Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2017 года г.Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,
при секретаре Тарасянц А.Р.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2 на основании доверенности,
представителя ответчика администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края – ФИО3 на основании доверенности,
представителя третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края ФИО4 на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 Ю,А. к администрации Георгиевского городского округа, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании договора дарения недвижимости исполненным, признании отказа незаконным, признании права на включение в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственных жилищных сертификатов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором просила суд признать договор дарения недвижимости, расположенной по адресу: <адрес>, исполненным ДД.ММ.ГГГГ, признании отказ от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, признании права на включение в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственных жилищных сертификатов.
В обоснование исковых требований в заявлении истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ФИО6 заключен договор дарения ? доли недвижимости, расположенной по адрес: <адрес>, однако право собственности на данное имущество она не оформила по семейным обстоятельствам.
Постановлением администрации МО села Краснокумского № от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> признан непригодным для проживания. Однако ДД.ММ.ГГГГ она получила отказ во включении в список граждан на получение жилищного сертификата по тем основаниям, что отсутствует регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении, и жилое помещение не является единственным для гражданина.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, будучи извещенная о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2 на основании доверенности исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края ФИО3 возражала против удовлетворения иска по тем основаниям, что в соответствии с постановлением администрации Георгиевского городского округа СК от 16.06.2017 года №849 «Об утверждении списка улиц, домов и дорог общего пользования населённых пунктов Георгиевского городского округа Ставропольского края, попавших в зону затопления и пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Г еоргиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года», домовладение по улице <адрес>, находился в зоне затопления в результате ЧС.
В процессе судебного разбирательства установлено, что у ФИО1 имеется иное жильё - ...: <адрес>, в размере ? доли, возникшей на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с договором дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 подарила свою ? долю вышеуказанной квартиры ФИО6, однако регистрация договора осуществлена ею в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК только ДД.ММ.ГГГГ., то есть после наступления чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением территории Георгиевского района 25-28 мая 2017 года.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что на момент наступления чрезвычайной ситуации, утраченное жилое помещение по <адрес>, для истицы ФИО7 не являлось единственным.
В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 07.07.1995г. №561, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент ЧС следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении; утраченное жилое помещение являлось для гражданина и членов его семьи единственным.
Принимая во внимание изложенное, просит суд в исковых требованиях ФИО5 Ю,А. отказать в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края не явился, направили в адрес суда возражения на исковое заявление ФИО1, в которых указали, что в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017г. № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
07.06.1995 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, 10 июля 1995 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последстви стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 1).
В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2).
Следует отметить, что 24 марта 2015 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 года № 213 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями». Названным постановлением редакция п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 была уточнена в части условий, при наличии которых граждане приобретают право на получение государственного жилищного сертификата.
Так, согласно действующей редакции пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561, государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан. 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
В силу статьи 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Статья 164 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.
Таким образом, истцу также на праве собственности принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, т.е. на момент чрезвычайной ситуации утраченное жилое помещение по адресу: <адрес> для ФИО1 являлось не единственным жилым помещением.
При этом в материалах дела отсутствуют сведения (доказательства), подтверждающие отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» утверждены «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 раздела I Правил регистрации настоящие Правила регистрации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом».
В соответствии с п. 3 раздела I Правил регистрации «Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства». Там же дано определение фиктивной регистрации. Кроме того, в соответствии с частью 2 п.4 раздела I Правил регистрации «Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила».
В разделе III «Регистрация граждан по месту жительства» в п. 16 определено «Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность (определение дано в п. 5 раздела I Правил регистрации; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение».
В соответствии с п. 18 раздела III Правил регистрации «Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым пункта 16 настоящих Правил. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение».
Таким образом, Правительство Российской Федерации во избежание всевозможных нарушений закона закрепило за органами регистрационного учета обязанность проверки законности гражданина на проживание в данном жилом помещении.
В соответствии же с п. 8 раздела I Правил регистрации «Нарушение требований настоящих Правил регистрации влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации». То есть, установлена зависимость на право гражданином получения государственной помощи от выполнения им обязанности о регистрации по месту постоянного жительства или пребывания.
