ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-217/20 от 25.06.2020 Могочинского районного суда (Забайкальский край)

5RS0016-01-2020-000334-94

Дело № 2-217/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Могоча 25 июня 2020 года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Жгенти Л.А.,

при секретаре Кучеровой В.С.,

с участием представителя ответчиков – администрации муниципального района «Могочинский район», комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО3 к администрации муниципального района «Могочинский район», комитету образования администрации муниципального района «Могочинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, начисленного и не выплаченного перерасчета заработной платы, компенсации в возмещение морального вреда,

установил:

ФИО3 обратился в суд с указанным иском, в котором просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 сентября 2017 г. по декабрь 2018 года в сумме 101 843 руб. 65 коп., компенсацию в возмещение морального вреда в сумме 50 000 руб., ссылаясь на следующее. На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, приказа от ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на работу к ответчику на должность начальника хозяйственно-эксплуатационной конторы. Порядок выплаты заработной платы регулируется Положением «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район» (далее - Положение об оплате труда). Ответчик принял истца на работу и начислял заработную плату с 01.09.2017 г. по 31.12.2018г. согласно Положению об оплате труда, утвержденному Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №155 от 26.09.2014, утратившему силу 31.08.2017г., что является нарушением. В соответствии с Положением об оплате труда, утвержденным Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №101 от 31.08.2017, размеры базовых окладов не изменились, размер стимулирующих выплат за интенсивность был изменен без учета градации квалификационных уровней с указанием максимального размере до 100 % от должностного оклада, а также размер ежемесячного денежного поощрения с указанием максимального размера до 195 % должностного оклада, в сторону увеличения в сравнении с предыдущим Положением об оплате труда №155 от 26.09.2014 года. Таким образом, за период с 01.09.2017 г. по 31.12.2018 года ответчик недоначислил и не выплатил заработную плату истцу в размере 101 843,65 рублей. Кроме того, недобросовестными действиями ответчика истцу были причинены нравственные страдания.

В письменном отзыве представитель ответчиков – администрации муниципального района «Могочинский район», комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район» по доверенности ФИО1 считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 3.6.7. Положения об оплате труда, утвержденное Решением Совета муниципального района "Могочинский район" от 31.08.2017 № 101 размеры стимулирующих выплат за интенсивность назначаются работникам за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей в качестве дополнительной нагрузки, в пределах утвержденного фонда оплаты труда, с учетом отраслевых особенностей. По результатам анализа документов, предоставленных комитетом образования администрации муниципального района процент ежемесячного денежного поощрения и за интенсивность установлен в пределах предусмотренного процентного соотношения стимулирующей и премиальной выплаты. В Положении об оплате труда указано, что надбавка за интенсивность выплачивается за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей в качестве дополнительной нагрузки, в пределах утвержденного фонда оплаты труда, с учетом отраслевых особенностей. Бухгалтер, программист, документовед экономист, инженер по охране труда, должности по которым установлена I и II внутридолжностная категория, производственное наименование «ведущий», заместитель главного бухгалтера относятся к ПКГ «Общеотраслевых должностей служащих третьего уровня» и каждая должность принадлежит к тому или иному квалификационному уровню. В связи, чем процентное соотношение надбавок уже не может быть одинаковое, у всех вышеперечисленных должностей в виду разного выполняемого объемы работ и ответственности, которая возлагается на работника. Между работодателем и работниками комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район» не были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, свидетельствующие об изменении условий, ранее определенных трудовыми договорами в сторону увеличения заработной платы в период с 01.07.2017 по 07.09.2019 годов. Также в период с 01 сентября 2017 года материальное положение работников ухудшено не было. Оклады, установленные штатным расписанием 2018 года, указывают на то, что они установлены в соответствии с Положением об оплату труда, утвержденным 31.08.2017 № 101 в редакции решения совета от 21.02.2018 № 173. Согласно расчетам установлено, что истцу ФИО3 за период с сентября 2017 г. по декабрь 2018 г. была начислена заработная плата с переплатой, которая составила 14769,83 рублей. Таким образом, со стороны ответчика не было допущено нарушений по недоначислению и невыплате заработной платы истцу ФИО3 С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требованиях истца следует отказать в полном объеме.

В судебное заседание истец ФИО3 не явился, извещен.

