);

- обнаружения недостатков в работе, повлекших за собой упущенную выгоду, искажение работником отчетных документов;

- нарушений трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка;

- нарушения приказов, инструкций по обеспечению соблюдения сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну;

- нарушения правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты и производственной санитарии;

- непредоставление (несвоевременное предоставление) первичных бухгалтерских документов;

- невыполнение персональных заданий вышестоящих руководителей (или некачественное их выполнение) в текущем отчетном периоде;

- низкой эффективности работы подразделения, повлекшей упущенную выгоду;

- нарушения бюджетной дисциплины, повлекших превышение расходов.

За перечисленные нарушения работник может быть полностью или частично лишен премии по предложению руководителя подразделения коммерции, Коммерческого директора.

Согласно должностной инструкции от 13.01.2009 г. старший специалист по обслуживанию абонентов обязан обеспечивать и контролировать целостность всего процесса работы отдела расчетов и обслуживания абонентов, осуществлять оперативный контроль над действиями специалистов отдела; выявлять и проводить анализ ошибок; следить за полнотой, качеством и своевременностью предоставляемой абонентам информации, контролировать отправку запросов и заявлений абонентов; обеспечивать прием и рассмотрение заявлений и претензий абонентов, решать спорные вопросы с абонентами, касающихся оплаты услуг; проводить работы с дебиторской задолженностью, обзвон абонентов, написание претензионных писем; проводить все работы связанные с приемом и отправкой оборудования в гарантийный ремонт; формировать требования к учету данных об абонентах в инфомационно-биллинговой системе; разрабатывать и оптимизировать процедуры работы с абонентами в целях улучшения качества их обслуживания, планировать развитие системы обслуживания абонентов; обеспечивать выполнение планов по подключениям абонентов и реализации терминального оборудования и аксессуаров; осуществлять взаимодействие с другими подразделениями и отделами, участвующими в предоставлении услуг абонентам; осуществлять руководства работой центра обслуживания клиентов, обеспечивать условия для повышения квалификации сотрудников, для улучшения условий труда сотрудников отдела расчетов и обслуживания абонентов; обучать сотрудников отдела, обеспечивать своевременный и полный контроль профессиональной подготовки специалистов; подготавливать и предоставлять отчеты по абонентам и финансовую отчетность для бухгалтерии в части отдела расчетов и обслуживания абонентов.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд, требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей в зависимости от тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен.

Представители ответчика, в своих доводах указывают о том, что основанием для неначисления премиального вознаграждения старшему специалисту Колтун Л.С. за январь 2010 г. послужило поступление на имя заместителя генерального директора – директора филиала ЗАО «Астарта» письменного предложения коммерческого директора о неначислении премии Колтун Л.С., которое вытекало из оценки результатов работы сотрудника за январь 2010 г. непосредственным руководителем подразделения, которым и является коммерческий директор. В служебной записке сообщалось о не исполнении Колтун Л.С. должностных обязанностей, в частности, нарушении п. 4.1.9 должностной инструкции (выполнение обязанностей по работе с дебиторской задолженностью), что было основано на негативной тенденции роста дебиторской задолженности в организации и отсутствии каких-либо действий (желания осуществлять данную трудовую функцию) со стороны Колтун Л.С. по снижению дебиторской задолженности. Также ответчик ссылается, что в январе 2010 г. были зафиксированы неоднократные замечания по небрежной работе с наличными средствами и их игнорирование со стороны Колтун Л.С., что нарушает основные нормативные требования по работе с ККМ и приводит к риску для организации быть привлеченной к административной ответственности. Также непосредственным руководителем в январе 2010 г. было зафиксировано нарушение и срыв сроков по предъявлению отчетности, исполнение и предоставление которой также возложено в соответствии с должностной инструкцией на Колтун Л.С.

Данные доводы не могут быть приняты судом, поскольку в судебное заседание представителями ответчика не представлены соответствующие доказательства в подтверждение того, что Колтун Л.С. была обоснованно лишена премии за январь 2010 г.

Как следует из объяснений Колтун Л.С., показаний свидетеля Митькиных О.А., распечаток переписки работников ЗАО «Астарта» по электронной почте, обязанности по работе с дебиторской задолженностью были возложены не только на Колтун Л.С., этим обязаны были заниматься все работники отдела розничных продаж. Само понятие – «работа с дебиторской задолженностью» - не конкретизировано в локальных нормативных актах: неясно, сколько именно абонентов должна была обзвонить Колтун Л.С., сколько писем им написать, чтобы считать, что ее обязанности полностью выполнены. Определенную работу с дебиторами Колтун Л.С. вела, что видно из представленных ей распечаток, объективные критерии оценки эффективности ее работы с дебиторами отсутствуют. Ответчик вменяет в вину Колтун Л.С. рост дебиторской задолженности, хотя объективный анализ причин роста дебиторской задолженности не проводился, поэтому невозможно установить, виновата ли Колтун Л.С. в данном росте. Как следует из материалов дела, объяснений сторон, к росту дебиторской задолженности ведут многие факторы, в том числе, переход на новые тарифные планы, которые позволяют клиентам пользоваться связью при отрицательном балансе, общий рост числа абонентов, из которых определенный процент не платит вовремя, финансовый кризис в стране и другие причины. Таким образом, не установлена причинная связь между работой Колтун Л.С. с дебиторами и ростом дебиторской задолженности, не выработаны объективные критерии, позволяющие оценить, выполняет ли Колтун Л.С. свои должностные обязанности по работе с дебиторами.

Остальные доводы ответчика о плохой работе Колтун Л.С. также не подтверждены объективными показателями, что позволяет сделать вывод о том, что в данном случае имело место субъективное отношение администрации к работнику, с учетом того, что имело место уже несколько споров Колтун Л.С. с администрацией предприятия, которые она выиграла.

В судебном заседании истица и ее представитель согласились с тем, что база для начисления премии должна равняться 2000 руб, с учетом этого просили взыскать премию в размере 4000 руб. На основании вышеизложенного исковые требования истицы подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Колтун Л.С..

Признать действия ответчика по лишению премии Колтун Л.С. незаконными.

Обязать ЗАО «Астарта» в лице Кировского филиала начислить и выплатить Колтун Л.С. премию за январь 2010 года в размере 4 000 рублей.

Взыскать с ЗАО «Астарта» в лице Кировского филиала госпошлину в доход государства 200 руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Кирова в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Волоскова Л.Е. подпись

Копия верна Судья Волоскова Л.Е.