ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-217/20 от 19.08.2020 Белевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2020 г. <адрес>

Белевский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Тетеричева Г.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО2,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному учреждению <адрес> "Управление социальной защиты населения <адрес>" о предоставлении меры социальной поддержки,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению <адрес> "Управление социальной защиты населения <адрес>" (далее – ГУ ТО УСЗН <адрес>), ссылаясь на следующее.

Он является ветераном труда и имеет удостоверение серии Т-V , которое выдано ему ГУ ТО УСЗН <адрес>ДД.ММ.ГГГГ В тот же день он обратился в филиал отдел социальной защиты населения (ОСЗН) по <адрес> с заявлением о назначении ему в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>" ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как ветерану труда. Решением ОСЗН по <адрес> ГУ ТО УСЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в назначении ЕДВ.

Приводя нормы ст. ст. 7, 13 и 22 Федерального закона "О ветеранах", а также ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>", которая предусматривает право ветеранов труда на ЕДВ и, по его мнению, не содержит конкретных указаний на необходимость достижения им возраста, дающего право на назначении пенсии по старости, просит обязать ответчика назначить и выплачивать ему ЕДВ согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>" с момента обращения в ГУ ТО УСЗН <адрес>.

В возражении на исковое заявление (л.д. 23-24) ответчик ссылается на то, что порядок предоставления и назначения ЕДВ определен постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по реализации <адрес> "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>", а также административным регламентом предоставления государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей <адрес>", утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-осн, согласно которому к заявителям на получение государственной услуги в виде ЕДВ относятся ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О страховых пенсиях", или при достижении ими возраста 60 лет для мужчин независимо от прекращения трудовой деятельности. На момент обращения ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении ЕДВ ФИО1 (полных 45 лет) не достиг возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, также не достиг возраста 60 лет, в связи с чем правовые основания для назначения ему ЕДВ отсутствуют. В связи с этим исковые требования считает не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании истец ФИО1 свои требования поддержал и просил их удовлетворении. Полагал, что он, как ветеран труда, имеет право на получение ЕДВ.

Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН <адрес> по доверенности ФИО3 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя управления. В иске просила отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. (л.д. 31)

Представитель третьего лица министерства труда и социальной защиты <адрес>, извещенного о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, сведений о причине неявки представителя третье лицо не сообщило.

На основании ч. ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав истца, исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.

Истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 5) имеет удостоверение "Ветеран труда" серии Т-V , выданное ему ДД.ММ.ГГГГ ОСЗН по <адрес> ГУ ТО УСЗН <адрес> (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ОСЗН по <адрес> ГУ ТО УСЗН <адрес> с заявлением о предоставлении ему меры социальной поддержки "ЕДВ региональным льготникам как ветерану труда" (л.д. 9-10).

Решением ОСЗН по <адрес> ГУ ТО УСЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении ЕДВ по тому основанию, что гражданин, претендующий на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО должен достигнуть возраста, дающего право получать какой-либо вид пенсии и по Федеральному закону № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и по Федеральному закону № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть по обоим указанным законам одновременно, или при достижении возраста 60 лет для мужчин. Документов, подтверждающих право на получение страховой пенсии по старости, заявителем не представлено. (л.д. 11-12)

Отказ в удовлетворении заявления орган мотивирован теми же обстоятельствами, которые приведены в возражении на исковое заявление, с той лишь разницей, что в возражениях ответчик дополнительно ссылается на административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей <адрес>", утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-осн.

Основания, по которым истцу отказано в предоставлении меры социальной поддержки, и на которые он ссылается в возражении на исковое заявление, суд признает необоснованными, обусловленными ограничительным толкованием норм <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО, и ограничивающими предоставленное законодателем <адрес> ветеранам труда право на получение меры социальной поддержки.

Эти выводы суд обосновывает следующим.

Истцом фактически заявлено требование о признании за ним права на получение меры социальной поддержки в виде ЕДВ ветерану труда, предусмотренной ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО.

В силу пункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Закон) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Согласно ст. 1 указанного Закона одной из категорий ветеранов являются ветераны труда.Подпунктом 2 п. 1 ст. 13 Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты.

В силу ст. 22 Закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки ветеранов труда в <адрес> в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>" (далее – <адрес>), пунктом 2 ст. 1 которого установлено, что право на меры социальной поддержки, установленные данным Законом, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 2 ч. 1 и ч. 6 ст. 7 указанного <адрес> установлено, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в порядке, установленном правительством <адрес>.

Из содержания и буквального толкования ст. ст. 1 и <адрес> следует, что по вопросу предоставления ветеранам труда меры социальной поддержки в виде ЕДВ законодатель <адрес> не устанавливает для указанной категории ветеранов каких либо ограничений по возрасту. Требований достижения возраста, дающего право на страховую пенсию, законодателем <адрес> для получения ветераном труда ЕДВ не установлено. Не установлено таких требований для назначения ЕДВ ветеранам труда и федеральным законодательством.

Согласно подп. 2 п. 2 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 4 указанного Порядка к заявлению о назначении ежемесячной денежной выплаты прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность, место жительства гражданина; копия удостоверения (свидетельства установленного образца), дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, указанный Порядок также не содержит требования достижения ветераном труда для получения права на ЕДВ возраста, дающего право на назначение ему пенсии в соответствии с федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О страховых пенсиях".

Таким образом, административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей <адрес>", утвержденный приказом министерства труда и социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-осн, на который ответчик ссылается в обоснование своих возражений, противоречит ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>" и подп. 2 п. 2 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, имеющим бо?льшую юридическую силу.

В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему бо?льшую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В связи с изложенным, при разрешения спорного правоотношения подлежат применению вышеуказанные нормы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>" и постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которыми право ветеранов труда на меру социальной поддержки в виде ЕДВ, предусмотренной ст. <адрес>, не ограничено требованием достижения определенного возраста, в том числе дающего право на назначение страховой пенсии по старости.

При установленных судом обстоятельствах дела у ответчика не имелось правовых оснований для отказа ФИО1 в предоставлении ЕДВ.

Согласно пунктам 4 и 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <адрес>, для назначения ЕДВ граждане подают письменное заявление в орган социального развития по месту жительства с приложением необходимых документов. ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п.п. 8.1 и 8.2 Устава ГУ ТО "Управление социальной защиты населения <адрес>" в нем созданы филиалы, в том числе отдел социальной защиты населения по <адрес>; филиал учреждения является его обособленным подразделением, расположенным вне места нахождения учреждения, и осуществляет все его функции.

Истец зарегистрирован по месту жительства в <адрес> и им представлены доказательства того, что он ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке обратился по месту жительства в ОСЗН по <адрес> ГУ ТО УСЗН <адрес> с заявлением о назначении ЕДВ как ветерану труда. (л.д. 5, 9-10)

Сведений о том, что истец является получателем ЕДВ по другим предусмотренным федеральными законами основаниям, которые препятствовали бы назначению ему ЕДВ как ветерану труда, суду не представлено.

Таким образом, истец ФИО1, относящийся к категории лиц - ветеран труда, обладает правом на ЕДВ, предусмотренную ст. <адрес>ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>", и она должна быть назначена ему с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцем <адрес>, имеющего статус ветеран труда, право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>".

Обязать государственное учреждение <адрес> "Управление социальной защиты населения <адрес>" назначить и выплачивать ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>".

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Белевский районный суд.

Председательствующий Г.И. Тетеричев

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 24 августа 2020 г.