ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-217/2014 от 01.09.2014 Кизеловского городского суда (Пермский край)

                                                                                                                             Дело № 2-217/2014 Р Е Ш Е Н И Е    именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

 при секретаре Дудыревой М.Г.,

 с участием истцов Даутова Н.В., Даутова Э.Н.,

 представителя истцов адвоката Кельн О.Ю., действующей по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ года,

 представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Новиковой О.Н., действующей по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ года,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизел гражданское дело по иску Даутова Н. В., Даутова Э. Н., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истцов, Даутова М. Н., к Администрации Кизеловского муниципального района, третье, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,

 У С Т А Н О В И Л :

      Истцы обратились в суд с иском к ответчику об обязании Администрации Кизеловского муниципального района включить Даутова Н. В. и Даутова Э. Н. в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и выделить Даутову Н. В. и Даутову Э. Н. социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, мотивируя свои требования тем, что Даутов Н.В. и его сын Даутов Э.Н. зарегистрированы и проживают в доме по <адрес>, собственником которого на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ является Даутов Н.В. Дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, его износ на ДД.ММ.ГГГГ составил № %, по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» признан подверженным вредному влиянию подземных горных работ на ликвидированной в июне 1997 года шахте «им. Ленина», в связи с чем, в жилом помещении невозможно проживать. Ответчик включил дом в списки ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. В ДД.ММ.ГГГГ году Даутов Э.Н. уехал работать в <адрес>, где работает и снимает жилье по настоящее время. Дом по <адрес> является единственным местом для проживания истцов, иного жилья они не имеют. Истцы считают, что имеют право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, поскольку на момент ликвидации организации угольной промышленности, они проживали и были зарегистрированы в доме, ставшем ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на шахте. В добровольном порядке Администрация Кизеловского муниципального района не желает оказывать содействие в переселении.

     В судебном заседании истец Даутов Н.В., настаивая на исковых требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что он зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году он вступил в брак с ФИО1. От брака у них ДД.ММ.ГГГГ родился сын Даутов Э. Н., ДД.ММ.ГГГГ года- дочь ФИО2. С ДД.ММ.ГГГГ года он с женой и двумя детьми проживали по <адрес> с его родителями ФИО10 и ФИО11. Его брат ФИО3 прописывался по <адрес>, но в доме не жил. Его жена была зарегистрирована по <адрес> в однокомнатной квартире, предоставленной ее матери ФИО9, в доме барачного типа. Так как в доме было три комнаты, то семья проживала по <адрес>. Он работал на <...>, еще в ДД.ММ.ГГГГ году попал под сокращение, его жена работала <...>. Сын был зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ при первом получении паспорта. В ДД.ММ.ГГГГ году барак по <адрес> был снесен, жене, дочери и матери жены была предоставлена квартира по <адрес>, так как дочь ФИО2 значилась вместе с матерью по <адрес>. При получении паспорта дочь была зарегистрирована по <адрес>. Но до ДД.ММ.ГГГГ года семья проживала по <адрес>, а по <адрес> жила мать жены. В ДД.ММ.ГГГГ году брак с ФИО5 был расторгнут, она стала проживать с дочерью по <адрес>, к этому времени мать бывшей супруги умерла, он остался проживать по <адрес>, живет в доме до настоящего времени. В ДД.ММ.ГГГГ году сын устроился на работу в <адрес>, так как работы в <адрес> не было.

      Истец Даутов Э.Н. на исковых требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивает, доводы истца Даутова Н.В. поддерживает, дополнительно пояснил, что на момент ликвидации шахты «им. Ленина» он проживал с родителями в доме по <адрес>, ходил в школу с этого адреса, потом учился в <...>, какое-то время работал монтером пути, искал работу по специальности «<...>». В ДД.ММ.ГГГГ году он устроился на работу в <адрес>, снимал жилье в <адрес> по разным адресам. Затем он устроился на работу в <адрес>, где трудоустроен до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ он вступил в брак с Шаламовой М. Н., которая работает с ним в одной организации, ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын ФИО4. Его жена и сын с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрированы по <адрес>, но на получение социальной выплаты не претендуют. До этого Даутова М.Н. была зарегистрирована по <адрес> в муниципальной квартире, предоставленной ее родителям. Он принял решение, зарегистрирован жену и сына по месту своей регистрации, так как они являются его семьей. Считает, что он имеет право на выделение социальной выплаты в составе семьи отца, поскольку своего жилья не имеет, в настоящее время снимает квартиру по <адрес>.

