ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2178/2012 от 22.08.2012 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

 Дело № 2-2178/2012

 Решение

 Именем Российской Федерации

 Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:

 председательствующего судьи Матвиенко Н.О.

 при секретаре судебного заседания Янкиной С.Ю.

 рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия трест «Дорожно-мостового строительства» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Волгоградской области,

 УСТАНОВИЛ:

 МУП трест «Дормостстрой» обратилось в суд с заявление об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Волгоградской области.

 В обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела № № правового надзора и контроля ГИТ в Волгоградской области ФИО1 в отношении МУП трест «Дормостстрой» было выдано предписание № № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов. пункты № указанного предписания незаконны, поскольку МУП трест «Дормостстрой» не является организацией, давшей согласие на присоединение к участникам Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ. Отраслевое тарифное соглашение является документом прямого действия лишь в случае, если в организации отсутствует коллективный договор, в МУП трест «Дормостстрой» имеется коллективный трудовой договор, в соответствии с которым и осуществлялась выплата заработной платы всем работникам МУП Трест «Дормостстрой». На территории Волгоградской области действует «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве и горэлектротранспорте Волгоградской области на ДД.ММ.ГГГГ годы» между Волгоградской областной организацией общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, Региональным отраслевым объединением работодателей «Союз жилищно-коммунальных предприятий Волгоградской области», Администрацией Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N №, действие которого распространяется на предприятия по ремонту и эксплуатации дорожно-мостового хозяйства, ремонтно-строительных работ, расположенных на территории Волгоградской области. Условиями Соглашения установлено, что единая тарифная сетка для оплаты всех категорий работников системы жилищно-коммунального хозяйства и горэлектротранспорта Волгоградской области в соответствии с пунктом № Областного тарифного соглашения по ЖКХ И ГЭТ об индексации базовой тарифной ставки рабочего 1-го разряда с ДД.ММ.ГГГГ устанавливает минимальную базовую тарифную ставку рабочего 1-го разряда при работе в нормальных условиях труда установить в размере <данные изъяты> рублей с сохранением всех доплат, надбавок, стимулирующих выплат и дифференцирующих коэффициентов, регламентируемых данным Соглашением и Трудовым кодексом РФ. В связи с этим считают, что в предписании должностное лицо Государственной инспекции труда сослался на документ, не подлежащий применению на территории <адрес>. Система оплаты труда работников филиала МУП Трест «Дормостстрой» регулируется Положением об оплате труда, которое являлось неотъемлемой частью коллективного договора, заключенного в МУП Трест «Дормостстрой», при этом заработная плата работников индексируется в зависимости от изменения тарифной ставки рабочего 1 разряда. Более того, в соответствии с трудовым договором, заключенным с ФИО2 размер заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> рублей, тарифная ставка в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> рублей, тарифная ставка в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> рублей, тарифная ставка в период ДД.ММ.ГГГГ по дату увольнения составляла <данные изъяты> рублей. Ни в акте проверки, ни в предписании №№ от ДД.ММ.ГГГГ не содержится описание, в чем конкретно было выражено ухудшение положения работников. Осуществление истцом оплаты труда в соответствии с действующем на предприятии Положением об оплате труда и Коллективным трудовым договором, а не в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, нельзя признать очевидным нарушением трудового законодательства. С ДД.ММ.ГГГГ года предприятию неоднократно различными органами, в том числе и администрацией города-героя Волгограда разъяснялось, что МУП Трест «Дормостстрой» не присоединено к данному соглашению, органами исполнительной власти субъекта, органами в области регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги при установлении тарифов на эти услуги не были учтены в указанный период расходы работодателей, предусмотренные Соглашением, в то время как это предусмотрено п. № Соглашения. Перерасчет заработной платы, в отличие от выплаты начисленной, но невыплаченной заработной платы, влечет изменение штатного расписания, положения об оплате труда всего и всего коллективного договора МУП Трест «Дормостстрой», при этом стоит отметить, что при подготовке коллективного договора МУП трест «Дормостстрой» проводилась его правовая экспертиза у собственника имущества - Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда.

     На основании указанного, просит суд признать незаконным в части пунктов № предписание №№ от ДД.ММ.ГГГГ выданное заместителем начальника отдела №2 правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО1 в отношении МУП трест «Дормостстрой».

 В судебном заседании представитель заявителя МУП трест «Дормостстрой» - ФИО3, действующий на основании доверенности заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении настаивал.

