ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2176/2021КОПИ от 27.08.2021 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-2176/2021 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кунгур Пермский край 27 августа 2021 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пономарева Л.В.,

при секретаре Шевниной Ю.А.,

с участием прокурора Бушмаковой Ю.А.,

представителя ответчиков ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Кунгурский городской прокурор обратился в суд с иском ответчикам и, уточнив исковые требования, просит обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края осуществить финансирование затрат на разработку декларации безопасности гидротехнических сооружений:

- водозащитная дамба (на правом берегу реки Ирень (от АТП «Кунгуравтотранс» до гаражей п. Машзавода) (1 очередь), кадастровый ;

- дамба, городская черта рек Сылва, Ирень и Шаква (левый берег), кадастровый ;

- дамба р. Ирень, расположенная по адресу: Пермский край, Кунгурский район, д. Мериново, д. Болотово, кадастровый ;

- защитная дамба вдоль берега р.Сылва, расположенная по адресу: Пермский край, Кунгурский район, с.Филипповка, кадастровый , в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

Обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края и Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края разработать декларации безопасности данных гидротехнических сооружений в срок до 31.12. 2022.

В обоснование исковых требований указывает, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Кунгурского муниципального округа (далее - администрация), Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Кунгура (далее-УЖКХ) законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в период весеннего половодья.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования «Кунгурский муниципальный округ» в собственности муниципального образования «Кунгурский муниципальный округ» находятся вышеуказанные гидротехнические сооружения ( далее ГТС)

УЖКХ мероприятия по составлению и направлению декларации безопасности ГТС в уполномоченный орган не проведены, в следствии чего, сведения о ГТС в Регистр гидротехнических сооружений не внесены.

ГТС служат для защиты населения Кунгурского муниципального округа от подтопления во время прохождения половодья (весеннего паводка).

ГТС переданы Администрацией в казну Управления.

Кунгурским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки, в администрацию города Кунгура внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе по факту непринятия мер по разработке декларации безопасности ГТС.

Исполнительным органом местного самоуправления Кунгурского муниципального округа является Администрации Кунгурского муниципального округа.

Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства является структурным подразделением Администрации.

Невыполнение Администраций и УЖКХ обязательных требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

Истец в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчиков ФИО1 в судебном заседании, по исковым требованиям не возражала.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулирует Федеральный закон от 21 июля 1997 г N 117-ФЗ. "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее- Федеральный закон № 117-ФЗ).

Согласно абзацу 3 статьи 8 Закона N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании, в том числе, требований представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

В силу абзаца 7 статьи 3 Закона N 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасностью гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

В силу статьи 10 Федерального закона N 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Согласно статье 19 Федерального закона N 117-ФЗ нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Согласно статье 7 Федерального Закона № 117-ФЗ гидротехнические сооружения учитываются в Российском регистре гидротехнических сооружений, который формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Российский регистр гидротехнических сооружений представляет собой единую систему учета, регистрации, хранения и предоставления информации по гидротехническим сооружениям Российской Федерации.

Государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, определенные статьей 3 Федерального закона N 117-ФЗ, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Основанием для включения в Регистр гидротехнических сооружений является декларация безопасности сооружения, утвержденная органом государственного надзора.

Гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона N 117-ФЗ, вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления декларации безопасности гидротехнического сооружения заявления собственника или эксплуатирующей организации.

Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.7).

В соответствии с пунктом 4 Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1893 (далее-Правила) государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, определенные статьей 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений», повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что сведения о гидротехническом сооружении формируются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией и представляются в орган государственного надзора в составе документов, представляемых для утверждения декларации безопасности.

Таким образом, из Закона № 117-ФЗ следует, что наличие декларации безопасности гидротехнических сооружений позволяет внести гидротехническое сооружение в Российский регистр гидротехнических сооружений. При этом без декларации безопасности эксплуатация гидротехнических сооружений не может быть признана безопасной.

С учетом того, что целью государственной экспертизы декларации безопасности является выявление степени опасности на гидротехническом сооружении, достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности и соответствия этих мер нормам и правилам, декларированию подлежат все гидротехнические сооружения независимо от класса.В соответствии со ст. ст. 49, 50, 55 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) имущество муниципального образования, средства местного бюджета, составляют экономическую основу местного самоуправления. В собственности муниципального образования может находиться имущество, необходимое для решения вопросов местного значения поселения, выполнения государственных полномочий, переданных в установленном порядке.

