ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-217/20 от 06.10.2020 Кочевского районного суда (Пермский край)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2020 года <адрес>

Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шерстюкова И.В.,

при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,

с участием: истца Жакова Д. С.,

представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГПетерсон В.Г.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жакова Д. С. к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, Министерству строительства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по восстановлению в очереди на получение жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Жаков Д.С. обратился в суд с иском к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, Министерству строительства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по восстановлению в очереди на получение жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ состоял в очереди на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ был снят и исключен из списков получателей государственного жилищного сертификата по причине неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет, в связи тем, что родился после ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением истец не согласен, так как считает, что имеет основания для получения мер социальной поддержки как лица, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

На момент постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ ему было полных 15 лет, является инвалидом с детства, применительно Федерального закона №125-ФЗ рождение после ДД.ММ.ГГГГ не ставиться в зависимости от постановки на учет. Просит признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и восстановить его в прежней очереди на получение государственного жилищного сертификата с первоначальной даты постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО4 и ФИО

В судебном заседании истец Жаков Д.С. заявленные исковые требования поддержал. С решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ не согласен. В редакции Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», была предусмотрена возможность получения жилищной субсидии инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Не были предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности не позднее 01.01.1992 года, а также продолжительности трудового стажа. Указал, что родился и проживает на территории Кочевского района Пермского края, достиг 15 летнего возраста, не имеет жилого помещения в собственности на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, ранее субсидию не получал. С 31.07.2020 года действует новая редакция закона, ухудшающая его положение. Привел ссылку на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, полагая, что статья 2 Федерального закона от 20.07.2020 года противоречит ГК РФ. Согласно Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Состав семьи указал – 2 человека – Жаков Д.С., ФИО4

Представитель ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края по доверенности Петерсон В.Г., исковые требования не признала и суду пояснила, что в силу Федерального закона № 125 -ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", которым установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, прибытие в район Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 01.01.1992 года. Состоят в очереди на 2021 год Жаков Д.С. на состав семьи 2 человека, он и его мать ФИО4 На 2020 год состояли 3 человека, также отец Жакова Д.С.ФИО Как выяснилось, ФИО также одновременно состоял и в очереди самостоятельно, разобрались, на 2021 год Жаков Д.С. включен в списки составом семьи 2 человека, а его отец ФИО на 2021 год включен в списки на 2021 год на состав семьи 1 человек. В ходе инвентаризации учетного дела Жакова Д.С. установлено, что истец Жаков Д.С. родился в 2001 году, что является нарушением условий постановки на учет. Федеральным законом от 20.07.2020 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения в Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" абзац третий дополнен словами "не позднее 1 января 1992 года". Таким образом, право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей не позднее 01 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что и на дату постановки на учет Жаков Д.С. не имел права принятия на учет, поскольку родился позднее 01января 1992 года. Должностные лица администрации Кочевского района Пермского края неправомерно поставили Жакова Д.С.ДД.ММ.ГГГГ на учет. Неоднократно ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России давала разъяснения и указывала на то, что в соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" законодатель определил требования относительно времени прибытия в районы Крайнего Севера и приравнённые к ним местности: прибытие не позднее 1 января 1992 года. Исходя из указанных норм статьи 1, которые следует рассматривать в совокупности, право на получение жилищной субсидии (социальной выплаты) в отношении граждан, являющихся инвалидами с детства, напрямую зависит, в том числе, от времени прибытия(рождения) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностях( т.е. не позднее 1 января 1992 года), приведя ссылку на Разъяснения ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России «Повышение эффективности информационно – разъяснительной работы, проводимой в рамках реализации механизма государственных жилищных сертификатов», таким образом, необходимость рождения (прибытия) инвалида детства - не позднее 1 января 1992 года предусматривалась как обязательное требование всегда, с даты принятия закона.

Представитель Министерства строительства Пермского края ФИО2, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39), в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства и возражения на исковое заявление (л.д. 91, 35-38). Из возражений на исковое заявление следует, что Министерство строительства Пермского края возражает против удовлетворения заявленных требований истца. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданам для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. То есть законодателем установлена совокупность требований, на основании которых возникает указанное право.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 (далее – Положение). Решение о постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем через 15 рабочих дней с даты регистрации заявления. Снятие граждан с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет.

Согласно Положению основанием для принятия решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, являются неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке гражданина на данный учет (пункт 21).

Жаков Д.С. родился ДД.ММ.ГГГГ, то есть после 01.01.1992 года, что является нарушением условий участия в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Администрацией путем осуществления самоконтроля неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке истца на регистрационный учет были выявлены только в 2020 году, такое нарушение подлежало устранению в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, решение о снятии Жакова Д.С. с регистрационного учета является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением установленных норм. У истца отсутствуют основания быть участником ведомственной программы.

Кроме того, отмечают, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, так как права и интересы Жакова Д.С. действиями Министерства не нарушались.

Содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В удовлетворении исковых требований Жакову Д.С. просит отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО4 суду пояснила, что исковые требования поддерживает. Согласилась с доводами истца, озвученных им в судебном заседании; ранее в 2016 году поставили на учет, никто не обращал внимание. В очереди сейчас состоят вдвоем, супруг ФИО состоит отдельно в очереди в данной программе.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, извещение получено им лично под расписку (л.д. 94). Направил заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен, просит иск удовлетворить (л.д. 95).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Отдел по Кочевскому и Косинскому муниципальным районам Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу в судебное заседание представителя не направил. О времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. Начальник отдела ФИО3 направила отзыв, из которого следует, что Жаков Д.С. числится в списках совершеннолетних недееспособных граждан, опека не устанавливалась. Решение вопроса оставляют на усмотрение суда (л.д. 33).

Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Обязанность государства обеспечить осуществление права на справедливую, компетентную и действенную судебную защиту вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, в частности закрепленных в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах. Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. Дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Абзац первый статьи 1 названного выше Федерального закона закрепляет право на получение жилищных субсидий имеют граждан, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченных жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее ДД.ММ.ГГГГ и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Как установлено в судебном заседании, Кочевский район Пермского края согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера (введен Указом Президента РФ от 16.09.1992 N 1085).

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что Жаков Д.С.ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 43).

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола ) Жаков Д.С. включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Утверждён состав семьи 2 человека, категория «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Учетное дело . Дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлений администрации Кочевского района (округа) Пермского края от ДД.ММ.ГГГГЖаков Д.С. состоял в списках на 2018 год с составом 2 человека, на 2019 год от ДД.ММ.ГГГГ на составом семьи 3 человека, на 2020 год от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 3 человека ( Жаков Д.С., родители заявителя ФИО4, ФИО), на 2021 год от ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи 2 человека.

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (выписка ) учетное дело Жакова Д.С. снято с учета и исключено из списка участников ведомственной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (несоответствие условию о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 67).

Согласно уведомления филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю в ЕГРН отсутствуют сведения о правах Жакова Д.С. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90).

Согласно свидетельства о рождении Жакова Д.С., родителями истца являются ФИО4 и ФИО, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес> (л.д. 5). Согласно справки МСЭ-2016 Жакову Д.С. бессрочно установлена инвалидность третьей группы, причина инвалидности - инвалидность с детства (л.д. 6).

Федеральным законом от 20.07.2020 г. № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения в Федеральный закон от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Абзац третий части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" после слова "местности" дополнен словами "не позднее 1 января 1992 года".

Согласно статье 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (вступил в силу с 31.07.2020 года) действие положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет. Таким образом, статья 1 (в ред. ФЗ от 20.07.2020 № 228-ФЗ) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным законом, вне зависимости от даты постановки на учет.

Согласно пояснительной записки Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ Минстроя России в отношении проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»: «б) устанавливается, что право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей не позднее 1 января 1992 года». Действующая редакция абзаца 3 части 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. ФЗ от 20.07.2020 № 228-ФЗ), закрепила ранее установленную возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидами с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. При этом абзац 1 статьи 1 указанного Федерального закона (распространяется на все категории лиц, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, с даты принятия оставался неизменным: право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера, рождения (не позднее 1 января 1992 года), что может свидетельствовать об уточняющем характере внесенного Федеральным законом от 20.07.2020 г. № 228-ФЗ изменения в целях единообразной правоприменительной практики.