 Представитель заинтересованного лица ГИТ в Волгоградской области – ФИО1, действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считает их необоснованными и неподлежщами удовлетворению.

 Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявленные требования МУП трест «Дормостстрой» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с ч.1 ст.353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

 Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

 Согласно ч.2 ст.9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

 Таким образом, указанная норма права предусматривает механизм, гарантирующий работникам, что их права и гарантии, установленные в договорном порядке, не будут ограничены или снижены. Во-первых, запрещено включать в коллективный договор, соглашение, трудовой договор условия, ограничивающие права и снижающие гарантии работникам, предусмотренные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права. Во-вторых, установлено, что если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению и действует трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

      По настоящему делу судом установлено следующее.

 На основании проведенной внеплановой документарной проверки соблюдения МУП трест «Дормостстрой» трудового законодательства, государственной инспекцией труда в Волгоградской области выявлены нарушения трудового законодательства, о чем составлен акт проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-9).

 Исходя из нарушений трудового законодательства установленных в ходе проверки, ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда по Волгоградской области в отношении управляющего, законного представителя МУП трест «Дормостстрой» ФИО4 вынесено предписание № № об устранении нарушении трудового законодательства (л.д.5-6).

 Пункт 1 предписания содержат указание: в соответствии с ч: 2 ст. 9 ТК РФ, условия оплаты труда определенные коллективным договором МУП Трест «Дорожно-мостового строительства», привести в соответствие с условиями, установленными Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы (с учетом Соглашения ДД.ММ.ГГГГ «О продлении срока действия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы» на три года с ДД.ММ.ГГГГ по 01.1 Г.2!014г.), а также, в соответствие с ч. 6 ст. 136 ТК РФ, устранив условия ухудшающие положение работников.   

      В пункте 2 предписания указано: в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, после устранения нарушений указанных в п. 1 настоящего Предписания, ознакомить работающих по настоящее время работников с изменениями внесенными в Коллективный договор МУП Трест «Дорожно-мостового строительства».

      Пунктом 3 предписывают работодателю: в соответствии с ч. 3 ст. 57, ч. 5 ст. 135 ТК РФ, условия оплаты труда с работающими по настоящее время работниками МУП Трест «Дорожно-мостового строительства» привести в соответствие с условиями, установленными Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы (с учетом Соглашения ДД.ММ.ГГГГ «О продлении срока действия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы» на три года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

 Согласно пункту 4 предписания, в соответствии с ч. 2 ст. 9, п.п. 1, б ч. 2 ст. 22. ст. 48, ч.ч. 5, б ст. 135, ст. 236 ТК РФ. п.2.3. Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы (с учетом Соглашения ДД.ММ.ГГГГ «О продлении срока действия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской федерации на 2008 - 2010 годы» на три года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), выплатить ФИО2 и другим работникам МУП Трест «Дорожно-мостового строительства» невыплаченную им в полном размере заработную плату, за период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ года (включительно), из расчета действующей в это время минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время вставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

 Пунктом 6 предписания предусмотрено, что в соответствии со ст. 236 ТК РФ, выплатить ФИО2 проценты, (денежную, компенсацию) за нарушенные сроки выплаты заработной платы за февраль - апрель 2012года.

 Пункт 8 предписывает работодателю в соответствии со ст. 236 ТК РФ, выплатить ФИО2 проценты (денежную компенсацию) за нарушенные сроки выплат при увольнении.

 В пункте 9 предписания указано, что в соответствии со ст. 139 ТК РФ, после устранения нарушений указанных ц. 4 настоящего Предписания, произвести ФИО2 и другим работникам МУП Трест «Дорожно-мостового строительства» перерасчет среднего заработка для всех случаев определения его размера.

 Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд полагает пункты № предписания Государственной инспекции труда в Волгоградской области № № от ДД.ММ.ГГГГ соответствующим требованиям трудового законодательства и исходит из следующего.

 Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

 В силу ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

 В соответствии с ч. 6 ст. 135 ТК РФ, условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

     В соответствии с аб. 8 ст. 48 ТК РФ в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников. Абзацем 10 той же статьи предусматривается, что если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

      Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году на федеральном уровне заключено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы» между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий». Указанное соглашение прошло уведомительную регистрацию в федеральной службе по труду и занятости (Роструд) за №№ от ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в журнале «Труд и страхование» (№10/11, 2007г).

 Предложение о присоединении к соглашению выражено в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Работодателям организаций ЖКХ РФ» и опубликовано в «Российской газете».