В рамках реализации закона Пермского края от 09.12.2020 № 601-ПК «Об объединении всех поселений, входящих в состав Кунгурского муниципального округа, с городом Кунгуром» (закон Пермского края № 601- ПК) на территории Кунгурского муниципального округа сформированы исполнительный и представительный органы местного самоуправления.

Судом установлено:

Администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края является юридическим лицом, осуществляющим деятельность органов местного самоуправления муниципальных округов, что следует из ЕГРЮЛ (10-19).

В силу статьи 12, части 1 статьи 130 и части 1 статьи 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Решением Кунгурской городской Думы от 25.02.2021 Управление городского хозяйства администрации г.Кунгура Пермского края переименовано в Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Кунгура Пермского края (л.д.20).

Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования «Кунгурский муниципальный округ» в собственности муниципального образования «Кунгурский муниципальный округ» находятся гидротехнические сооружения, в том числе:

- водозащитная дамба (на правом берегу реки Ирень (от АТП «Кунгуравтотранс» до гаражей п. Машзавода) (1 очередь), кадастровый ;

- дамба, городская черта рек Сылва, Ирень и Шаква (левый берег), кадастровый ;

- дамба р. Ирень, расположенная по адресу: Пермский край, Кунгурский район, д. Мериново, д. Болотово, кадастровый ;

- защитная дамба вдоль берега р.Сылва, расположенная по адресу: Пермский край, Кунгурский район, с.Филипповка, кадастровый (л.д.29-31).

ГТС служат для защиты населения Кунгурского муниципального округа от подтопления во время прохождения половодья (весеннего паводка).

ГТС переданы Администрацией в казну Управления.

В соответствии с пунктом 2.2.8, пунктом 2.2.12 Положения об Управлении жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Кунгура Пермского края», утвержденного решением Кунгурской городской Думы 25.02.2021 № 413 предметом деятельности - Управления жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Кунгура Пермского края является, в том числе, организация содержания защитных дамб, исполнение полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом части муниципальной казны, держателем которого является Управление в соответствии с Перечнем разделов учета объектов муниципальной части муниципальной казны (л.д.22-28).

Управлением мероприятия по составлению и направлению декларации безопасности ГТС в уполномоченный орган не проведены, в следствии чего, сведения о ГТС в Регистр гидротехнических сооружений не внесены.

Кунгурским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведенной проверки, в администрацию города Кунгура внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе по факту непринятия мер по разработке декларации безопасности ГТС (л.д.32-35).

Представление, рассмотрено, признано законным и обоснованным, согласно ответу Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, мероприятия по декларированию ГТС буду выполнены при наличии достаточного финансирования в бюджете Кунгурского муниципального округа Пермского края в 2022 году (л.д.36-37,38-39).

Невыполнение Администраций и Управлением обязательных требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

В связи с чем, суд считает, что исковые требования Кунгурского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края осуществить финансирование затрат на разработку декларации безопасности гидротехнических сооружений:

- водозащитная дамба (на правом берегу реки Ирень (от АТП «Кунгуравтотранс» до гаражей п. Машзавода) (1 очередь), кадастровый ;

- дамба, городская черта рек Сылва, Ирень и Шаква (левый берег), кадастровый ;

- дамба р. Ирень, расположенная по адресу: Пермский край, Кунгурский район, д. Мериново, д. Болотово, кадастровый ;

- защитная дамба вдоль берега р.Сылва, расположенная по адресу: Пермский край, Кунгурский район, с.Филипповка, кадастровый , в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

Обязать администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края и Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края разработать декларации безопасности гидротехнических сооружений:

водозащитная дамба (на правом берегу реки Ирень (от АТП «Кунгуравтотанс» до гаражей п.Машзавода) (1 очередь), кадастровый ;

дамба, городская черта рек Сылва, Ирень и Шаква (левый берег), кадастровый ;

- дамба р.Ирень, расположенная по адресу: Пермский край, Кунгурский район, д.Мериново, д.Болотово, кадастровый ;

- защитная дамба вдоль берега р.Сылва, расположенная по адресу: Пермский край, Кунгурский район, с.Филипповка, кадастровый , в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности гидротехнических сооружений» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья /подпись/

Копия верна. Судья Л.В.Пономарева

Подлинное решение подшито в материалы гражданского дела №2-2176/2021 (59RS0027-01-2021-002714-92), дело хранится в Кунгурском городском суде Пермского края.