ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2178/20 от 18.01.2021 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

КОПИЯ

№2-25/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2021 года г.Белорецк, РБ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Бондаренко С.В.,

при помощнике судьи Дмитриевой А.А.,

с участием заместителя Белорецкого межрайонного прокурора Елкина А.В., представителей ответчиков Пономаревой О.В., Сафиной А.А., Хашимовой Х.И., Вениковой Т.В., Мокрушиной С.В., Мухамедьянова И.Г. по доверенностям,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-25/2021 по иску Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ООО «Техресурс», ООО УК «Жилкомунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО «Белорецкий коммунальщик», МУП «Водоканал», МУП «Белорецкие электрические сети», Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании включить защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в состояние, пригодное для их использования по назначению,

УСТАНОВИЛ:

Белорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ООО «Техресурс», ООО УК «Жилкомунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО «Белорецкий коммунальщик», МУП «Водоканал», МУП «Белорецкие электрические сети», Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании включить защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в состояние, пригодное для их использования по назначению.

Впоследствии истец уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, заявив требования к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ООО «Техресурс», ООО УК «Жилкомунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО «Белорецкий коммуальщик», МУП «Водоканал», МУП «Белорецкие электрические сети», Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании включить защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в состояние, пригодное для их использования по назначению.

В обоснование заявленных требований указал, что Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства. Установлено, что на территории муниципального района Белорецкий район РБ находится 31 защитное сооружение, предназначенное для выполнения задач гражданской обороны, включенное в реестр защитных сооружений гражданской обороны МЧС России. Техническое состояние ряда из указанных сооружений не отвечает установленным требованиям, в отношении отдельных сооружений отсутствует балансодержатель. 16 защитных сооружений 5 класса находятся в подвалах многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в .... Обслуживание данных домов осуществляют следующие управляющие организации: ООО Техресурс, ООО УК «Жилкоммунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО Белорецкий коммунальщик. Защитное сооружение 3 класса, расположенное по адресу: ..., обслуживается МУП «Водоканал». Защитное сооружение 3 класса, расположенное по адресу: ..., пер. Базарный, ..., обслуживается МУП «Белорецкие городские электрические сети». Защитные сооружения 3 класса, расположенные по адресам: ..., балансодержателя либо иного владельца не имеют, фактически находятся в статусе бесхозяйных объектов. Правообладателями перечисленных объектов являются администрации городского поселения г.Белорецк и муниципального района Белорецкий район РБ. Согласно актам инвентаризации, оценки содержания и использования, составленным в ... года специальной комиссией в сфере гражданской обороны, перечисленные объекты не готовы к приему укрываемых в виду нарушения требований к их содержанию. Обстоятельства неготовности защитных сооружений к приему укрывающихся угрожает безопасности неопределённого круга лиц.

Просит обязать территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан включить защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по следующим адресам в ..., в реестр федерального имущества.

Обязать администрацию городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, администрацию муниципального района Белорецкий район РБ, ООО Техресурс привести защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по следующим адресам в ..., в состояние, пригодное для их использования по назначению.

Обязать администрацию городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, администрацию муниципального района Белорецкий район РБ, ООО УК «Жилкоммунсервис» привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: ..., в состояние, пригодное для его использования по назначению.

Обязать администрацию городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, администрацию муниципального района Белорецкий район РБ, ООО «Домовое хозяйство» привести защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по следующим адресам в ..., в состояние, пригодное для их использования по назначению.

Обязать администрацию городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, администрацию муниципального района Белорецкий район РБ, ООО Белорецкий коммунальщик привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: ..., в состояние, пригодное для его использования по назначению.

Обязать администрацию городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, администрацию муниципального района Белорецкий район РБ, МУП «Водоканал» привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: ..., в состояние, пригодное для его использования по назначению.

Обязать администрацию городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, администрацию муниципального района Белорецкий район РБ, МУП «Белорецкие городские электрические сети» привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: ..., в состояние, пригодное для его использования по назначению.

Протокольным определением от ... к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Правительство Республики Башкортостан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Протокольным определением от ..., в связи с уточнением истцом исковых требований, к участию в деле в ответчиков привлечены Администрация городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

