ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2176 от 22.11.2016 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-2176

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2016г.

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Трошковой Л.Ф.,

с участием истца С.А.Л.,

при секретаре Мурашовой Л.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело

по иску С.А.Л. к ПАО «Сбербанк России» о компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,

у с т а н о в и л:

С.А.Л. обратилась с иском к ответчику ПАО «Сбербанк России» о компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, штрафа, судебных расходов, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ при обращении за получением перевода ей было грубо отказано в его выдаче по причине ветхого паспорта. Поскольку перевод был необходим для покупки лекарств, ей стало плохо, после чего сотрудники банка выдали ей денежный перевод, но ее самочувствие ухудшилось, бригадой скорой помощи был зафиксирован гипертонический криз. Полагает незаконными действиями сотрудников банка ей причинены нравственные страдания.

Истица в суде иск поддержала и пояснила, что сотрудники банка обращались с ней грубо, хотя ранее неоднократно выдавали ей денежные средства по данному паспорту. Обращалась в службу миграции для смены паспорта, но ей отказали, пояснив, что замену необходимо производить по месту выдачи паспорта. Паспорт подклеили скотчем сотрудники банка, поскольку имел ветхий вид, однако, этот паспорт действителен.

Представитель ответчика ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явилась, против иска возражала по основаниям письменного отзыва, в котором указала, что сотрудники банка действуют строго по должностной инструкции и внутренним документам Банка. Банковские операции осуществляются по предъявлении физическими лицами, их совершающими, документов, удостоверяющих личность. При обращении С.А.Л. в отделение Банка за получением денежных средств по переводу, при визуальном осмотре специалистом банка паспорта клиента возникли сомнения, так как первая страница паспорта заклеена скотчем, паспорт имел ветхий вид, водяные знаки не просматривались. При таких обстоятельствах, в соответствии с инструкцией, специалистом банка истцу было предложено обратиться в УФМС по месту жительства для совершения процедуры обмена паспорта. Услуга по выдаче перевода истцу в день обращения была оказана.

Иск не подлежит удовлетворению.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГС.А.Л. обратилась в отделение ПАО «Сбербанк России» за получением денежного перевода Ей было рекомендовано обратится в компетентные органы для замены паспорта в связи с его непригодностью вследствие износа. Ранее ей неоднократно работниками банка были даны соответствующие рекомендации. Однако, ДД.ММ.ГГГГ банковская услуга истцу была оказана, выдача денежного перевода произведена.

Обосновывая исковые требования, С.А.Л. ссылается на то, что действиями сотрудников банка по отказу в выдаче денежного перевода ей причинены нравственные страдания.

Однако указанные обстоятельства своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли.

Из справки станции скорой помощи следует, что ДД.ММ.ГГГГ у С.А.Л. зафиксирован гипертонический криз.

Истец обратилась с претензией к ПАО «Сбербанк России», на которую получила ответ об отсутствии оснований для удовлетворения ее требований.

В соответствии с "Положением об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П) (ред. от 20.07.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2015 N 39962) (далее-Положение Банка России № 499-П), кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать физическое лицо при осуществлении банковских операций и других сделок.

Постановлением Правления Сбербанка России от 07 апреля 2005 года N 1345- р утвержден Порядок осуществления в Сбербанке срочных денежных переводов "Блиц" (впоследствии переименован в "Колибри”) между физическими лицами в валюте Российской Федерации и международных срочных денежных переводов "Блиц" между физическими лицами в валюте Российской Федерации, долларах США и Евро (далее-Порядок № 1345), который определяет процедуру и последовательность совершения операций по срочным переводам физических лиц без открытия счета. Данный порядок является внутренним нормативным документом Банка.

Согласно п. 1.8. Порядка № 1345 операции по приему, выплате, отмене Блиц-переводов/Международных Блиц-переводов совершаются с обязательным предъявлением документа, удостоверяющего личность физического лица, а в случае совершения операции от имени физического лица его представителем, также и доверенности или иных документов, подтверждающих полномочия представителя.

В п. 3.2.1. Порядка № 1345 предусмотрено, что при явке Получателя Блиц-перевода в любой рабочий день в Структурное подразделение, осуществляющее выплату Блиц-переводов, Контролер удостоверившись в личности Получателя по предъявленному документу, удостоверяющему личность, разъясняет Получателю условия выплаты Блиц-перевода.

В Приложении № 1 к Положению Банка России № 499-П предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, являются для граждан Российской Федерации: паспорт гражданина Российской Федерации; паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации; свидетельство о рождении гражданина Российской Федерации (для граждан Российской Федерации в возрасте до 14 лет); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта гражданина Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 07.07.2016) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (далее-Положение о паспорте гражданина Российской Федерации), паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением.