С учетом того обстоятельства, что ст. 1 (в ред. ФЗ от 20.07.2020 №228-ФЗ) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным законом, вне зависимости от даты постановки на учет, учитывая, что истец рожден после 1 января 1992 года, следовательно, правом на обеспечение жилищными субсидиями не обладает. При этом абзац первый статьи 1 указанного Федерального закона (распространяется на все категории лиц, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, с даты принятия оставался неизменным: право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), что может свидетельствовать об уточняющем характере внесенного Федеральным законом от 20.07.2020 г. № 228-ФЗ изменения в целях единообразной правоприменительной практики. Согласно пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 1, 4 и 6 Федерального закона Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», целью уточнения является исключения неоднозначного толкования положений статьи 1 Закона № 125-ФЗ и приведения их в соответствие с общими требованиями статей 51 и 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, повышению эффективности использования средств федерального бюджета, предусматриваемых на предоставление жилищных субсидий указанной категории граждан. Согласно пояснительной записки Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ Минстроя России в отношении проекта федерального закона № 632642-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»:

«б) устанавливается, что право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей не позднее 1 января 1992 года».

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Принятие законов, правовых актов относится к компетенции законодателя. Суд при разрешении спора применяет закон.

В силу положений части 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешить дело на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, норм действующего законодательства, а также исходя из обычаев делового оборота, в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами. Непосредственно Конституция Российской Федерации не определяет порядок предоставления жилищных субсидий и условий принятия на учет в целях обеспечения жилыми помещениями.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан. Также Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что установленный статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" порядок определения очередности получения жилищных субсидий (предусматривающий приоритет для инвалидов I и II групп или инвалидов с детства, а также учет времени обращения за социальной выплатой) учитывает интересы и потребности граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, и обеспечивает реализацию конституционного принципа справедливости. ( Определение Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 № 693-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Самары Станислава Яковлевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России в Разъяснении «Повышение эффективности информационно – разъяснительной работы, проводимой в рамках реализации механизма государственных жилищных сертификатов» указало следующее, -

«В соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищной субсидии имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати лет. При этом в статье 1 Закона № 125-ФЗ законодатель определил требование относительно времени прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, которое относится ко всем категориям граждан, претендующим на получение жилищной субсидии: прибытие в указанные районы и местности не позднее 1 января 1992 г. Отсутствие норм, регулирующих порядок применения указанного ограничения к категории граждан – инвалидов с детства, приводит к возможности расширенного толкования требований абз.1 статьи 1 Закона № 125-ФЗ по отношении к инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В результате в большинстве случаев данный вопрос становится предметом судебных разбирательств. Необходимо отметить отсутствие единой позиции при рассмотрении в судах права на получение жилищной субсидии данной категории граждан. ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России по данным вопросам рекомендует учитывать следующие особенности законодательства, регулирующего вопросы жилищного обеспечения граждан, переселяемых из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Например, судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда (апелляционное определение от 29 сентября 2014 г. по делу № 33-8617) исходила именно из обязательности условия прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г. для приобретения права на получение жилищной субсидии.

Исходя из норм статьи 1 Закона № 125-ФЗ, которые необходимо рассматривать в совокупности, право на получение жилищной субсидии (социальной выплаты) в отношении граждан, являющихся инвалидами с детства, напрямую зависит, в том числе, от времени прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (т.е. не позднее 1 января 1992 г.). В данном случае следует отметить, что федеральный законодатель, закрепляя за гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, особенно подчеркивал ограничение по времени прибытия в указанные районы и местности, связываю данный фактор, прежде всего, со сменой общественно-политической и социальной обстановки в стране. Распад СССР и начало формирование рыночных отношений привели к переходу большей части промышленных и горнодобывающих предприятий, составляющих основу экономики Отечественного Крайнего Севера в частную собственность. В связи этим действующая до 1 января 1992 г. система привлечения (ротации) трудовых ресурсов, базирующаяся на социалистической идеологической основе и системе «северных» льгот, утратила свою актуальность. В связи с этим граждане, прибывающие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности позднее 1 января 1992 г., принимая решение о рождении там детей, должны были полностью осознавать последствия данного решения с учетом суровых климатических условий. При несоблюдении требований статьи 1 Закона, в том числе, в части времени прибытия граждан, претендующих на получение жилищной субсидии (социальной выплаты), в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности, они не могут быть приняты на учет в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Законом № 125-ФЗ. Таким образом, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) после 1 января 1992 г., правом на получение жилищной субсидии в соответствии с Законом № 125-ФЗ не обладают. Иное толкование может привести к несоблюдению норм статьи 19 Конституции Российской Федерации, так как признание за инвалидами с детствами, родившимися после 1 января 1992 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, права на получение жилищной субсидии, нарушит принцип равенства аналогичного права по отношению к другим гражданам, которые прибыли в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после 1 января 1992 г ».

