ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2176/2023 от 14.11.2023 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-2176/2023

УИД 23RS0050-01-2023-002147-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. ФИО4 14 ноября 2023 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Орловой Т.Ю.,

при секретаре Малюк А.Н.,

с участием старшего помощника Новороссийского транспортного прокурора Толстокора Д.В.,

представителей ответчика ООО «Порт Мечел-ФИО4» ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенности,

представителя ФГУП «УВО Минтранса России» ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Новороссийского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Порт Мечел-ФИО4» об обязании устранить нарушения транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Новороссийского транспортного прокурора Ковальчук Р.А. обратился в суд с иском к ООО «Порт Мечел-ФИО4» об обязании устранить нарушения транспортной безопасности.

В обоснование исковых требований истец указал, что Новороссийской транспортной прокуратурой в марте - апреле 2023 года проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в ООО «Порт Мечел-ФИО4», по результатам которой выявлены нарушения закона.

Установлено, что производственный комплекс ООО «Порт Мечел-ФИО4» включен в реестр категорированных объектов ОТИ, ему присвоена 3 категория.

Росморречфлотом ДД.ММ.ГГГГ утвержден план обеспечения транспортной безопасности указанного ОТИ, ДД.ММ.ГГГГ утверждена дополнительная оценка уязвимости.

В соответствии с действующими Требованиями план обеспечения транспортной безопасности на предприятии не разработан и не утвержден.

Согласно пп. 3 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя работников, оснащенных ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ).

Однако в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ на производственном комплексе ООО «Порт Мечел-ФИО4» привлеченные сотрудники ГГГБ осуществляли защиту объекта без газоанализаторов паров взрывчатых веществ.

Вопреки требованиям пп. 25 п. 5 Требований аудиозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры не обеспечена.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».

В указанный перечень включено ООО «Порт Мечел-ФИО4». В настоящее время объект транспортной инфраструктуры - «Терминал по перегрузке генеральных и навалочных грузов в морском порту ФИО4» ООО «Порт Мечел-ФИО4», включенный пунктом 988 Раздела 2 в Перечень , субъектом переименован на «Производственный комплекс ООО «Порт Мечел-ФИО4», что само по себе не может явиться основанием для неисполнения требований законодательства и не снимает с субъекта обязанности обеспечить объект ведомственной охраной, поскольку месторасположение объекта <адрес> его причальные и береговые характеристики не изменились.

Вместе с тем охрана ОТИ сотрудниками УВО Минтранса России на объекте не осуществляется.

Указанные нарушения отражены в представлении, внесенного ДД.ММ.ГГГГ руководителю ООО «Порт Мечел-ФИО4», по результатам рассмотрения которого приняты меры к устранению нарушений, однако в настоящее время нарушения не устранены.

Изложенные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ заместитель Новороссийского транспортного прокурора Ковальчук Р.А. уточнил исковые требования, просил:

1) обязать ООО «Порт Мечел-ФИО4» <адрес>, разработать и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта на утверждение план обеспечения транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры «Производственный комплекс ООО «Порт Мечел-ФИО4»;

2) возложить обязанность на ООО «Порт Мечел-ФИО4» <адрес> оснастить работников подразделения транспортной безопасности ручными средствами досмотра - металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ;

3) возложить обязанность на ООО «Порт Мечел-ФИО4» <адрес>, обеспечить охрану объекта - «Производственный комплекс ООО «Порт Мечел-ФИО4», включенный в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации», утвержденный приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, ведомственной охраной.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ старший помощник Новороссийского транспортного прокурора Радиневич А.В. отказался из уточненных ранее требований от п иска о возложении обязанности на ООО «Порт Мечел-ФИО4» <адрес>, оснастить работников подразделения транспортной безопасности ручными средствами досмотра - металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ, оставшиеся требования и просил удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика ООО «Порт Мечел-ФИО4» ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности в судебном заседании пояснили, что с требованием, указанным в пункте уточненного иска ООО «Порт Мечел-ФИО4» согласен, данное требование признает, так как оно уже выполняется. С требованием, указанным в пункте по поводу обеспечения охраны объекта представители ответчика не согласны так как ООО «Порт Мечел-ФИО4» это частная организация и её необоснованно включили в перечень охраняемых объектов, который распространяется на государственные организации.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ старший помощник Новороссийского транспортного прокурора Толстокора Д.В. поддержала уточненные исковые требования в части требований, изложенных в пунктах и , дополнительно пояснила, что данные требования законны и обоснованы. Перечень охраняемых объектов прошел оценку судами вышестоящих инстанций. Перечень охраняемых объектов имеет общий формат государственных структур и частных организаций. Это доказательство обоснованности требования, изложенного в п. 3 уточненного иска, с которым не согласны представители ответчика.

Представитель ФГУП «УВО Минтранса России» ФИО3, действующий на основании доверенности в судебном заседании пояснил, что требования, изложенные в пунктах и уточненного иска являются обоснованными, так как ООО «Порт Мечел-ФИО4» включен в Перечень , определяющий субъекты транспортной инфраструктуры, подлежащий ведомственной охране.