В судебном заседании представитель истца – заместитель Белорецкого межрайонного прокурора Елкин А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, пояснив, что обязанность по содержанию защитных сооружений гражданской обороны должна быть возложена на организации, эксплуатирующие указанные объекты. Информацией о принадлежности защитных сооружений гражданской обороны конкретной организации не располагает. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела. В ранее поданном в суд отзыве на исковое заявление указал, что не согласен с заявленными требованиями о включении в реестр федерального имущества объектов ЗС ГО, т.к. в Положении об учете федерального имущества от ...№... указано, что ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующие подразделы реестра. Карты сведений приведены в Приложении №... к Положению об учете, которые не предусматривают отдельную форму для учета объекта ЗС ГО. Ведение обособленного учета объектов ЗС ГО Положение не предусматривает. Требования Правил, предусмотренных п.1.3, 2.1, 4.1.4, 4.1.6, 4.7, на Территориальное управление не распространяются, а учет федерального имущества ведется в соответствии с Положением об учете без выделения обособленного учета ЗС ГО. Пункт 2 Положения об учете не распространяется на учет федерального имущества, сведения о котором составляют государственную тайну. Необходимо отметить, что по результатам проведенной в 2013-2014 годах инвентаризации ЗС ГО в Российской Федерации посредством инвентаризационных ведомостей учтены все ЗС ГО в Российской Федерации, что является препятствием для их незаконной приватизации. МЧС России в отношении объектов ЗС ГО ведется обособленный учет в установленном данным министерством порядке. На большинство ЗС ГО первичная документация отсутствует в силу того, что значительная часть объектов была введена в эксплуатацию в 50-80 годах, при этом целевое выделение средств непосредственно на содержание ЗС ГО федеральным бюджетом не предусмотрено. Росреестром отмечено, что после издания постановлений Правительства РФ в отношении разграничения права собственности на ЗС ГО по всем 85 субъектам Российской Федерации выписки из них будут являться основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ. В настоящее время осуществление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на ЗС ГО нецелесообразно в связи с необходимостью его возможного последующего переоформления на право собственности субъекта РФ или соответствующего муниципального образования, снятием с учета невостребованных ЗС ГО и с нецелевым расходованием средств федерального бюджета. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика ООО «Техресурс» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела. Направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия. В ранее поданном возражении на исковое заявление возражал в удовлетворении исковых требований в отношении ООО «Техресурс» поскольку управляющая компания занимается только содержанием и техническим обслуживанием общедомового имущества, а не защитных сооружений, собственником таких объектов в силу закона является Территориальное управление Росимущества в РБ.

Представитель ответчиков ООО УК «Жилкомунсервис» и ООО «Домовое хозяйство» Пономарева О.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора признала в части первого требования о включении в защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, остальные исковые требования, в том числе предъявленные к ООО УК «Жилкомунсервис» и ООО «Домовое хозяйство» полагала не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что защитные сооружения гражданской обороны не находятся на обслуживании управляющих компаний, они обслуживают только жилые дома, спорные объекты на обслуживание управляющим компаниям не передавались, в муниципальной собственности не находятся. Все защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности. Просит первое исковое требование удовлетворить, остальные исковые требования оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика ООО «Белорецкий коммунальщик» Мокрушина С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора признала в части первого требования о включении в защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, остальные исковые требования, в том числе предъявленные к ООО «Белорецкий коммунальщик» полагала не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: РБ, ..., им не принадлежит, собственностью управляющей компании и жильцов многоквартирного дома, расположенного по тому же адресу, не является. Согласно ст. 210 ГК РФ обязанность по содержанию имущества лежит на собственнике, поэтому ООО «Белорецкий коммунальщик» является ненадлежащим ответчиком по делу. В реестре муниципальной собственности указанное защитное сооружение гражданской обороны не состоит, на обслуживании ООО «Белорецкий коммунальщик» не находится. Управляющая компания обслуживает только многоквартирный жилой дом и вправе выполнять какие-либо работы по содержанию помещений только по поручению жильцов дома. Договоров по содержанию убежища с другими организациями также нет. Просит первое исковое требование удовлетворить, остальные исковые требования оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика МУП «Водоканал» Мухамедьянов И.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора признал в части первого требования о включении в защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, остальные исковые требования, в том числе предъявленные к МУП «Водоканал», полагал не подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что согласно представленным документам МУП «Водоканал» защитное сооружение гражданской обороны по адресу: РБ, ..., не передавалось, а потому нести обязанность по его содержанию они не могут. Переданные им в хозяйственное ведение объекты, расположенные по тому же адресу, не являются защитными сооружениями гражданской обороны. Просит первое исковое требование удовлетворить, остальные исковые требования оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика МУП «Белорецкие электрические сети» Хашимова Х.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора признала в части первого требования о включении в защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, остальные исковые требования, в том числе предъявленные к МУП «Белорецкие электрические сети», полагала не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что поддерживает все доводы, сказанные остальными ответчиками. Защитное сооружение по адресу: ..., им на обслуживание не передавался, в реестре муниципального имущества не числится. Им в хозяйственное ведение были переданы другие объекты, находящиеся по тому же адресу. Существует сложившаяся с 2005 года судебная практика о том, что защитные сооружения гражданской обороны являются федеральной собственностью, содержать не принадлежащее им имущество они не могут. Просит первое исковое требование удовлетворить, остальные исковые требования оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ Сафина А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора признала в части первого требования о включении в защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, остальные исковые требования, в том числе предъявленные к Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ полагала не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что требования к администрации об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в состояние, пригодное для их использования по назначению, удовлетворению не подлежат, поскольку указанные объекты в реестре муниципального имущества не состоят. Просит первое исковое требование удовлетворить, остальные исковые требования оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Веникова Т.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора признала в части первого требования о включении в защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, остальные исковые требования, в том числе предъявленные к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан полагала не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что требования к администрации об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в состояние, пригодное для их использования по назначению, удовлетворению не подлежат, поскольку в отношении данных объектов действует определенный порядок их использования, в муниципальную собственность защитные сооружения гражданской обороны не передавались, тогда как распоряжаться таким имуществом вправе только собственник. Документов о передаче защитных сооружений гражданской обороны из государственной собственности в муниципальную собственность не имеется. Просит первое исковое требование удовлетворить, остальные исковые требования оставить без удовлетворения.

