Дело №2-217/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Туран 27 июля 2018 года
Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Монгуша А.С.,
при секретаре Байыр Н.Б.,
с участием заместителя прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва Хертек С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пий-Хемского района действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Пий-Хемского района Республики Тыва, Российской Федерации о возложении на Хурал представителей городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим Ковальногих Т.М. с момента вступления решения суда в законную силу,
установил:
Заместитель прокурора района обратился в суд с указанным иском, в обоснование которой указала, что прокуратурой района была проведена проверка по исполнению законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции. В ходе проверки личного дела и.о. председателя администрации г.Турана (городского поселения города Турана) Ковальногих Т.М. установлено, что она диплома о высшем профессиональном образовании не имеет, а только диплом № 10254 от 26.02.1990 года об окончании Тувинского сельскохозяйственного техникума по специальности ветеринария по квалификации ветфельдшер. На основании решения Хурала представителей городского поселения города Турана А. № 112 от 09.07.2017 года Ковальногих Т.М. принята на должность и.о. председателя администрации города Турана с 10.07.2017 года, с которой был заключен трудовой договор. Должность председателя администрации города Турана и соответствии с реестром муниципальных должностей, нормативной численности муниципальных служащих администрации города Турана, типовой структуры органов местного самоуправления, схемы структуры администрации города Турана", утвержденной Решением Хурала представителей города Турана № 90 от 23.12.2016 года отнесена к "высшей группе должностей муниципальной службы" по категории "руководители". В соответствии со ст. 10 Закона Республики Тыва от 25.04.2018 года №368-ЗРТ "О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в РТ" предусмотрены Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва. В общих положениях указанных Типовых квалификационных требований в подп. 3 п. 2 Квалификационные требования к уровню профессионального образования сказано, что для замещения высших должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры. Также указанными выше Общими положениями, а именно подп. а. п. 1 ч. 3 Квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки в зависимости от группы должностей муниципальной службы, установлены следующие квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения высших должностей муниципальной службы - не менее четырех лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
В нарушение требований закона и.о. председателя администрации города Турана Ковальногих Т.М. - имеет среднее профессиональное образование. Нарушения, допущенные при приеме на работу, устранить иным способом, кроме как расторгнуть трудовой договор не представляется возможным. При этом продолжение работы Ковальногих Т.М. на должности и.о. председателя администрации города Турана невозможно, в связи с тем что действующим законодательством предусмотрено, что работник, занимающий должность председателя администрации города Турана должен соответствовать квалификационным требованиям, в том числе иметь соответствующее образование, а также иметь не менее четырех лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Считает, трудовой договор (контракт) с Ковальногих Т.М. подлежит расторжению по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, 84 Трудового кодекса РФ. Приемом на муниципальную службу Ковальногих Т.М. не соответствующей предъявленным требованиям нарушены основополагающие принципы поступления на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы, предусмотренные ст. 4 и 16 Федерального закона № 25-ФЗ, как равный доступ граждан к муниципальной службе, профессионализм и компетентность муниципальных служащих, соответствие квалификационным требованиям, чем подрывается авторитет муниципальной службы в Российской Федерации. Кроме того, считает, что нарушены законные интересы персонально неопределенного круга лиц, которые могли бы на законных основаниях замещать муниципальную должность, незаконно занимаемую Ковальногих Т.М..
Заместитель прокурора Пий-Хемского района Хертек С.Д. поддержала доводы заявления и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – Хурала представителей городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна по доверенности Маракин Е.А. с иском прокурора не согласился, заявил ходатайство о прекращении производства по гражданскому делу, поскольку считает, что иск прокурора не подлежит рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства, так как должен быть разрешен в соответствии с положениями КАС РФ.
Заинтересованное лицо Ковальногих Т.М. в судебном заседании участия не принимала, о времени и дате извещена надлежащим образом, ввиду чего дело рассмотрено в её отсутствие.
Выслушав мнение сторон, участвовавших при рассмотрении дела, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующей основной меры - предъявление в установленном порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
В п. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 25-ФЗ) закрепляется принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым признается, что необходимым условием прохождения муниципальной службы является наличие у муниципального служащего, претендующего на замещение должности необходимой квалификации.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 25-ФЗ для муниципальных служащих, находящихся на муниципальной службе, устанавливаются требования, предъявляемые к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы.
Поддерживать уровень необходимой квалификации можно посредством профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и получения первого и (или) повторного высшего образования.
При этом согласно ст. 6 Федерального закона № 25-ФЗ должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Республики Тыва.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Тыва от 25.04.2018 года №368-ЗРТ «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в РТ» предусмотрены Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республики Тыва, в соответствии с приложением.
Общим положением указанных выше Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республики Тыва (приложение №3) предусмотрены следующие требования:
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности направлению подготовки. необходимым для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе настоящих Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва.
2. Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва определяются в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
2) Квалификационные требования к уровню профессионального образования.
Для замещения высших и главных должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее образование не ниже уровня специaлитета, магистратуры.
Для замещения ведущих должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее образование.
Для замещения старших и младших должностей муниципальной службы необходимо иметь среднее профессиональное образование.
3) Квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки в зависимости от группы должностей муниципальной службы.
1. Установить следующие квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности направлению подготовки, который необходим для замещения:
а) высших должностей муниципальной службы - не менее четырех лет стажа
муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки
б) главных должностей муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
в) ведущих, старшин и младших должностей муниципальной службы - без предъявления требования к стажу.
2. Для лиц имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для замещения ведущих должностей муниципальной службы - не менее одного года стажа муниципальной службы государственной службы) или стажа работы по специальности.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Республики Тыва от 04.05.2009 года №1244 ВХ-2 (ред. от 14.06.2012) «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва» реестр должностей муниципальной службы в Республике Тыва представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы в Республике Тыва, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональному признаку должностей (категории), и утверждается приложением к настоящему Закону.
Согласно Раздела 6 Приложения к Реестру, содержащего перечень наименований должностей в администрации городского поселения, должность председателя администрации отнесена к "высшей группе должностей" в категории "руководители".
Ковальногих Т.М. имеет диплом № 10254 от 26.02.1990 об окончании Тувинского сельскохозяйственного техникума по специальности ветеринария по квалификации ветфельдшер, то есть имеет среднее профессиональное образование.
Как следует из личной карточки государственного (муниципального) служащего Ковальногих Т.М., составленной администрацией г. Турана 10 июля 2017 года, она принята 10 июля 2017 года на должность и.о. председателя.
Согласно анкете Ковальногих Т.М., в графе 5. образование, указано Тувинский сельхозтехникум.
Решением Хурала представителей г. Турана № 112 от 9 июля 2017 года Ковальногих Т.М. назначена исполняющей обязанности председателя администрации г. Турана с 10 июля 2017 года.
10 июля 2017 года Хуралом представителей г. Турана заключен трудовой контракт с Ковальногих Т.М..
Из трудовой книжки Ковальногих Т.М. АТ-VI № 2403464 также видно, что с 10 июля 2017 года она назначена на и.о. председателя администрации г. Туран.
Таким образом, суд соглашается с мнением заместителя прокурора, поскольку законодательством о муниципальной службе закрепляется обязанность муниципального служащего - председателя администрации городского поселения поддерживать необходимый уровень квалификации, иметь высшее образование и не менее четырех лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
В нарушение указанных выше требований закона и.о. председателя администрации города Турана Ковальногих Т.М. - имеет среднее профессиональное образование.
Суд также соглашается с доводами заместителя прокурора, о том, что нарушения, допущенные при приеме на работу Ковальногих Т.М. устранить иным способом, кроме как расторгнуть трудовой договор не представляется возможным. При этом продолжение работы Ковальногих Т.М. на должности и.о. председателя администрации города Турана не возможно, в связи с тем, что действующим законодательством предусмотрено, что работник, занимающий должность председателя администрации города Турана должен соответствовать квалификационным требованиям, в том числе иметь соответствующее образование.
В соответствии со п. 11 ст.77, п. 14 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.
В связи с чем, трудовой договор (контракт) с Ковальногих Т.М. подлежит расторжению по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, 84 Трудового кодекса РФ.
Приемом на муниципальную службу Ковальногих Т.М. не соответствующей предъявленным требованиям нарушены основополагающие принципы поступления на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы, предусмотренные ст. 4 и 16 Федерального закона № 25-ФЗ, как равный доступ граждан к муниципальной службе, профессионализм и компетентность муниципальных служащих, соответствие квалификационным требованиям, чем подрывается авторитет муниципальной службы в Российской Федерации.
Ходатайство представителя ответчика о прекращении производства по делу в связи с тем, что данный иск подлежит рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, судом отклоняется по следующим основаниям.
Заместитель прокурора обратилась в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц – жителей Пий-Хемского района Республики Тыва, Российской Федерации к о возложении на Хурал представителей городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим Ковальногих Т.М. с момента вступления решения суда в законную силу.
Так в абзацах 5, 6 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» дано разъяснение, что по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Таким образом, иск заместителя прокурора Пий-Хемского района подлежит удовлетворению в полном объеме, а ходатайство представителя ответчика подлежит отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск заместителя прокурора Пий-Хемского района действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Пий-Хемского района Республики Тыва, Российской Федерации о возложении на Хурал представителей городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим Ковальногих Т.М. с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.
Обязать Хурал представителей городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим Ковальногих Т.М. с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Пий-Хемский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2018 года (28,29 июля 2018 года выходные дни).
Председательствующий А.С. Монгуш