Представитель ответчиков – администрации муниципального района «Могочинский район», комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район» по доверенности ФИО1 с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме по доводам, указанным в письменных возражениях.

Выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 3 ст.37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работник по трудовому договору обязан выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, а работодатель обязуется своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату работнику.

Согласно положений ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 ТК РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 ТК РФ - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 ТК РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 ТК РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 ТК РФ - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ - поощрения за труд).

Согласно ст.136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Исходя из общепринятых принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы за свой труд.

Решением совета муниципального района «Могочинский район» 16.09.2014 за №158 утверждено Положение о комитете образования администрации муниципального района «Могочинский район», согласно которому комитет образования администрации муниципального района «Могочинский район» является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, учредителем которого является администрации муниципального района «Могочинский район», что подтверждается свидетельством, выпиской из ЕГРЮЛ.

Распоряжением администрации муниципального района «Могочинский район» №189 от 30.12.2011г. утверждена структура комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район», согласно приложению №1 в него входит хозяйственно-эксплуатационная контора.

Постановлением администрации муниципального района «Могочинский район» №652 от 10.11.2017 функциями главных распорядителей бюджетных средств муниципального района «Могочинский район» наделены администрация муниципального района «Могочинский район», комитет по финансам администрации муниципального района «Могочинский район», комитет образования администрации муниципального района «Могочинский район».

Как установлено судом, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с комитетом образования администрации муниципального района «Могочинский район», принят на должность начальника хозяйственно-эксплуатационной конторы и инженера по охране труда 0,5 ставки на постоянную должность, что подтверждается приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что ФИО2 установлена заработная плата в размере должностного оклада согласно штатному расписанию, компенсационные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и положением по оплате труда, стимулирующие выплаты, премии согласно нормативным актам работодателя.

Сведения о приеме на работу в комитет образования администрации муниципального района «Могочинский район», внесены в трудовую книжку истца.

Согласно штатному расписанию с 1 июля 2017 г. начальнику хозяйственно-эксплуатационной конторы установлено 45% надбавки за интенсивность, 30% надбавки за выслугу лет, 195% премиальных выплат, 0,5 инженера по оплате труда установлено 25% надбавки за интенсивность, 30% надбавки за выслугу лет, 70% премиальных выплат

Судом исследованы табеля учета рабочего времени хозяйственно-эксплуатационной конторы комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район» с 01 сентября 2017 г. по декабрь 2018 г., из которых следует, что в указанный период ФИО3 находился в отпуске с 24.05.2017 г. по 03.07.2017 г., с 13.08.2018 г. по 23.09.2018 г.

Истцу регулярно выплачивалась заработная плата, что подтверждается выпиской по лицевому счета за период с сентября 2017 года по декабрь 2018г.

Согласно справке работодателя заработная плата ФИО3 с сентября 2017 г. по декабрь 2018 года составляет 266215,07 руб.

ФИО3 обращался за защитой своих прав в Могочинскую межрайонную прокуратуру, на что был дан письменный ответ 09.01.2020, в котором истцу разъяснено право на обращение в суд

Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №155 от 26.09.2014 утверждено Положение «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район», согласно которому оплата труда работников производится за счет средств бюджета муниципального района «Могочинский район» (п. 1.4). Заработная плата работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты (п.3.1). Стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу (п.3.6.1). Работникам могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера: надбавка за выслугу лет; надбавка водителям за классность; надбавка за почетное звание, ученую степень, ученое звание; выплата за интенсивность; система премирования (п.3.6.3). Выплата за интенсивность назначается работникам за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей, в качестве дополнительной нагрузки, в пределах утвержденного фонда оплаты труда, с учетом отраслевых особенностей. Выплаты за интенсивность производятся, в том числе, по должностям, относящимся к ПКГ «общеотраслевые должности служащих четвертого уровня» 3 квалификационный уровень (начальник хозяйственно-эксплуатационной конторы) – до 100% должностного оклада (п.3.6.7), ПКГ «общеотраслевые должности служащих третьего уровня» 1 квалификационный уровень (инженер по охране труда)– до 25%. Систему премирования работников составляют: ежемесячное денежное поощрение; материальная помощь к отпуску; премия за выполнение особо важных и сложных заданий; премия по результатам работы за квартал. Порядок и условия премирования работников устанавливаются постановлением администрации муниципального района «Могочинский район» и утвержденными на основании этого постановления локальными нормативными актами структурных подразделений администрации, в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом показателей эффективности и результативности деятельности структурных подразделений. Ежемесячное денежное поощрение работников выплачивается в следующих размерах: должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевые должности служащих четвертого уровня» 3 квалификационный уровень (начальник хозяйственно-эксплуатационной конторы) – до 195% должностного оклада; ПКГ «общеотраслевые должности служащих третьего уровня» 1 квалификационный уровень (инженер по охране труда) – до 70 % должностного оклада (п.3.6.8.1).