Требование федерального закона о прибытии (рождении) о не позднее 01 января 1992 года изначально содержалось в абзаце первом статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", -

«Установить, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: (далее указываются категории граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий), при этом право на получения жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, данное требование распространено на все категории перечисленных далее в последующих абзацах статьи, что следует из системного толкования правовой нормы и правил грамматики, грамматического и логического использования знака препинания (смысло – различительного) после окончания абзаца : (двоеточие), согласно правил грамматики двоеточие ставится перед перечислением, то есть указываются подробности, производится перечисление, разъясняется или раскрывается содержание того, о чем говорится до знака препинания, то есть, знак препинания : (двоеточие) является продолжением, завершением, дополнением изложенного в первой части предложения, продолжением которым заканчивается предложение. Таким образом, абзацы первый – третий статьи 1 первой указанного закона являются одним предложением, которое заканчивается знаком препинания - точкой после слова «лет.». Абзацы первый и третий взаимосвязаны и находятся в неразрывном единстве. Таким образом, условие о дате прибытия, в данном случае, рождении инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года, действовало с даты принятия закона.

Указанное подтверждает правоприменительная практика, в частности Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29.09.2014 года по делу № 33 – 8617, в котором сделан вывод «Из системного толкования указанных положений закона следует, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение указанной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера - не позднее 01.01.1992 г., продолжительностью проживания в регионе - не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации».

Таким образом, доводы истца Жакова Д.С., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО4 не состоятельны. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" подтверждает ранее установленное положение о том, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение указанной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Абзац третий после слова "местности)" дополнить словами "не позднее ДД.ММ.ГГГГ" имеет целью подтверждение ранее установленной нормы в целях исключения необоснованного расширительного понимания данного абзаца, формирования единообразной правоприменительной практики, основанной не на произвольном понимании данного абзаца, а не безусловном, точном, правильном применении правовой нормы, исключающим необоснованное расширительное толкование закона. Федеральный закон от 20.07.2020 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" носит в указанной части уточняющий характер и не противоречит положениям статьи 4 ГК РФ, не противоречит положениям статьи 55 Конституции Российской Федерации, подлежит применению на основании статьи 11 ГПК РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее по тексту – «Положение»). Настоящее Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Пунктом 21 Положения предусмотрен перечень случаев, когда граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (подпункт «г»).

Таким образом, решение комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола ), принято законно, обоснованно и в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, ФИО (отец истца) является самостоятельным участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Комиссией по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола) было рассмотрено заявление ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о включении его в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и в состав участников ведомственной программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Состав семьи 4 человека, категория «работающих». Учетное дело , дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108).

Согласно материалам учетного дела , в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГФИО указывает в качестве членов семьи супругу ФИО4, сыновей Жакова Д.С. 2001 года рождения и Жакова Д.С. 2003 года рождения (л.д. 109). Данное заявление ФИО с составом семьи из 4 человек подавалось с 2009 года до 2016 год включительно (л.д. 107-114).

С 2017 года по 2019 год, ФИО состоит в очереди единолично (л.д. 114,оборот. сторона – 115).

Истец проживает с родителями ФИО и ФИО4, и в силу имеющихся семейных отношений не мог не знать об участии с 2009 года отца Жакова Д.С. в ведомственной целевой программе.

Право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Из положений ст. 46 Конституции РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения. Нарушений законных прав и интересов Жакова Д.С. не установлено. В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО4 с заявлением о принятии на учет в жилищную комиссию не обращалась, принятие на учет носит заявительный характер, не лишена возможности самостоятельна реализовать свои права при наличии к тому оснований.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно пунктам 2, 3 вышеуказанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с Законом Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 7 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Таким образом, надлежащим органом, осуществляющим реализацию подпрограммы в силу возложенных на него полномочий, является орган исполнительной власти субъекта РФ, в конкретном случае - Министерство строительства Пермского края. К Министерству строительства Пермского края истцом исковых требований не сформулировано, в удовлетворении исковых требований к данному соответчику следует отказать.

С учетом предъявленных требований, суд также считает исковые требования в отношении ответчика - администрации Кочевского муниципального округа Пермского края не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Жакова Д. С. к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, Министерству строительства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по восстановлению в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника основного мероприятия подпрограммы ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты первоначальной постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ).

Судья И.В. Шерстюков