Представители третьих лиц ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из содержания статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В силу положений пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов ГО) к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища и противорадиационные укрытия.

Из пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 25 марта 2003 года N 4317, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к указанному Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления они стали относиться к федеральной собственности.

Пунктом 15 указанного Постановления предусмотрено, что управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.

В силу содержания пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 сентября 2009 года N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" утверждено положение о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (Приложение №3).

В соответствии с пунктом 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан ТУ Росимущества в Республике Башкортостан осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Башкортостан.

Согласно пункту 4.1.22 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан ТУ Росимущества в Республике Башкортостан осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство.

Основания и порядок осуществления учета федерального имущества установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".

Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что на территории городского поселения г. Белорецк и Белорецкого района Республики Башкортостан расположены следующие объекты гражданской обороны, не включенные в реестр федерального имущества:

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ..., пер. Базарный, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ...;

Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: РБ, ....

Из материалов дела следует, что на момент проведения прокурором проверки все вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества не включены, что подтверждается отсутствием соответствующих доказательств в материалах дела, доказательств обратного Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан не предоставлено.

Поскольку согласно пунктом 4.1.22 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан прямо предусмотрено, что ТУ Росимущества в Республике Башкортостан осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части обязания территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан включить защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества.

Доводы Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, изложенные в отзыве на исковое заявление, суд находит несостоятельными, поскольку они не являются основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности по ведению учета федерального имущества, которым в силу действующего законодательства являются защитные сооружения гражданской обороны.

Согласно п. 1, 5 ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно приказу МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение (п. п. 3.2.1 и 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п. 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Согласно п.п. 3.2.11, 3.2.12. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО.

Проведенной прокурорской проверкой установлено, что общее состояние защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в ..., не соответствует требованиям законодательства и не готовы к приему укрываемых ввиду нарушения требований к их содержанию.

Между тем, исходя из содержания ранее указанных норм Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1, Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, и Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 сентября 2009 года N 278 объекты гражданской обороны относятся к федеральной собственности.

Таким образом, в силу действующего законодательства защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.

В материалах дела отсутствуют доказательства, что защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в ..., в установленном порядке передавались в муниципальную собственность

Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ или Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

В материалах дела также отсутствуют доказательства, что защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в г.Белорецке по адресам: ..., в установленном порядке передавались собственность, в хозяйственное ведение или оперативное управление ООО «Техресурс», ООО УК «Жилкомунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО «Белорецкий коммунальщик», МУП «Водоканал», МУП «Белорецкие электрические сети».

Согласно информации регистрирующих органов сведения о собственниках защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в ... по адресам: ..., отсутствуют.

Так, согласно выписке Комитета по У. собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белорецкому району и г.Белорецку №... информация по защитным сооружениям гражданской обороны, расположенных по адресам: в ...: ..., в реестре муниципального имущества Комитета по управлению собственностью по Белорецкому району и г.Белорецку отсутствует.

Также согласно указанной выписке нежилое помещение – склад, расположенное по адресу: РБ, ..., и нежилые помещения, расположенные по адресу: ..., являются муниципальной собственностью муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан и переданы в хозяйственное ведение соответственно МУП «Водоканал» и МУП «БГЭС».

Указанное не свидетельствует о том, что защитные сооружения гражданской обороны расположенные по тем же адресам, являются муниципальной собственностью и переданы в хозяйственное ведение указанным ответчикам.