Судом установлено, что согласно приложению №1 к Положению «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район» должность на которой работал истец по основной работе – начальник относится к «общеотраслевым должностям служащих четвертого уровня» (профессиональная квалификационная группа п. 2.4 – 3 квалификационный уровень), должностной оклад составляет 5455руб.; должность на которой работал по совмещению - инженер по охране труда относится к «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» (профессиональная квалификационная группа п.2.3- 1 квалификационный уровень), должностной оклад составляет 4755руб.

Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №101 от 31.08.2017 утверждено Положение «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район», согласно которому не изменился размер должностного оклада должности истца – начальник хозяйственно-эксплуатационной конторы, инженер по охране труда, изменился размер выплаты за интенсивность, а именно должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих четвертого уровня» в размере до 100% должностного оклада, должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» в размере до 45% должностного оклада (п.3.6.7). Изменился размер ежемесячного денежного поощрения работников, должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих четвертого уровня» до 195% должностного оклада должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» до 130 % должностного оклада (п.3.6.8). Предыдущее Решение об утверждении Положения №155 от 26.09.2014 признано утратившим силу с 01.09.2017.

Судом установлено, что размер стимулирующих выплат по основной должности начальник хозяйственно-эксплуатационной конторы - надбавка за интенсивность, премиальные выплаты указаны в штатном расписании, в Положении об оплате труда, которое находится в свободном доступе, размещено на официальном сайте администрации муниципального района «Могочинский район». Заработная плата с сентября 2017 г. по декабрь 2018 года начислялась и выплачивалась из расчета установленного оклада и установленных стимулирующих выплат.

В судебном заседании подтверждено представителем ответчиков, что после утверждения 31.08.2017 Положения об оплате труда, в котором был увеличен размер выплаты за интенсивность, ежемесячное денежное поощрение, изменения в штатное расписание не вносились, трудовой договор с истцом заключен в соответствии со штатным расписанием.

Стимулирующие выплаты – надбавка за интенсивность, ежемесячное денежное вознаграждение выплачивались истцу в спорный период исходя из утвержденного фонда оплаты труда.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, которые отвечают требованиям относимости и допустимости, в связи с чем суд придает им доказательственное значение, а также вышеперечисленные нормы трудового законодательства, суд приходит к выводу о том, что локальными нормативными актами в организации установлен максимально возможный размер стимулирующих выплат – надбавки за интенсивность, ежемесячного денежного вознаграждения, нижняя граница таких выплат не установлена. Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя. Исходя из условий трудового договора размер выплаты за интенсивность и ежемесячного денежного поощрения, в отношении которых возник настоящий спор, как стимулирующих выплат, зависит от эффективности и результативности труда работника, а также ряда иных факторов, связанных с осуществлением организацией своей деятельности и достижением определенных результатов.

Таким образом, начисление стимулирующих выплат в максимальном размере является правом, а не обязанностью работодателя.

Принимая во внимание, что подписав трудовой договор 06.08.2014 г., работодатель - комитет образования администрации муниципального района «Могочинский район» и работник ФИО3 выразили свое обоюдное согласие с его условиями и обязались их исполнять. Таким образом, невыплата истцу стимулирующих выплат, по поводу которых возник спор, в максимальном размере не нарушает права истца на гарантированное вознаграждение за труд, поскольку установление размера стимулирующих выплат является правом работодателя. В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации муниципального района «Могочинский район», комитету образования администрации муниципального района «Могочинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2017 г. по декабрь 2018 года отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья Л.А. Жгенти

Решение изготовлено в окончательной форме 10.07.2017 года