 Представитель истцов Кельн О.Ю. исковые требования, доводы, изложенные в исковом заявлении и ее доверителями поддержала, пояснила, что истец Даутов Н.В. имеет право на получение социальной выплаты, поскольку на момент ликвидации шахты «им. Ленина» он проживал и был зарегистрирован в принадлежащем ему на праве собственности доме по <адрес>, который признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу. До настоящего времени он проживает и зарегистрирован в доме, другого жилья у него нет. На момент ликвидации шахты «им. Ленина» Даутов Э.Н. проживал с родителями по <адрес>, являлся членом семьи своего отца, ходил из этого дома в школу, был зарегистрирован по данному адресу в ДД.ММ.ГГГГ году при достижении возраста 16-ти лет при получении паспорта. Его мать была зарегистрирована по <адрес>. На нее имеется поквартирная карточка, из которой видно, что Даутов Э.Н. вычеркнут, указано, прописан с отцом, в карточке осталась только дочь. Доказательств того, что истец проживал по <адрес> не имеется. В связи со сносом дома по <адрес> ФИО5 вместе со своей матерью и дочерью получили квартиру по <адрес>, что еще раз свидетельствует о том, что Даутов Э.Н. никакого отношения к квартире по <адрес> не имел. В ДД.ММ.ГГГГ году истец нашел работу в <адрес>, где создал свою семью, но до настоящего времени он зарегистрирован по <адрес>, иным жильем не обеспечен, вынужден снимать квартиру. Считает, что данное обстоятельство не является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты истцу, поскольку такое право у него возникло на момент ликвидации шахты «им.Ленина». до настоящего времени не реализовано.

 Третье лицо, без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истцов, Даутова М.Н. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дне слушания дела, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что на получение социальной выплаты она не претендует.

       Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Новикова О.Н. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, из которых следует, что заключение Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ о степени влияния горных работ на дом по <адрес>, как и право истца Даутова Н.В. на получение социальной выплаты, она не оспаривает. Исковые требования в данной части не признает в виду отсутствия финансирования по Программе на 2015-2016 годы. Считает, что право на получение социальной выплаты у истца Даутова Э.Н. не возникло, поскольку на момент ликвидации шахты «им. Ленина» 16.06.1997 года, он не был зарегистрирован по <адрес>, значился в регистрации по <адрес>, зарегистрирован по <адрес> только с ДД.ММ.ГГГГ года. В судебном заседании представитель ответчика дополнительно пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года Даутов Э.Н. проживает и работает в <адрес>, создал свою семью, членом семьи своего отца Даутова Н.В. не является.

       Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.

       Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

       Постановлением Правительства Российской Федерации № 840 от 24.12.2004 года "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности "утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

 В соответствии с пунктами 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

 Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

 В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 ( часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

 Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

 Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27.07.2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО «Кизеуголь». Также из выше приведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного (построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснять, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении.

 Жилищный кодекс РФ относит к членам семьи собственника жилого помещения следующих лиц, совместно проживающих с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении: его супруга, родителей, его детей ( в том числе усыновленных в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях- иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника. Непосредственно членами семьи собственника они не являются, такие лица обладают лишь правом пользования жилым помещением наравне с членами семьи. При этом подразумевается, что члены семьи собственника вселены в жилое помещение собственника на основании его заявления и постоянно зарегистрированы в установленном законом порядке. Члены семьи собственника постоянно зарегистрированные в его жилом помещении, обладают только правом пользования таким жилым помещением, пусть наравне с собственником, но они не могут в силу закона распоряжаться имуществом- жилым помещением собственника. Иными словами, члены семьи собственника вправе проживать в таком жилом помещении, обеспечивая его сохранность.

 Согласно ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей- родителей, усыновителей или опекунов.

          В соответствии с п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года,( в редакции Постановления Правительства РФ № 220 от 28.03.2008 года) регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

          В соответствии с п. 28 указанных Правил (в предыдущей редакции) регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

          Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что местом жительства ребенка признается место жительства его законных представителей: родителей, в отношении ребенка не действует критерий добровольного выбора места жительства, характерный для совершеннолетних граждан. При определенных обстоятельствах наличие либо отсутствие у ребенка права на жилое помещение не влияет на его место жительства. Как следует из положений п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года № 713, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, и свидетельства о рождении несовершеннолетнего. Записи о регистрации производится органами внутренних дел (паспортным столом), которые находятся по месту жительства гражданина. Специалисты паспортного стола заводят карточки учета регистрации граждан, делают записи о регистрации в паспортах граждан, в домовых книгах для жителей частных домов, выдают справки о лицах, зарегистрированных на конкретной жилой площади. Записи о регистрации детей делаются в алфавитной карточке родителей. Только с момента внесения изменений в пункт 28 Правил Постановлением Правительства РФ № 220 от 28.03.2008 года, в качестве документа, подтверждающего регистрацию ребенка, родителям выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. После отмены прописки в РФ действует уведомительный порядок регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства. Кроме того, регистрация в месте жительства является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства, и конкретных сроков, в пределах которых должна быть осуществлена регистрация по месту жительства новорожденного ребенка, законодательством не установлено.