На основании изложенного, в соответствии с действующим законодательством бесспорным основанием для получения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями является факт постоянного проживания и регистрации в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Кроме того, согласно пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Судебная практика рассмотрения споров по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009-2014 годах была обобщена Верховным Судом Российской Федерации. Результаты обобщения отражены в Обзоре, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015.
Согласно этому Обзору и в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561 право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий: - постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; - регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; - утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Таким образом, жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; граждане одновременно должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
В остальных случаях риск гибели жилого помещения несет его собственник (ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать, при этом пояснил, что порядок выдачи жилищных сертификатов предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 г. № 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями".
Право на получение государственного жилищного сертификата согласно Постановлению имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий: постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края отказано ФИО1 во включении в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского городского округа Ставропольского края в мае 2017 года и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов в связи с тем, что у неё отсутствовала регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении и утраченное жилое помещение не является для неё единственным.
Согласно данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФИО1 на момент ЧС принадлежала ? общей долевой собственности на квартиру №, площадью ..., в <адрес> края, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, отсутствуют основания для включении ФИО1 в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского городского округа Ставропольского края в мае 2017 года и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края не явился, извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства финансов Ставропольского края не явился, направили в адрес суда возражения на исковое заявление ФИО1, в котором указали, что в силу статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, Принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 10 Закона № 68 - ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561 сертификатов, выдача которых осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации (преамбула, пункт 1).
Пунктом 4 Постановления № 561 установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством строительства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов.
Во исполнение указанного постановления 10.07.1995г. Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.07.1995 г. №916.
Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федераций составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» установлено, что выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Согласно положениям указанного Порядка, на основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, органом местного самоуправления подтравливается список, который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Начальник главного управления Министерства Российской Федераций по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федераций на региональном уровне проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведении об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведением об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Министерства внутренних дел Российской Федерации, после чего подписывает их.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, и направляется в Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайном ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретение жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Как следует из изложенного, обращение гражданина с заявлением о получении государственного жилищного сертификата и последующая правоприменительная процедура представляют собой механизм реализации права граждан на получение государственного жилищного сертификата, установленный соответствующими нормативными актами.
Именно в рамках этого механизма в обязательном порядке должна осуществляться реализация права на получение государственного жилищного сертификата. Согласно названным нормам государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Ставропольскому краю в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ).
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 Гражданского кодекса РФ).
На основании п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст. 549 Гражданского кодекса РФ).
На основании п. 1 ст. 550 Гражданского кодекса РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 162 Гражданского кодекса РФ несоблюдение письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (ст. 551 Гражданского кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, договор купли-продажи недвижимости в отсутствие его государственной регистрации не дает оснований для вывода о возникновении (переходе, прекращении) права собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561 установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством строительства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федераций составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации» имеющих право на получение этого сертификата.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретение жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Согласно нормам действующего законодательства государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
Как следует из исследованных в судебном заседании письменных доказательств, переход права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ФИО1 к ФИО6 зарегистрирован в Едином государственном реестре ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается делом правоустанавливающих документов, представленным УФСГРКиК по СК.
Таким образом, доводы истца ФИО1 о том, что на момент ЧС единственным жилым помещением для ее проживания являлся жилой <адрес>, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в силу чего являются необоснованными
Также следует учесть факт отсутствия регистрации истицы о месту жительства в жилом <адрес>, что подтверждается вступившим в законную силу решением Георгиевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Иные доводы истицы в обоснование исковых требований не имеют правового значения для разрешения данного спора.
В силу изложенного, отказ от 20.07.2017 года № 1786 во включении истицы в список граждан на получение жилищного сертификата основан на законе, фактических и правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 Ю,А. к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании договора дарения недвижимости, расположенной по адресу: <адрес>, исполненным ДД.ММ.ГГГГ, признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании права на включение в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственных жилищных сертификатов – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.
Судья Т.С.Ивашина