ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2178/2016 от 28.06.2016 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-2178/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2016 года г.Кунгур Пермского края

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Лутченко С.А.,

при секретаре Водопьяновой И.В.,

с участием прокурора Абдуллаева Р.Б.,

представителя ответчика администрации г.Кунгура Пермского края ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по заявлению Кунгурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Кунгура Пермского края об обязании оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Кунгурский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Кунгура Пермского края о возложении обязанности по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 3.7.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ 27.09.2003г. № 170.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о благоустройстве территории г.Кунгура, по результатам которой установлено, что администрация г.Кунгура, в ведении и распоряжении которой находится земельный участок, на котором размещены контейнеры для сбора ТБО по <адрес>, не приняла мер к оборудованию ее в соответствии с требованиями действующего законодательства. Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. в радиусе более <данные изъяты> м. вокруг места сбора ТБО имеется бытовой мусор, контейнеры стоят на земле, бетонированная или асфальтированная площадка, а также ограждение отсутствуют. В соответствии с информацией Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Кунгура от ДД.ММ.ГГГГ., контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов по адресу: <адрес> расположена на землях, находящихся в государственной не разграниченной собственности в ведении и распоряжении МО «Город Кунгур». Земельный участок под данной контейнерной площадкой в пользование кому-либо не передавался. Согласно и информации администрации г.Кунгура, на рабочем совещании, прошедшем в УГХ администрации г.Кунгура ДД.ММ.ГГГГ., все контейнерные площадки распределены между управляющими жилым фондом компаниями. В соответствии с реестром контейнерных площадок г.Кунгура, который является приложением к указанному протоколу, организацией, обслуживающей контейнерную площадку по <адрес> является МУП «Кунгурстройзаказчик». Вместе с тем, земельный участок, на котором расположены контейнеры муниципальному предприятию не передавались, следовательно, поддержание санитарного состояния территории земельного участка, расположенного под ней, в т.ч., путем организации сбора отходов в специализированных местах в обязанности предприятия не входит. В связи с чем, прокурор считает, что поддержание санитарного состояния территории земельного участка, расположенного под контейнерной площадкой, в том числе, путем организации сбора отходов в специализированных местах, является обязанностью администрации г.Кунгура.

В судебном заседании прокурор Абдуллаев Р.Б. на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации г.Кунгура Пермского края ФИО1 судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав, что решением общего собрания собственников многоквартирного дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. выбран способ управления МКД – управление управляющей организацией, заключен договор управления МКД. В связи с чем, полагает, что в рассматриваемом случае, выполнение обязанности по содержанию, обустройству контейнерных площадок должны управляющие компании.

Представитель третьего лица МУП «Кунгурстройзаказчик» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно ранее представленному письменному отзыву, исковые требования поддерживает, указав, что поскольку земельный участок, на котором расположены контейнеры для сбора ТБО МУП «Кунгурстройзаказчик» не предоставлялся, поддержание санитарного состояния территории земельного участка, расположенного под ней, в т.ч., путем организации сбора отходов в специализированных местах, в обязанности МУП «Кунгурстройзаказчик» не входит.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В статье 42 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131 - ФЗ (далее - Закон) к вопросам местного значения городского округа относится: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 06.10.2003г. № 131 – ФЗ, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа

Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Пунктом 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ 27.09.2003 года № 170, установлено, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Судом установлено:

Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о благоустройстве территории города Кунгура.

В соответствии с актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. и фото таблицей, в радиусе более <данные изъяты> м. вокруг места сбора ТБО, имеется бытовой мусор, контейнеры стоят на земле, бетонированная или асфальтированная площадка, а также ограждение отсутствуют /л.д.15-19/.

В соответствии с информацией Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Кунгура от ДД.ММ.ГГГГ., контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов по адресу: <адрес> расположена на землях, находящихся в государственной не разграниченной собственности в ведении и распоряжении МО «Город Кунгур». Земельный участок под данной контейнерной площадкой в пользование кому-либо не передавался /л.д.20/.

Согласно информации администрации г.Кунгура, на рабочем совещании, прошедшем в УГХ администрации г.Кунгура ДД.ММ.ГГГГ., все контейнерные площадки распределены между управляющими жилым фондом компаниями.

По результатам совещания составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с реестром контейнерных площадок г.Кунгура, который является приложением к указанному протоколу, организацией, обслуживающей контейнерную площадку по <адрес> (ранее <адрес>), является МУП «Кунгурстройзаказчик».

Вместе с тем, земельный участок, на котором расположены контейнеры муниципальному предприятию не передавался, следовательно, поддержание санитарного состояния территории земельного участка, расположенного под ней, в т.ч., путем организации сбора отходов в специализированных местах в обязанности предприятия не входит.

В соответствии с п.1.1 Правил благоустройства и содержания территории города Кунгура, утвержденных Кунгурской городской Думой от 24.04.2008г. № 32 (далее - Правила) необходимый уровень благоустройства, санитарного состояния и чистоты на территории города Кунгура поддерживается всеми гражданами, постоянно или временно проживающими на данной территории, юридическими лицами, владеющими независимо от формы владения земельными участками, индивидуальными предпринимателями, муниципальными предприятиями специализированного назначения и другими организациями, расположенными на территории города.

Согласно п.1.3 Правил, пользователями земельных участков (территорий) являются: домовладельцы, которым принадлежат земельные участки; собственники, арендаторы (субарендаторы) зданий, сооружений, за которыми закреплены территории; собственники объектов торговой сети, павильонов, киосков, ларьков, за которыми закреплены территории; собственники подъездных железнодорожных путей, дворов, а также объектов внешнего благоустройства, за которыми закреплены территории; собственники, арендаторы (субарендаторы) отдельных земельных участков.

На основании подп.1.4.4 п.1.4 Правил пользователи земельных участков независимо от вида пользования (постоянные или временные) обязаны на принадлежащей им площади земельных участков поддерживать санитарное состояние территорий, в том числе, путем организации сбора отходов в специализированных местах.

Обязанность по оборудованию санитарными средствами, к которым относятся площадки для сбора мусора, возложена на пользователей земельных участков, за которыми закреплена территория (подп.5.1.2 п.5.1 Правил).

Пунктом 5.5 Правил предписано, что площадка для сбора мусора должны быть оборудованы защитной стеной для уменьшения разброса мусора, бачками или контейнерами.

Из анализа вышеперечисленных норм следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Учитывая, что распоряжение земельным участком, на котором расположена контейнерная площадка для сбора ТБО по <адрес>, осуществляет администрация г.Кунгура, то указанный орган местного самоуправления на своей территории отвечает за поддержание санитарного состояния территории земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, в том числе, путем организации сбора отходов в специализированных местах.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушение действующего законодательства и правовых актов муниципального образования, администрация г.Кунгура, в ведении и распоряжении которой находится земельный участок под контейнерной площадкой для сбора твердых бытовых отходов, не приняла мер к оборудованию их в соответствии с установленными требованиями.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей домов города Кунгура, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с чем, на администрацию города Кунгура Пермского края следует возложить обязанность по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 3.7.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ 27.09.2003г. № 170.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию города Кунгура Пермского края по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 3.7.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ 27.09.2003г. № 170.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: С.А.Лутченко