Дело № 2-2176/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Щербаковой А.А.,
с участием помощника Каширского городского прокурора Типуновой Е.А.,
представителя ответчика Администрации Каширского муниципального района по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каширского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Кашира об обязании обеспечить безопасные условия дорожного движения, в том числе в целях реализации многодетным семьям прав на улучшение жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Каширский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с исковым заявлением к администрации городского округа Кашира об обязании обеспечить безопасные условия дорожного движения, в том числе в целях реализации многодетным семьям прав на улучшение жилищных условий. В обоснование своих требований ссылается, что по коллективному обращению многодетных семей, получивших земельные участки в <адрес>, проведена проверка по вопросу бездействия администрации городского округа Кашира в части ненадлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования. Проверкой установлено, что администрацией городского округа Кашира 29 многодетным семьям сформированы и предоставлены земельные участки в <адрес>. При этом, несмотря на предоставление многодетным семьям участков в <адрес> дорожная инфраструктура к этим участкам до настоящего времени ответчиком не обеспечена, имеющееся вдоль линии предоставленных многодетным семьям участкам дорожное полотно не соответствует установленным требованиям, имеет вид накатанного дорожного проезда, никем не обслуживается и не содержится. Предоставление земельных участков многодетным семьям – одна из форм государственной поддержки для семей такой категории. Отсутствие транспортной инфраструктуры на предоставленных земельных участках препятствует многодетным семьям осуществлять строительство жилых домов, благоустройство территории, создает зависимость проезда к участкам от погодных условий. В связи с необеспеченностью предоставленных многодетным семьям земельных участков необходимой инфраструктурой городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление руководителю администрации городского округа Кашира о необходимости устранения нарушения законодательства в сфере бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков. Ответ администрации городского округа Кашира на представление прокурора содержал сведения о выполнении работ по устройству щебеночного покрытия проезда через кювет к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям в <адрес>. Вместе с тем, работы по отсыпке кювета не решают проблему транспортной инфраструктуры, поскольку в рассматриваемом районе отсутствует автомобильная дорога, обеспечивающая круглогодичный подъезд к территории, на которой размещены земельные участки, предоставленные многодетным семьям. Имеющийся проезд не внесен в перечень автомобильных дорог местного значения и не имеет идентификационного номера в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 257-ФЗ, в силу ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильной дорогой не является, в юридическом смысле не существует. Согласно утвержденного Плана мероприятия по обеспечению подъезда к земельным участкам, разработка проекта транспортной инфраструктуры, планирование в бюджете городского округа Кашира Московской области денежных средств на обеспечение земельных участков подъездными путями и объектами инженерной инфраструктуры, обеспечение земельных участков для многодетных семей подъездными путями и объектами инженерной инфраструктуры возложено на администрацию городского округа Кашира. Фактом отсутствия дороги на рассматриваемом участке ущемляются законные интересы не только многодетных семей, но и их родственников, друзей, знакомых, а также иных лиц, желающих проехать на данную территорию, и в целом, жителей городского округа Кашира.
В судебном заседании помощник Каширского городского прокурора Типуновой Е.А. поддержала заявленные требования в полном объеме. Также пояснила, что имеющиеся грунтовое покрытие, ведущее к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям в собственность, недостаточно для обеспечения проезда ко всем участкам. Кроме того, его площадь незначительна по отношению к сформированным участкам, не может обеспечить беспрепятственный проезд в любое время года при любых погодный условиях, не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы».
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснила, что в настоящее время утвержден План мероприятий («Дорожная Карта») администрации городского округа Кашира Московской области по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям коммунальной и транспортной инфраструктурой. Оснований для обустройства асфальтового покрытия у спорных земельных участков не имеется, поскольку застройка жилыми домами не производится. В ДД.ММ.ГГГГ году администрацией запланированный мероприятие по грейдированию автодороги с добавлением щебеня. Объемы производственных работ не известны. Данный вопрос будет рассмотрен при получении экономии, выявленной при проведении торгов по закупке плановых мероприятий за ДД.ММ.ГГГГ года.
Третье лицо – представитель ОМВД России по городскому округу Кашира в судебное заседание не явился, будучи надлежащем образом уведомленным о слушании дела. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступило. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ г. администрацией Каширского муниципального района (реорганизованного на основании решения Совета депутатов от 29.12.2015 г. в городской округ Кашира) в соответствии с Законом Московской области от 26.05.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставлено 29 земельных участков, расположенных в <адрес><адрес> в кадастровом квартале №, многодетным семьям (л.д. 187-241).