          Пунктом 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза) предусмотрено, что в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади. Таким образом, в Эталоне предусмотрена возможность переселения лиц временно отсутствующих в жилых помещениях, но не утративших права пользования данными жилыми помещениями, перечень оснований, по которым лица временно отсутствуют, не является исчерпывающим. Тем более, что по смыслу Правил …, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, составленные Списки подлежащих переселению граждан подлежат ежегодной корректировке, и в Правилах отсутствуют какие либо основания для не включения в Списки определенных групп жильцов ветхих домов, временно отсутствующих в данных домах на период принятия решения о ликвидации угледобывающих организаций, но за которыми сохранялось право проживания в них.

        Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) является актом уполномоченного органа государственной власти Министерства энергетики РФ, которое является главным распорядителем средств государственной поддержки на реализацию программ местного развития. Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) в редакции приказов Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 года № 308 и от 27.06.2002 года № 194 является действующим, по заключению Министерства юстиции РФ в государственной регистрации не нуждается, следовательно, вводится в действие с даты его утверждения и устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные данным актом.

        Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения.

        Как установлено судом и подтверждается материалами дела, собственником жилого дома по <адрес> является истец Даутов Н. В. на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20). Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ года, дом по <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «им. Ленина» («Комсомолец»), в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д. 11-12). По приказу Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» № 157 от 18.06.1997 года шахта «им. Ленина» ликвидирована с 16 июня 1997 года (л.д. 49).

        Истец Даутов Н. В. состоял в зарегистрированном браке с ФИО1 (после заключения брака Даутовой), от которого ДД.ММ.ГГГГ родился сын Даутов Э. Н., а ДД.ММ.ГГГГ года- дочь ФИО2 (л.д. 42).

        Истец Даутов Э. Н. ДД.ММ.ГГГГ вступил в брак с Шаламовой М. Н., после регистрации которого, жене присвоена фамилия Даутова, от брака ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын ФИО4 (л.д. 44).

        В регистрации на жилой площади по <адрес> значатся: Даутов Н. В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Даутов Э. Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Даутова М. Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 9).

       ФИО5 и ФИО2 по данному адресу зарегистрированными не были.

       Даутова М. Н. на социальную выплату не претендует, законные представители Даутов Э. Н. и Даутова М. Н. требований о предоставлении социальной выплаты несовершеннолетнему ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не заявляют, что также подтверждается письменным заявлением Даутовой М.Н.

       Права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за истцами не зарегистрированы (л.д. 21-22). По сведениям Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» Даутов Н.В. и Даутов Э.Н. правом на приватизацию не воспользовались.

       ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значилась в регистрации по адресу: <адрес> (л.д. 10). В карточке формы «№» на имя ФИО1 (после регистрации брака Даутовой) по указанному адресу в графе дети до 16-ти лет значатся Даутов Э. Н. и ФИО2, Э. вычеркнут, указано: прописан у отца (л.д. 25).

       ДД.ММ.ГГГГ по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Кизел ФИО5 с семьей в составе: ФИО5, дочь ФИО2, мать ФИО9, было предоставлено право на заселение в квартиру по <адрес>. Из справок паспортиста видно, что в регистрации на жилой площади по <адрес> значились: ФИО9, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время одна.

       ДД.ММ.ГГГГ брак между Даутовым Н. В. и ФИО5 прекращен (л.д. 43).

        На основании договора на передачу квартир в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО2 стали собственниками квартиры по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право долевой собственности, по № доле за каждой (л.д. 48, 45). Из заявления следует, что для за реализацией права на приватизацию указанного жилого помещения обратились только ФИО5 и ФИО2

       Шаламова М. Н. (после регистрации брака Даутова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по <адрес>. Из похозяйственных книг по данному адресу видно, что главой личного подсобного хозяйства, которому предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, является ФИО6. Права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Даутовой М. Н. не зарегистрированы (л.д. 47).

       Из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что собственниками квартиры по <адрес> являются ФИО7 и ФИО8 Истец Даутов Э.Н. настаивает, что в настоящее время он снимает данное жилое помещение, его доводы ни кем не опровергнуты.

