ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-217/12 от 28.11.2012 Яровской районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-217/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 ноября 2012 года Яровской районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи С.И. Косых

при секретаре Н.А. Эль Кагат

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Алтайхимпром» о запрещении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте,

УСТАНОВИЛ:

Барнаульский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском к ОАО «Алтайхимпром», указав в обоснование своих требований, что в ходе осуществленной проверки было установлено, что ответчик осуществляет погрузочно -разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте при отсутствии лицензии на указанный вид деятельности.

Истец указал, что опасные грузы, выгрузку которых осуществляет ОАО «Алтайхимпром» без соответствующей лицензии, предусмотренной законом, в силу присущих им свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневренных погрузочно - разгрузочных работ и хранении, могут стать причиной пожара, химического или иного вида заражения, либо повреждения технических средств, устройств оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинить вред жизни и здоровью граждан, вред окружающей среде.

На основании вышеизложенного, прокурор просил обязать ОАО «Алтайхимпром» запретить погрузочно-разгрузочную деятельность, применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Представитель третьего лица - Сибирского управления государственного железнодорожного надзора в суд не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы и требования иска в полном объеме.

Представитель ОАО «Алтайхимпром» иск не признал, пояснив, что прокурором не доказан факт опасности причинения вреда в будущем. Пояснил, что осуществляемая погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам, является частью хозяйственной деятельности предприятия, которое имеет лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов и на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов.

Также указал, что ОАО «Алтайхимпром» подало документы, необходимые для получения лицензии, в Управление государственного железнодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта, однако решение вопроса о выдаче лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в настоящее время приостановлено по причинам, от предприятия не зависящим.

Помимо изложенного, отразил, что объекты инфраструктуры, где осуществлялась погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам, на основании решения собрания кредиторов ОАО «Алтайхимпром», путем замещения активов в ходе конкурсного производства, были переданы образуемому новому предприятию.

Кроме этого полагал, что Положение о лицензировании погрузочно -разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на ж/д транспорте, предусматривает необходимость наличия лицензии при погрузке - выгрузке опасных грузов лишь на железнодорожных путях общего пользования, к которым железнодорожный тупик ОАО «Алтайхимпром» не относится.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд пришел к следующему выводу:

В ходе судебного разбирательства установлено, что, одним из основных видов деятельности ОАО «Алтайхимпром» является производство и реализация <данные изъяты>(л.д.18-оборот). Пунктом 3.6. Устава данного предприятия предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, Общество может заниматься только на основании лицензии.

Решением арбитражного суда Алтайского края от 22 сентября 2011 года ОАО «Алтайхимпром» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство (л.д.35-36, 150), однако деятельность предприятия до настоящего времени не прекращена.

В силу пп. 27 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Факт осуществления ОАО «Алтайхимпром» собственными силами погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте при отсутствии соответствующей лицензии, подтверждается материалами дела.

Так, в ходе проверки, осуществленной 3-4 октября 2011 года Управлением государственного железнодорожного надзора, было установлено, что в нарушение требований закона, ОАО «Алтайхимпром» осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии (л.д.6-10).

Согласно справкам ответчика, копиям транспортных железнодорожных накладных и договоров поставки, за период (дата) ОАО «Алтайхимпром» выгрузило шесть железнодорожных цистерн с опасными грузами (<данные изъяты>) погрузило своими силами и средствами одну цистерну с опасным грузом (<данные изъяты>) – л.д.13-16,78-87.

Цистерны подавались на железнодорожные пути необщего пользования ОАО «Алтайхимпром», расположенные <адрес> где силами и средствами ответчика производилась выгрузка опасных грузов без соответствующей лицензии.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами, решением арбитражного суда Алтайского края от 28 декабря 2011 года ОАО «Алтайхимпром» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) с назначениемштрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д.177).

В 2012 году необходимая лицензия ответчиком так и не была получена. При этом, в период <данные изъяты>, в ОАО «Алтайхимпром» поступили и были выгружены собственными силами два контейнера и одна цистерна с опасными грузами (л.д.175). Таким образом, погрузочно-разгрузочная деятельность предприятия применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отсутствие лицензии не прекращена и продолжает осуществляться до настоящего времени работниками ОАО «Алтайхимпром», что представителем ответчика не оспаривалось. В связи с этим, доводы о замещении активов должника, правового значения для рассматриваемого дела не имеют.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может быть основанием к иску о запрещении деятельности, создавшей такую опасность.

Согласно п. 2 ст. 1065 ГК РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения или иной производственной деятельности, которая продолжает причинять или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В силу ч.1 ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

<данные изъяты> относятся к категории опасного груза (л.д.86), который согласно ст. 2 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении, может стать причиной взрыва, пожара, химического и иного вида заражения, либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а поэтому осуществление ОАО «Алтайхимпром» вышеуказанной деятельности без лицензии может повлечь опасность причинения вреда в будущем, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, окружающую среду, на что и было правомерно указано прокурором.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет иск Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и запрещает ОАО «Алтайхимпром» осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности по <адрес>, применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения соответствующей лицензии на осуществление погрузочно - разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Доводы ответчика о том, что погрузка - разгрузка опасных грузов является частью деятельности предприятия, имеющего лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов и на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (л.д.162,165) действие которых распространяются на погрузочно - разгрузочную деятельность опасных грузов, не принимаются судом во внимание, поскольку на каждый из этих видов деятельности в силу ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ требуется наличие отдельной лицензии.

Относительно доводов ответчика об обращении в компетентный орган за получением лицензии, суд отмечает следующее:

Постановлением Правительства РФ "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" от 21.11.2011 года N 957 установлено, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию Ространснадзором.

Из ответов указанного органа следует, что ОАО «Алтайхимпром» действительно обратился с документами на предоставление лицензии для осуществления погрузочно - разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, однако такая лицензия до настоящего времени предприятию не выдана, поскольку действующим «Положением о лицензировании погрузочно - разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам…» утв. Постановлением правительства № 221 от 21 марта 2012 года, установлена норма применения, противоречащая действующему законодательству (лд.151-152).

Между тем, данное обстоятельство не влияет на характер спорных правоотношений, поскольку представление соискателем заявления и документов, необходимых для получения лицензии и их прием лицензирующим органом, не может подменять собой лицензию, необходимую для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Доводы представителя ответчика о том, что лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельности применительно к опасным грузам необходима лишь при разгрузке (погрузке) таких грузов на железнодорожных путях общего пользования, к которым железнодорожные пути (тупик) ОАО «Алтайхимпром» не относятся, суд также считает необоснованными, поскольку п.3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 года N 221), установлено, что в состав лицензируемой деятельности входят погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (к которым и относятся ранее указанные объекты ответчика). Данная деятельность по своему содержанию отличается от перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов, осуществляемых по железнодорожным путям общего пользования.

При этом согласно ч.2 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" объекты, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений на расстояние, обеспечивающее безопасное функционирование железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ОАО «Алтайхимпром» в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Барнаульского транспортного прокурора удовлетворить.

Запретить ОАО «Алтайхимпром» осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности по <адрес>, применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии на осуществление погрузочно - разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Взыскать с ОАО «Алтайхимпром» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Яровской районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий: С.И. Косых