На основании разработанных Министерством имущественных отношений Московской области методических рекомендаций администрации городского округа Кашира Московской области утвержден План мероприятий («Дорожная Карта») по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям коммунальной и транспортной инфраструктурой (л.д. 35,45-48).
В соответствии с Планом мероприятий по обеспечению подъезда к земельным участкам, разработка проекта транспортной инфраструктуры, планирование в бюджете городского округа Кашира Московской области денежных средств на обеспечение земельных участков подъездными путями и объектами инженерной инфраструктуры, обеспечение земельных участков для многодетных семей подъездными путями и объектами инженерной инфраструктуры возложено на администрацию городского округа Кашира и срок исполнения составляет – в течение финансового года, в котором предусмотрены бюджетные средства.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя администрации городского округа Кашира направлено представление прокурора об устранении нарушения законодательства в сфере бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков (л.д. 36-38).
В ДД.ММ.ГГГГ ответчиком во исполнение представления прокуратуры проведены работы по устройству твердого (щебеночного) покрытия проезда через кювет к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям в <адрес> (л.д. 39-40).
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ выполненному должностными лицами Каширского городской прокуратуры с участием инспектора по дорожному надзору ОГИБДД ОМВД России по городскому округу Кашира, заезд на территорию спорных земельных участков осуществляется со стороны дороги, расположенной вдоль <данные изъяты> (находящегося в непосредственной близости от участков), через ворота товарищества, обрадованные замком. Других пригодных для подъезда к земельным участкам путей не имеется. Накатанное вокруг земельных участков покрытие для проезда транспорта не пригодно, требованиям безопасности дорожного движения не соответствует, в особенности при неблагоприятных погодных условиях (дожде, снеге) (л.д. 11-30).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Положениями ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Указом Президента Российской Федерации № 600 от 07.05.2012 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» установлено, что земля, предоставленная многодетной семье для строительства жилого дома, должна быть обеспечена инженерной инфраструктурой.
Целью вышеуказанного законодательства является не просто распределение свободных земель, а решение жилищной проблемы многодетных семей, улучшение качества их жизни.
Законом Московской области от 26.05.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» установлены меры социальной поддержки многодетных семей в части бесплатного предоставления земельных участков, находящегося в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства.
Согласно ст. 6.2 указанного Закона при предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
В силу ч. 2 ст. 3, ч. 8 ст. 6 названного Закона предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях реализации настоящего Закона.
Из представленных материалов дела усматривается, что отсутствие транспортной инфраструктуры на предоставленных земельных участках препятствует многодетным семьям осуществлять строительство жилых домов, благоустройство территории, создает зависимость проезда к участкам от погодных условий. Работы по отсыпке кювета не решают проблему транспортной инфраструктуры, поскольку в рассматриваемом районе отсутствует автомобильная дорога, обеспечивающая круглогодичный подъезд к территории, на которой размещены земельные участки, предоставленные многодетным семьям.
В соответствии со ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения городского округа.
Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с п.п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения входит в понятие содержание автомобильной дороги.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Статьей 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Имеющийся проезд не внесен в перечень автомобильных дорог местного значения и не имеет идентификационного номера в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 257-ФЗ, в силу ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильной дорогой не является и не может быть расценен судом как оборудованная в соответствии с требованиями законодательства автомобильная дорога.
При этом, установленные сроки исполнения мероприятий по обеспечению земельных участков необходимым проездом, носят неконкретизированный по времени исполнения либо отсылочный характер, изложенные формулировки сроков исполнения создают предпосылки к оставлению указанных мероприятий без фактической реализации.
Таким образом, отсутствие дороги к рассматриваемым участкам нарушает права граждан на свободное передвижение, создает угрозу жизни и здоровью, так как отсутствует возможность для проезда скорой медицинской помощи, пожарных машин и иной специализированной техники, а также не влечет обязанности администрации по содержанию дороги.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Каширского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Кашира об обязании обеспечить безопасные условия дорожного движения, в том числе в целях реализации многодетным семьям прав на улучшение жилищных условий, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Кашира в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить безопасные условия дорожного движения к земельным участкам, расположенным в <адрес><адрес>, предоставленных многодетным семьям, путем устройства автомобильной дороги, соответствующей ГОСТу Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Каширский городской суд в течение месяца дней со дня его вынесения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья Т.А. Фомина