ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2176/2014 от 18.07.2014 Серпуховского городского суда (Московская область)

  Дело № 2-2176/2014  

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 18 июля 2014 года

 Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,

 С участием:

 Представителя заявителей ФИО1, ФИО2 по доверенности – ФИО3

 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области» о приостановлении осуществления кадастрового учета

 УСТАНОВИЛ:


 ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением и просили признать незаконным решение <номер> от 11.06.2014 года Отдела кадастрового учета №4 ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФКП «Росреестра» по Московской области, отменить его и обязать ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФКП «Росреестра» по Московской области произвести государственный кадастровый учет объекта недвижимости (здания), площадью <...>, расположенного по <адрес>.

 Свои требования заявители мотивировали тем, что они являются сособственниками земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады-магазины розничной торговли, общей площадью <...>, расположенного по <адрес>, по 1/2 доли в праве. В 2013 году на указанном земельном участке было построено нежилое здание (пост охраны) площадью <...> В целях проведения кадастрового учета данного здания были проведены кадастровые работы. По результатам проведенных кадастровых работ был составлен технический план и представлен в Отдел кадастрового учета № 4 ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФКП «Росреестра» по Московской области. Решением <номер> от 11.06.2014г. было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости, площадью <...>, расположенного по <адрес>, поскольку по результатам проведенной проверки было выявлено, что согласно ч.1 ст.55 ГркРФ, а также учитывая ч.8 ст.41 Закона о кадастре, в случае, если разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрено действующим законодательством, то использование такого разрешения при подготовке технического плана является обязательным. Заявителям было предложено представить документы, оформленные в соответствии с действующим законодательством.

 С указанным решением государственного органа кадастрового учета заявители не согласны, считают его незаконным, поскольку здание возведено в границах земельного участка, принадлежащего им на праве собственности. На объект недвижимости была заполнена декларация, которая была заверена надлежащим образом. Также на данную категорию земель распространяются требования по оформлению в упрощенном порядке прав на объекты недвижимости. В связи с чем разрешения на ввод в эксплуатацию, проектной документации и иных документов, указанных в решении ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области при подаче заявления об осуществлении государственного учета не требуется. Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 ГрКРФ не требуется получение разрешения на строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

 Указанное здание выполняет функции вспомогательного помещения, предназначено для охраны земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, принадлежащем заявителям на праве собственности, с учетом его разрешенного использования.

 В связи с изложенным решение Отдела кадастрового учета № 4 ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФКП «Росреестра» по Московской области <номер> от 11.06.2014г. ущемляет права заявителей как сособственников объектов недвижимости.

 Заявители ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

 Представитель заявителей ФИО1, ФИО2 по доверенности – ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении, пояснив, что данное строение является вспомогательным по отношению к земельному участку, на котором иных строений, кроме спорного, не имеется.

 Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФКП «Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просил, возражений относительно заявленных требований не представил.

 При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

 Выслушав представителя заявителей, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

 Как усматривается из материалов дела, на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата>, ФИО1, ФИО2 приобрели в равных долях каждый земельный участок с кадастровым <номер> общей площадью <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <...> – для производственной деятельности, <...> – для торговой деятельности, расположенный по <адрес>.

 <дата> на основании указанного договора купли-продажи произведена государственная регистрация права ФИО1 и ФИО2 общей долевой собственности на указанный земельный участок, запись регистрации в ЕГРП <номер> (л.д. 7,8).

 Из технического описания нежилого здания (пост охраны), расположенного по <адрес>, следует, что на земельном участке с кадастровым <номер> в 2013г. возведено нежилое здание общей площадью <...>. Разрешение на возведение здания не предъявлено (л.д.9-14).

 К материалам дела приобщен технический план здания, составленный ООО «А», содержащий декларации об объекте недвижимого имущества (л.д.15-25).

 Решением Отдела кадастрового учета №4 ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФКП «Росреестра» по Московской области <номер> от 11.06.2014 года постановка на государственный кадастровый учет нежилого здания площадью <...>, расположенного по <адрес>, приостановлена на основании п.5 ч.2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Заявителям указано на то, что согласно ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, а также учитывая ч.8 ст. 41 Закона о кадастре, в случае, если разрешение на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрено действующим законодательством, то использование такого разрешения при подготовке технического плана является обязательным (л.д.26).

 Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>. Кроме того, из протокола учредительного собрания №1 от <дата>, ФИО2 и ФИО1 являются учредителями ООО «М».

 Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на кадастровый объекта недвижимости может быть осуществлена на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с этим Законом для осуществления такого учета документов.

 Статья 26 вышеназванного закона закрепляет, что орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи (часть 1).

 Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (часть 2 пункт 5).

 Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с положениями которого:

 - при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры: 1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; 2) постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости; 3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки);

 - при выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 31 Порядка принимается решение:

 1) о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении);

 2) об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости (далее - решение об отказе).

 Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета (пункт 31).

 В решении об отказе и решении о приостановлении кратко излагается цель обращения в орган кадастрового учета с указанием регистрационного номера соответствующего заявления или регистрационного номера документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, а также со ссылкой на соответствующие положения Закона о кадастре и Порядка приводятся причины приостановления осуществления кадастрового учета (в случаях, предусмотренных Законом о кадастре, указываются также обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения, выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин либо указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления кадастрового учета) (пункт 36).

 В соответствии с Приказом Минэкономразвития N 628 от 13.12.2010 г. "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке" декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости или технического паспорта на объект недвижимости.

 В состав Декларации включаются следующие реквизиты: "Адрес (местоположение) объекта недвижимости", "Вид и назначение объекта недвижимости", "Кадастровый номер", "Техническое описание объекта недвижимости", "Правообладатель объекта недвижимости", "Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости", "Правоустанавливающие документы на объект недвижимости".

 Согласно п.17 названного Приказа в реквизите "Правоустанавливающие документы на объект недвижимости" указываются наименования, номера, даты документов, устанавливающих право на объект недвижимости.

 В соответствии с п.9 ст.25 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, созданного на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо гаража или иного объекта недвижимости, для строительства, реконструкции которых выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Правила настоящей части не ограничивают заявителя в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов. Если при этом заявителем является гражданин, обладающий правом собственности на земельный участок, правом пожизненного наследуемого владения или правом постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, в пределах которого расположен указанный объект недвижимости, вместо предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона документа может быть представлена составленная и заверенная этим гражданином декларация об указанном объекте недвижимости. Форма декларации и состав включаемых в нее сведений устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

 Согласно пункту 1 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке) являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

 В соответствии с п.3 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

 По смыслу п.3 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

 Из содержания п. п. 1, 3 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости и содержащее его описание, является декларация об объекте недвижимого имущества. В письме Минрегиона России от 25 июня 2009 года N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 Из представленных документов следует, что заявителями ФИО1 и ФИО2 к заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости <номер> от 02.06.2014 года приобщен Технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 01.06.2014 года, содержащий декларации об объекте недвижимого имущества от 18.05.2014 года, копии свидетельств о государственной регистрации права на земельный участок, а также кадастровую выписку на земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>.

 Однако, заявителям помимо заполненных деклараций и правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимо было представить также документы, подтверждающие, что объект недвижимости, за постановкой на кадастровый учет которого они обращаются, не имеет самостоятельного назначения, так как из представленных на государственную регистрацию документов не следует, что этот объект возводился исключительно как сооружение вспомогательного использования. Иных объектов недвижимости, для которых данное строение может являться вспомогательным, на земельном участке не имеется, в то время как по смыслу нормы права, содержащейся в пп.3 п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, объекты недвижимости должны иметь вспомогательный характер, то есть обеспечивать функционирование основных объектов, расположенных на земельном участке.

 Как следует из технического описания здания спорное строение – нежилое здание на фундаменте из железобетонных блоков, стены – керамзитобетонные, перекрытия – железобетонные плиты, то есть строение является капитальным и может использоваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости, в связи с чем, необходимо для постановки на кадастровый учет, помимо иных документов, разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

 В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области от 11 июня 2014 года <номер> о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198, 256 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление ФИО1, ФИО2 о признании незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области от 11 июня 2014 года <номер> о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости; обязании осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости (здания) площадью <...>, расположенного по <адрес> – оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий:   И.С. Фетисова

 Мотивированное решение составлено 23 июля 2014 года.