Подлинный паспорт должен соответствовать, в частности, следующим признакам (п. 2 Описания, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828):

1) бланк паспорта должен быть сшит по всей длине корешка двухцветной нитью с пунктирным свечением в ультрафиолетовом излучении;

2) бланк паспорта изготавливается с использованием специальной бумаги, содержащей три вида защитных волокон;

3) внутренние страницы бланка паспорта имеют видимое на просвет изображение общего водяного знака, содержащего при рассмотрении в проходящем свете объемные начертания букв "РФ";

4) в бумагу 19-й и 20-й страниц бланка паспорта введена защитная металлизированная нить, меняющая цвет в зависимости от угла зрения, при этом отдельные участки нити видны на поверхности 19-й страницы.

5) на 5-й, 7-й, 9-й, 11-й, 13-й, 15-й и 19-й страницах напечатано выполненное стилизованными буквами в орнаментальном оформлении слово "Россия";

6) соответствовать иным признакам, в том числе иметь правильную нумерацию бланка паспорта и ее расположение, обложку и рисунок и т.д.

Приведенный перечень оснований для проверки подлинности паспорта не является исчерпывающим.

В соответствии со Стандартной операционной процедурой «Идентификация клиента» (СОПИдентификация клиента), которая является внутренним нормативным документом Банка, при обращении клиента в Банк для совершения операции сотрудник Банка запрашивает документ удостоверяющий личность клиента, проводит идентификацию (проверку документа удостоверяющего личность) в т.ч. с применением «Ультрамаг» (Ультрафиолетовый и инфракрасный детектор).

При проведении визуальной оценки паспорта гражданина РФ работник Банка обязан руководствоваться Методическими рекомендациями Департамента безопасности ОАО "Сбербанк России" от 01.06.2014 года с целью: определения соответствия оформления паспорта гражданина РФ требованиям законодательства РФ; выполнения четкого алгоритма действий по проверке паспорта гражданина РФ; выявления признаков переклейки фотографии и замены листов в паспорте гражданина РФ.

Работник Банка осуществляет контроль отсутствия признаков замены фотографии; наличие сплошной возрастающей нумерации страниц; идентичность групп цифр, обозначающих серию и номер документа на каждом листе; правильность внесения записей, печатей, штампов; наличие и целостность скрепляющей нити; целостность защитного фонового рисунка на всех страницах документа; отсутствие признаков подчистки, дописки, травления, рисовки, смывания текста и замены листов, а также количества листов в паспорте (10шт); соответствия кода в реквизите "КОД подразделения" на странице N 2 коду подразделения в печати на той же странице; соответствия кода подразделения, выдавшего паспорт, региону выдачи; целостности ламинарной пленки на странице N 3; отсутствия двойного ламинирования на странице N3; действительности паспорта (подлежит замене после наступления 20 и 45-летнего возраста владельца); отсутствия отметок и записей, не предусмотренных Положением о паспорте Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. N 828.

В соответствии с п. 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, п. 2.2 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы России от 30.11.2012 N 391, к основаниям замены паспорта гражданина РФ относится непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин (в том числе при отсутствии возможности проставления на страницах паспорта обязательных штампов или отметок), а также иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ.

В силу ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", предусмотрено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Согласно ст.151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Из исследованных судом письменных доказательств установлено, что во время обращения С.А.Л.ДД.ММ.ГГГГ в отделение ПАО «Сбербанк России» для получения денежного перевода, сотрудник банка действовал в соответствии со своими служебными обязанностями и должностной инструкцией. В связи с тем, что паспорт истца являлся ветхим, первая страница заклеена скотчем, не просматривались водяные знаки и другие средства защиты, сотрудники банка порекомендовали обратиться истцу в ФМС для замены ветхого паспорта. Истец не отрицает, что услуга по получению денежного перевода в день обращения в банк ей была предоставлена.

Истцом, в силу ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств того, что действия сотрудников Банка являются виновными и противоречащими законодательству, а также причинили ей нравственные и физические страдания, т.к. все действия сотрудников Банка были в точном соответствии с требованиями законодательства РФ и внутренними нормативными документами ПАО «Сбербанк России».

С учетом положений п. 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. N 828, в соответствии с которым истец не лишен права обращения в соответствующий отдел УФМС по месту его жительства с заявлением о замене паспорта ввиду его непригодности для дальнейшего использования вследствие износа.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства не было установлено оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не представлено убедительных доказательств осуществления банком спорных операций с нарушением установленного порядка выдачи переводов физическим лицам.

Действия сотрудников ПАО «Сбербанк России» не являются неправомерными, суд приходит к выводу, что оснований ко взысканию с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, штрафа, не имеется.

Руководствуясь ст.193,194, 197,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать С.А.Л. в удовлетворении исковых требований к ПАО «Сбербанк России» о компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края.

Судья: