Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2019 года с. Исаклы
Исаклинский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П.,
с участием прокурора Исаклинского района Римши И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Жидовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-217/2019 по исковому заявлению прокурора Исаклинского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области средней общеобразовательной школе с. Новое Ганькино муниципального района Исаклинский Самарской области о возложении обязанности по организации бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Исаклинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области средней общеобразовательной школе с. Новое Ганькино муниципального района Исаклинский Самарской области (далее – ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино) о возложении обязанности по организации бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обосновав своё требование тем, что в ходе проведенной проверки в ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино на исполнение законодательства о защите прав инвалидов и об образовании, было установлено нарушение требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), а именно: в ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино обучается 30 несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, которые вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от № 273-ФЗ не обеспечены бесплатным двухразовым питанием. Указанные дети питаются в школе за счет средств родителей (законных представителей), что нарушает гарантированные федеральным законодательствам права обучающихся указанной категории на государственную социальную поддержку. В нарушение требований ст. 37 Федерального закона № 273-Ф3 должностными лицами ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино не приняты меры, направленные на организацию предоставления обучающимся с ограниченными возможностями здоровья бесплатного двухразового питания.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил суд обязать ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино.
Представитель ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино в лице директора ФИО1 в судебное заседание не явилась, суду представила отзыв на заявление, в котором иск прокурора не признала, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения. Пояснила, в ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино приняты исчерпывающие меры по организации двухразового питания детей с ограниченными возможностями здоровья: разработаны локальные акты, регулирующие организацию питания: назначены ответственные работники за организацию питания; оборудовано помещение пищеблока всем необходимым для организации питания; имеется утвержденное меню. Бесплатное двухразовое питание дети с ограниченными возможностями здоровья не получали в связи с отсутствием финансирования, так как вопрос об обеспечении двухразовым питанием несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья не урегулирован. Нормативный правовой акт Самарской области, устанавливающий соответствующие расходные обязательства Самарской области и порядок их исполнения, отсутствует. Данный вопрос в настоящее время рассматривается и является предметом нормотворчества федерального законодателя и законодателей субъектов Федерации в данной сфере. В случае удовлетворительного решения данного вопроса и наличия финансирования, двухразовое питание для детей с ограниченными возможностями здоровья будет организовано в 2019-2020 учебном году.
Представитель третьего лица – Министерства образования и науки Самарской области в лице и.о. министра ФИО2 в судебное заседание не явилась, суду представила отзыв на иск прокурора, в котором исковые требования не признала, указала, что, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Организация - это создание условий, но не финансовое обеспечение. Министерство поддержало позицию ответчика в части того, что вопрос об обеспечении двухразовым питанием несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья не урегулирован законодательно. Самарской Губернской Думой прорабатывается данный вопрос, в настоящее время принят закон Самарской области «О внесении изменения в статью 13 Закона Самарской области «Об образовании в Самарской области» (в части обеспечения бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в порядке, установленном Правительством Самарской области) от 19.06.2019 № 65-ГД. Данный закон № 65-ГД вступает в силу с 1 января 2020 года. Просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица – Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области в лице представителя по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск прокурора не признала, просила в удовлетворении требований отказать, поддержала позицию Министерства и ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино, изложенную в отзыве. Полагала, что ГБОУ СОШ является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не является распорядителем финансовых средств и не имеет финансовой возможности компенсировать родителям (законным представителям) учащихся с ограниченными возможностями здоровья расходы на питание.
Представитель третьего лица – Администрации муниципального района Исаклинский Самаркой области в лице и.о. Главы муниципального района Исаклинский ФИО4 в судебное заседание не явился, суду представил отзыв, в котором просил рассмотреть гражданское дело без участия представителя администрации, вопрос об удовлетворении исковых требований прокурора Исаклинского района оставил на усмотрение суда. Указал, что обязанность по организации бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями возлагается на образовательную организацию при необходимом финансировании на указанные цели, в данном случае, из средств бюджета Самарской области.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без присутствия лиц участвующих в деле, но не явившихся в судебное заседание.
Суд, заслушав прокурора, представителя третьего лица, изучив мнение ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 34 данного Федерального закона предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Основные требования к организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст. 79 данного Федерального закона.
Так, в ч. 7 ст. 79 указанного Федерального закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
В ст. 37 этого же Федерального закона предусмотрено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
В силу п.п. 15 п. 3 и п. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Исаклинского района была проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства об образовании и социальной защите несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой выявлено, что в данном учреждении обучаются 30 несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, однако вопреки требованиям закона они не обеспечены бесплатным двухразовым питанием, а их питание оплачивается за счет средств их законных представителей, что подтверждается материалами проверки, и не оспаривается ответчиком.
С учетом буквального толкования требований законодательства об образовании, суд приходит к выводу о том, что на ответчика следует возложить обязанность организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в данном учебном заведении, а равно, что исковые требования прокурора, направленные в защиту прав и социальных гарантий несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в указанной школе, являются законными и обоснованными.
При этом возражения ответчика и третьих лиц, изложенные в письменных отзывах, признаются судом несостоятельными, не соответствующими обстоятельствам дела и противоречащими нормам действующего законодательства по изложенным выше основаниям. При этом судом учитывается, что сам ответчик в ответе на запрос прокурора подтвердил, что не им организовано бесплатное питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, однако в отзыве, изложенном выше, указал, что им приняты исчерпывающие меры к организации питания обучающихся. Нормы Федерального закона РФ № 273-ФЗ, предусматривающие обязанность организации бесплатного питания образовательных учреждений являются действующими и потому подлежат исполнению на всей территории РФ. Само по себе отсутствие Порядка обеспечения бесплатным питанием детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Самарской области, на которое ссылался ответчик и третьи лица, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку возложение такой обязанности предполагается не само по себе, а только в случаях и порядке, установленном действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 28, 37, 79 Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Исаклинского района Самарской области удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области среднюю общеобразовательную школу с. Новое Ганькино муниципального района Исаклинский Самарской области организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Исаклинский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2019 года.
Судья: М.П. Семёнов