Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2019 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Ходаковой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным постановления, обязании устранить нарушенное право,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском, впоследствии с уточненным, к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным постановления, понуждении устранить нарушенное право, обосновав свои требования тем, что согласно уведомления Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя №с от ДД.ММ.ГГГГ ей, а также членам ее семьи было отказано в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ. К указанному уведомлению №с от ДД.ММ.ГГГГ было приобщено Постановление Администрации города Ставрополя № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление содержало отказ в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» также со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ. В Постановлении Администрации города Ставрополя № от ДД.ММ.ГГГГ, а также в уведомлении Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя №с от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют основания для отказа в признании семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», отсутствуют основания намеренных действий заявителя и членов его семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Право состоять членам семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях обусловлено социальными условиями жизни семьи, учитывая, что брак между нею и ФИО5 заключен ДД.ММ.ГГГГ и изменение жилищных условий ФИО5 является необходимостью проживать одной семьей в городе Ставрополе. Просил признать Постановление Администрации города Ставрополя № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ – незаконным, обязать Администрацию города Ставрополя Ставропольского края признать ФИО1 и членов её семьи молодой семьей нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе».
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснив, что она всю жизнь прописана у матери, у нее два ребенка, которые прописаны вместе с ней, первый ребенок является инвалидом.
Представитель истца ФИО1 по ордеру ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, в нем изложенным. Пояснил, что совместное проживание супругов после заключения брака не может являться намеренным ухудшением жилищных условий.
Представитель ответчиков - Администрации г. Ставрополя, Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Согласно указанным возражениям, семья ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в составе 4 человек: она, муж - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживает в <адрес>, в городе Ставрополе, общей площадью 32,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности матери ФИО1 - ФИО9, в которой проживает 5 человек. Таким образом, в настоящее время семья ФИО1 обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно копии паспорта ФИО5, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем его отцу ФИО8, по адресу: <адрес>, общей площадью 87,6 кв.м., где всего было зарегистрировано 3 человека. Постановлением Администрации Благодарненского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ установлена учетная норма площади жилого помещения, приходящаяся на одного гражданина в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения. В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Таким образом, ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проживая в домовладении отца ФИО8, был обеспечен жилым помещением на одного члена семьи более учетной нормы. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ, основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является не истечение срока, предусмотренного статьей 53 Кодекса. Согласно статье 53 Кодекса граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Кодекса было принято постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Пунктом 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Согласно статье 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от ДД.ММ.ГГГГ№, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит требования истцов подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Предъявление требования о признании недействительным акта органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданского права.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений рассматриваются и разрешаются в рамках гражданского судопроизводства.
Согласно абз. 6 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года №, не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ дела, связанные с реализацией гражданами социальных прав.
Постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ№ отменено постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015годы» на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд считает указанный отказ необоснованным по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец ФИО1 (ФИО6) находятся в браке с ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО5 зарегистрировался по месту жительства жены в однокомнатной <адрес>, в <адрес>, общей площадью 32,9 кв.м., которая принадлежит матери истца, ФИО9 на праве собственности.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Заключение брака и совместное проживание супругов не может являться умышленным действием, направленным на намеренное ухудшение жилищных условий.
Право собственности на указанную квартиру именно за ФИО9 подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>.
В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы и проживают пять человек, а именно: собственница квартиры ФИО9, ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО7 Указанная семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно представленным сведениям из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>: за ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, не зарегистрировано право собственности, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
В соответствии с указанным п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" дополнен п. 7 указанных Правил, согласно которому при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В состав семьи ФИО1 для целей участия в Программе входят ФИО1, ее супруг ФИО5 и их несовершеннолетние дети - ФИО10, ФИО7, уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.
Поскольку у истца ФИО1 и ее супруга ФИО5 отсутствуют жилые помещения, занимаемые членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности, соответственно, истцы обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной в городе Ставрополе.
Предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, соответственно, необходимо руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи.
Таким образом, нельзя признать законным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе».
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом пояснений в судебном заседании участников процесса, а также их заявлениями в судебном заседании о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу, суд приходит к изложенным выводам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным решения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, обязании устранить допущенные нарушения, - удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Ставрополя СК от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Обязать Администрацию города Ставрополя признать ФИО1 и членов ее семьи молодой семьей, нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 февраля 2019 года.
Судья А.И.Эминов