 МУП трест «Дормостстрой» с письменным отказом от присоединения к федеральному соглашению ЖКХ в федеральный орган исполнительной власти не обращался, что не отрицается заявителем. Таким образом, при установлении оплаты и условий труда МУП трест «Дормостстрой» обязано руководствоваться положениями указанного соглашения.

 В силу аб.4 ст.8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст.372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

 В соответствии с п.2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы с ДД.ММ.ГГГГ была установлена базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере не ниже <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ не ниже <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ не ниже <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ не ниже <данные изъяты> рубля. При этом минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности устанавливается в размере, равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ Организации.

 Согласно перечню организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ (Приложение №1 к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ РФ на 2008-2010года), уставом МУП трест «Дормостстрой», заявитель является организацией жилищно-коммунального хозяйства.

 Ввиду вышеизложенного, суд не может согласиться с доводом заявителя, что «Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на 2008-2010 года» не может применяться к МУП трест «Дормостстрой», поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году на региональном уровне было заключено «Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ и горэлектротранспорте Волгоградской области на 2008-2010 года», между Волгоградской областной организацией общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения (в состав которой входит профсоюзная организация МУП трест «Дормостстрой»), региональным отраслевым объединением работодателей «Союз жилищно-коммунальных предприятий Волгоградской области», Администрацией Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, положения которого заявитель применяет при установлении базовой тарифной ставки рабочего первого разряда.

 Таким образом, с учетом аб.8 ст.48 ТК РФ федеральное соглашение в ЖКХ имеет большую юридическую силу по отношению к региональному соглашению, является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положения работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением (п.1.7 Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на 2008-2010года).

 Согласно аб.6 ст.135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 Вместе с тем, в нарушение ч. 2 ст. 9, ч. 6 ст. 135 ТК РФ на момент окончания проверки, то есть ДД.ММ.ГГГГ, в МУП Трест «Дорожно-мостового строительства» применялись нормы локальных нормативных актов, а именно Коллективным договором МУП Трест «Дорожно-мостового строительства», ухудшающих положение работников по сравнению с с условиями, установленными Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы (с учетом Соглашения ДД.ММ.ГГГГ «О продлении срока действия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы» на три года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

     В период с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 и другим работникам МУП Трест «Дорожно-мостового строительства» в полном размере не выплачивалась причитающаяся им заработная плата.

 В период с ДД.ММ.ГГГГ года начисление и выплата заработной платы ФИО2 и другим работникам МУП Трест «Дорожно-мостового строительства» производилось, исходя из расчета минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда менее установленной ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы, (с учетом Соглашения ДД.ММ.ГГГГ «О продлении срока действия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы» на три года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

 Таким образом, в нарушение п.п. 1, 6 ч. 2 ст. 22, ст. 48, ч. 6 ст. 135 ТК РФ, п. 2.3. Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы (с учетом Соглашения ДД.ММ.ГГГГ «О продлении срока действия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы» на три года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в период с ДД.ММ.ГГГГ года работникам МУП Трест «Дормостстрой» в полном размере не выплачена причитающаяся им заработная плата.

 В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

     Поскольку МУП Трест «Дормостстрой» нарушен установленный срок выплаты ФИО2 заработной платы при увольнении, работодатель обязан её выплатить с уплатой процентов (денежной компенсации) в силу требований ст.236 ТК РФ, согласно которой, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

     Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о нарушении трудовых прав работников – МУП Трест «Дормостстрой», в связи с чем государственным инспектором обоснованно вынесено предписание № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП Трест «Дормостстрой».

 Ввиду вышеизложенного, суд не находит основания для удовлетворения требований заявителя, поскольку обжалуемое заявителем предписание № № от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в Волгоградской области вынесено в соответствии в указанными выше нормами права, в пределах предоставленных контролирующему органу полномочий, и, следовательно, на МУП Трест «Дормостстрой» на законном основании возложена обязанность по исполнению выданного предписания и устранению выявленных Государственным инспектором труда нарушений трудового законодательства.

 Руководствуясь ст.194-199, 254 -258 ГПК РФ суд,

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления Муниципального унитарного предприятия трест «Дорожно-мостового строительства» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Волгоградской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов № - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течении одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ворошиловский районный суд г.Волгограда.

 Мотивированный текст решения изготовлен 27 августа 2012 года.

 Председательствующий:     Матвиенко Н.О.