Согласно ответа Национального архива Республики Башкортостан №.../т от ... в документах архивного фонда Белорецкого горисполкома за 1927-1963 года сведений о принадлежности и передаче защитных сооружений гражданской обороны объектов по ..., не обнаружено.

Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от ... сведений об объектах недвижимости - защитных сооружениях гражданской обороны, расположенных по адресам в ..., в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан отсутствуют.

Согласно архивной справки Архивного отдела Администрации муниципального района Белорецкий район РБ №... от ... Архивный отдел Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан сведениями о принадлежности и передаче в чье-либо ведение защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресам: в ..., не располагает.

Также согласно указанной архивной справки в документах архивного фонда Исполкома Белорецкого городского Совета народных депутатов и администрации за 1963-1992 гг. сведений о защитных сооружениях гражданской обороны не имеется.

Согласно ответу Белорецкого участка ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» №... от ... в архивных материалах Белорецкого участка Баймакского филиала ГБУ РБ «ГКО и ТИ» какие-либо сведения о защитных сооружениях гражданской обороны отсутствуют.

Согласно уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ... ни по одному из вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны сведений в ЕГРН о зарегистрированных правах не имеется.

В перечне государственного имущества Республики Башкортостан, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования муниципальный район Белорецкий район РБ, перечисленного в дополнительных соглашениях от ... и от ... к договору передачи государственного имущества Республики Башкортостан в муниципальную собственность муниципального образования муниципальный район Белорецкий район Республики Башкортостан №... от ..., защитные сооружения гражданской обороны также отсутствуют.

Данные о принадлежности защитных сооружений гражданской обороны конкретным организациям, указанные в паспортах убежищ (противорадиационных укрытий) ничем не подтверждены (нет сведений на основании каких документов, кем и когда данные объекты передавались в эксплуатацию).

Данные о нахождении защитных сооружений гражданской обороны на балансе конкретных организаций, указанные в Актах инвентаризации, оценки содержания и использования убежищ, суд также не может принять в качестве доказательств нахождения данных объектов на балансе ответчиков, поскольку все акты составлены в одностороннем порядке представителями Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, Комитета по управлению собственностью Минземимущества РБ по Белорецкому району и Белорецкого межрайонного ОНД и ПР УНДиПР ГУ МЧС России по РБ без присутствия при составлении данных актов представителей от соответствующих организаций.

Также Акты инвентаризации, оценки содержания и использования убежищ не содержат сведений на основании каких документов, кем и когда вышеперечисленные защитные сооружения гражданской обороны были переданы на баланс ООО «Техресурс», ООО УК «Жилкомунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО «Белорецкий коммунальщик», МУП «Водоканал» и МУП «Белорецкие электрические сети».

Само по себе расположение вышеперечисленных защитных сооружений гражданской обороны по адресам жилых домов и производственных зданий, находящихся на балансе или в управлении (ведении) органов местного самоуправления, ООО «Техресурс», ООО УК «Жилкомунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО «Белорецкий коммунальщик», МУП «Водоканал» и МУП «Белорецкие электрические сети», не свидетельствуют о том, что они автоматически перешли в собственность или на баланс ответчиков, поскольку у объектов гражданской обороны особый правовой статус.

Поскольку бремя содержания имущества в силу ст. 210 ГК РФ несет его собственник, доказательств передачи защитных сооружений гражданской обороны в собственность или на баланс органов местного самоуправления, либо вышеуказанных организаций, в материалах дела не имеется, обязанность по приведению защитных сооружений гражданской обороны не в состояние, пригодное для их использования по назначению не может быть возложена на ООО «Техресурс», ООО УК «Жилкомунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО «Белорецкий коммунальщик», МУП «Водоканал», МУП «Белорецкие электрические сети», Администрацию городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ или Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Техресурс», ООО УК «Жилкомунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО «Белорецкий коммунальщик», МУП «Водоканал», МУП «Белорецкие электрические сети», Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в состояние, пригодное для их использования по назначению, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ООО «Техресурс», ООО УК «Жилкомунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО «Белорецкий коммунальщик», МУП «Водоканал», МУП «Белорецкие электрические сети», Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании включить защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в состояние, пригодное для их использования по назначению, удовлетворить частично.

Обязать территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан включить защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по следующим адресам в ..., в реестр федерального имущества.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Белорецкому межрайонному прокурору, действующего в интересах неопределенного круга лиц, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено ....

Судья: (подпись) С.В. Бондаренко

Копия верна:

Судья Белорецкого межрайонного суда: С. В. Бондаренко

Помощник судьи: А.А. Дмитриева

По состоянию на ... решение в законную силу не вступило

Подлинный документ подшит в деле №...

Уникальный идентификатор дела (материала) 03RS0№...-20.

Дело находится в Белорецком межрайонном суде РБ.