        Установив вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцы иным жильем не обеспечены, какие-либо права, в том числе в зарегистрированном браке, на иные жилые помещения не приобрели, следовательно, до настоящего времени их жилищные условия не улучшены.

         Суд считает, что истец Даутов Н.В. подлежит включению в Список на переселение, поскольку на момент ликвидации шахты «им. Ленина» 16 июня 1997 года он проживал и был зарегистрирован по <адрес> в доме, признанном в установленном порядке ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной организации угольной промышленности, и подлежащим сносу, являлся собственником жилого помещения, до настоящего времени истец проживает по указанному адресу, сохраняет регистрацию на жилой площади, является собственником дома, иного жилья не имеет, поэтому возникли все правовые основания для выделения ему социальной выплаты.

         Обстоятельство того, что в настоящее время Администрации Кизеловского муниципального района не выделяются денежные средства для реализации Программы, не может послужить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку правовые акты, предписывающие завершение переселения граждан из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и подлежащем сносу, до настоящего времени не приняты.

         Ответчик считает, что у истца Даутова Э.Н. не возникло право на получение социальной выплаты, поскольку он не был зарегистрирован по <адрес> на момент ликвидации шахты «им. Ленина», значился в поквартирной карточке своей матери        ФИО5, которая была зарегистрирована на момент ликвидации организации угольной промышленности по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает и работает в <адрес>, где создал свою семью.

         В карточке формы «А» на имя ФИО1 (после регистрации брака Даутовой) по <адрес> в графе дети до 16-ти лет значатся Даутов Э. Н. и ФИО2, Э. вычеркнут, указано: прописан у отца (л.д. 25).

          Между тем, сторонами не отрицается, что указанное жилое помещение являлось муниципальным, семья Даутовых, в том числе истец, на момент ликвидации шахты «им. Ленина» 16 июня 1997 года проживала по <адрес>, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.

 Так, из справки Управления образования Администрации Кизеловского муниципального района, выданной на основании архивный сведений, следует, что Даутов Э. Н. на основании Закона о всеобуче обучался в <адрес>. В алфавитной книге учащихся отмечено: <...> (л.д. 24).

 <...>

 Таким образом, достоверных доказательств того, что место жительства Даутова Э.Н., являвшегося на тот момент несовершеннолетним, было определено родителями по <адрес> с матерью до ДД.ММ.ГГГГ года, вплоть до его первоначальной регистрации в доме по <адрес> при документировании первым паспортом, в судебном заседании не добыто. Напротив, имеются документы, что истец был вычеркнут из алфавитной карточки ФИО5 ранее, дословно указано прописан с отцом, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года посещал школу с адреса <адрес>, тем самым родители определили его место жительства в данном доме с ДД.ММ.ГГГГ года.

        Анализируя в совокупности добытые доказательства по делу, суд приходит к выводу, что у истца Даутова Э.Н. возникло право на получение социальной выплаты в составе семьи своего отца Даутова Н.В., поскольку он на момент ликвидации шахты «им. Ленина» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проживал и был зарегистрирован, с учетом сведений из алфавитной карточки его матери и образовательного учреждения, по <адрес>, в доме, признанном в установленном порядке ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной организации угольной промышленности, и подлежащим сносу, был вселен в жилое помещение своим отцом, то есть в качестве члена семьи собственника, до настоящего времени сохраняет регистрацию на жилой площади, иного жилья не имеет.

 Обстоятельство того, что с ДД.ММ.ГГГГ года истец проживает и работает в <адрес>, создал свою семью, не может умалить его право на получение средств государственной социальной помощи, поскольку истцом Даутовым Н.В., являющимся собственником дома по <адрес>, не оспаривается право пользования данным жилым помещением Даутова Э.Н., как было достоверно установлено судом, свои жилищные условия не улучшил, право пользования иным жилым помещением не приобрел, суд считает, что его выезд в <адрес> имеет временный характер, обусловленный причинами трудоустройства, а не переменой места жительства, таким образом, имеются достаточные основания для включения Даутова Э.Н. в Список на переселение.

        Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты на семью истцов. Суд считает, что истцы вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не праве препятствовать им в переселении. Истцам следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с учетом двух членов семьи с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, должна составлять на их семью из двух человек 42 кв.метра. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

        Таким образом, суд удовлетворяет требования истцов, их следует включить в Список семей, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел.

       Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,

 Р Е Ш И Л:

      Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Даутова Н. В., Даутова Э. Н. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

       Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Даутову Н. В., Даутову Э. Н. социальную выплату на семью, состоящую из двух человек: Даутов Н. В., Даутов Э. Наильевич, для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

        Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

        Председательствующий