Представитель МТУ Ространснадзора по ЮФО в судебное заседание не явился, от представителя по доверенности ФИО5 в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие МТУ Ространснадзора по ЮФО, а также отзыв на иск, согласно которого просит уточненные исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что требования, изложенные в пункте по поводу обеспечения охраны объекта обоснованы поскольку ООО «Порт Мечел-ФИО4» обязан обеспечивать охрану объекта.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Настоящее исковое заявление предъявляется прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку в данном случае затрагиваются правоотношения в области транспортной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб гражданам, имуществу.

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон), целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры; категорирование объектов транспортной инфраструктуры; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

Согласно п. 9 ст. 1 Закона субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующие их на ином законном основании.

Данной статьей также установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Планом предусмотрена система мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (ч. 1 ст. 4 Закона).

Как следует из п. 2 ст. 1 Закона категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта» разработаны требования для обеспечения транспортной безопасности (далее - Требования).

Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (п. 4).

Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в установленном порядке в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде (пп. 5 п. 5 Требований).

На основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (пп. 6 п. 5 Требований).

Реализовать план объекта транспортной инфраструктуры поэтапно в предусмотренные этим планом сроки: в отношении объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий - не позднее одного года с даты присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры (пп. 7 п. 5 Требований).

Новороссийской транспортной прокуратурой в марте - апреле 2023 года проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в ООО «Порт Мечел-ФИО4», по результатам которой выявлены нарушения закона.

Установлено, что производственный комплекс ООО «Порт Мечел-ФИО4» включен в реестр категорированных объектов ОТИ, ему присвоена 3 категория.

Росморречфлотом ДД.ММ.ГГГГ утвержден план обеспечения транспортной безопасности указанного ОТИ, ДД.ММ.ГГГГ утверждена дополнительная оценка уязвимости.

В соответствии с действующими Требованиями план обеспечения транспортной безопасности на предприятии не разработан и не утвержден.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».

В указанный перечень включено ООО «Порт Мечел-ФИО4». В настоящее время объект транспортной инфраструктуры - «Терминал по перегрузке генеральных и навалочных грузов в морском порту ФИО4» ООО «Порт Мечел-ФИО4», включенный пунктом 988 Раздела 2 в Перечень , субъектом переименован на «Производственный комплекс ООО «Порт Мечел-ФИО4», что само по себе не может явиться основанием для неисполнения требований законодательства и не снимает с субъекта обязанности обеспечить объект ведомственной охраной, поскольку месторасположение объекта (<адрес>), его причальные и береговые характеристики не изменились.

Вместе с тем охрана ОТИ сотрудниками УВО Минтранса России на объекте не осуществляется.

Указанные нарушения отражены в представлении, внесенного ДД.ММ.ГГГГ руководителю ООО «Порт Мечел-ФИО4», по результатам рассмотрения которого приняты меры к устранению нарушений, однако в настоящее время нарушения не устранены.

Суд не соглашается с доводом представителей ответчика о том, что ООО «Порт Мечел-ФИО4» это частная организация и её необоснованно включили в перечень охраняемых объектов, который распространяется на государственные организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона «обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

На основании статей 5, 8 Закона 77-ФЗ, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации ведомственной охраны» (пункты 1, 2) Минтранс России включён в перечень органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в связи с чем наделён полномочиями по определению перечня объектов, охраняемых силами ведомственной охраны Минтранса России.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Перечень охраняемых объектов подразделениями Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее - Перечень ).

Исходя из указанного в ст. 1 Закона 77-ФЗ понятия «охраняемые объекты» (под которыми понимаются - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее - имущество), подлежащее охране в целях предотвращения противоправных посягательств) Перечень представляет собой перечень объектов, охрана которых должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке.

Обязательность охраны объектов, включённых в Перечень , как для ведомственной охраны Минтранса России, так и для правообладателей объектов, а также невозможность охраны этих объектов иными силами (субъектами охраны) установлена выводами судов различных инстанций. В том числе Верховного Суда РФ (определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ-

Факт регистрации Перечня в Минюсте России (peг. ), в соответствии с п. 8 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о его общеобязательном применении, так как не является актом рекомендательного характера (акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию в Минюст РФ и в таких актах должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа).

В настоящее время в Перечень включён объект ООО «Порт Мечел- ФИО4» - Терминал по перегрузке генеральных и навалочных грузов в морском порту ФИО4.

Учитывая вышеизложенное ООО «Порт Мечел-ФИО4» подлежит обязательной ведомственной охране силами Предприятия.

Неисполнение требований закона о транспортной безопасности подрывает основополагающий принцип обеспечения транспортной безопасности - непрерывность, препятствует надлежащей защите объекта и реализации мер исключению актов незаконного вмешательства в его работу, в объеме, предусмотренном Требованиями.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении пунктов и уточненного иска заместителя Новороссийского транспортного прокурора Ковальчук Р.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя Новороссийского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Порт Мечел-ФИО4» об обязании устранить нарушения транспортной безопасности - удовлетворить.

Обязать ООО «Порт Мечел-ФИО4» <адрес> разработать и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта на утверждение план обеспечения транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры «Производственный комплекс ООО «Порт Мечел-ФИО4».

Возложить обязанность на ООО «Порт Мечел-ФИО4» <адрес> обеспечить охрану объекта - «Производственный комплекс ООО «Порт Мечел-ФИО4», включенный в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации», утвержденный приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, ведомственной охраной.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательно форме.

Председательствующий: Т.Ю. Орлова